Белый карлик удивил

Астрономы нашли звезду с атмосферой из кислорода.

Мы привыкли говорить об атмосфере как о феномене, присущем исключительно планетам: Земле, Марсу, другим объектам Солнечной системы или даже далёким экзопланетам. Однако тем удивительней кажется тот факт, что астрономы недавно обнаружили звезду, атмосфера которой целиком состоит из кислорода. Таким уникальным объектом оказалась звезда с простым названием SDSS J124043.01+671034.68. Она представляет собой белый карлик – продукт эволюционного развития звезд, которые выработали своё термоядерное топливо и сильно сжались в размерах. Настолько сильно, что наша необычная звезда, обладая массой примерно в половину массы Солнца, имеет размеры лишь немногим больше Земли. Обычно, по крайней мере среди всех известных ранее белых карликов, их атмосфера – верхние слои звезды, состоит из остатков термоядерного топлива: водорода и гелия, которые будучи лёгкими элементами были вытолкнуты на поверхность. У небольшой части подобных звёзд присутствуют тяжёлые элементы, но в небольших концентрациях.

Белые карлики – проэволюционировавшие звёзды, лишённые собственных источников термоядерной энергии Фото: Mark Garlick and University of Warwick/ESO / Flickr.com

Однако в случае с белым карликом Dox, а именно такое короткое имя ему дали астрономы, чтобы не писать каждый раз 2 десятка цифр и букв, всё не так, как с обычными белыми карликами. Его внешний слой целиком и полностью состоит из кислорода – такие объекты хоть и предсказывались в теории, однако до последнего времени обнаружены не были. Что ещё удивительного, так это то, что кислород обычно находят в составе более тяжёлых белых карликов, чем Dox, а тут «маленький» карлик, да ещё и с тяжёлыми элементами. Исследователи, среди которых по иронии судьбы есть один астроном с фамилией Кеплер, предположили два возможных объяснения, откуда Dox набрал себе столько кислорода.

Согласно первой гипотезе, раньше  Dox входил в состав бинарной системы, и его компаньоном была звезда по типу нашего Солнца, которая, когда у неё кончилось топливо, превратилась в красного гиганта – большую остывающую звезду. Когда границы расширяющегося красного гиганта приблизились вплотную к Dox, то это спровоцировало переток массы с гиганта на вторую звезду, в результате она взорвалась, вспыхнув сверхновой и выбросив в пространство лёгкие элементы, оставив себе более тяжёлые.  По другой гипотезе, взрыв сверхновой, в результате которого образовался наш необычный белый карлик, произошёл из-за сгорания углерода внутри звезды. Тут правда нужно отметить, что под горением подразумевается не химическая реакция, а термоядерное превращение более лёгких элементов в более тяжёлые.