Недотравили

Как крысы с острова Хендерсон пережили травлю крысиным ядом.

Исследователи из Кембриджского университета и Королевского общества защиты птиц выяснили, почему провалилась кампания по дератизации острова Хендерсон в южной части Тихого океана. Откуда на коралловом острове взялись крысы, и зачем сейчас их понадобилось оттуда изжить? Около 800 лет назад полинезийские аборигены занесли малую крысу (лат. Rattus exulans) на остров Хендерсон, где в отсутствии хищников она почувствовала себя замечательно, в результате численность грызунов достигла огромных размеров. Естественно, что крысам надо было чем-то питаться, поэтому яйца, а также молодые птенцы местных видов птиц оказались в первых строчках меню этих непривередливых грызунов. Поскольку остров Хендерсона весьма невелик: всего 9.5 на 5 километров, то интродукция крыс поставило под угрозу популяции многих видов редких птиц, часть из которых – эндемики острова. В итоге Королевское общество защиты птиц приняло решение о принудительном истреблении крыс как на Хендерсоне, так и на близлежащих островах.

Фото: Michael Palmer/Wikipedia/CC BY-SA 4.0

Для этого успешно (не для крыс конечно) использовали крысиный яд бродифакум.  Однако в случае с островом Хендерсон что-то пошло не так, и спустя некоторое время после дератизации популяция крыс восстановилась практически до прежней численности в 100 тысяч особей. Естественно, возникли вопросы: кто виноват и что делать? Для ответа на вопрос, почему крысы острова Хендерсон пережили травлю крысиным ядом, биологи провели анализ ДНК выживших крыс. Как выяснилось, родоначальниками новой популяции были выжившие крысы именно с острова Хендерсон, а не с соседних островов, которые могли бы быть случайно занесены. Кроме того, анализ ДНК показал, что популяция прошла через так называемое бутылочное горлышко – минимальное число особей, до которого сокращается численность популяции, и которое становится родоначальником новой. Выяснилось, что травлю крысиным ядом пережило около 50 особей. Оказались ли они устойчивы к яду или им просто повезло? На этот вопрос биологи тоже получили ответ – выжившие крысы не более и не менее устойчивы к бродифакуму, чем их не такие везучие сородичи. А это означает, что выжившие полсотни крысы просто по каким-то причинам не съели приманку с ядом, тем самым избежав гибели. Исследователи связывают это с ливнем, который прошёл непосредственно перед раскладкой отравленной приманки, из-за чего она стала не такой привлекательной, по крайней мере, для 50 крыс из 100 000.