Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

ВЕРХОТУРЬЕ — НА ВСЕ ВРЕМЕНА

М. НИКУЛИНА (г. Екатеринбург).

Панорама Верхотурья. Снимок конца XIX — начала ХХ века.
Панорама Верхотурья. Снимок конца XIX — начала ХХ века.
Преображенский храм Свято-Николаевского мужского монастыря.
Преображенский храм Свято-Николаевского мужского монастыря.
Орнамент, украшающий стену Свято-Троицкого  собора.
Орнамент, украшающий стену Свято-Троицкого собора.
 Юго-восточная башня и фрагмент стены Свято-Николаевского мужского монастыря. 1856 год.
Юго-восточная башня и фрагмент стены Свято-Николаевского мужского монастыря. 1856 год.
Свято-Троицкий собор (1703—1710).
Свято-Троицкий собор (1703—1710).
Симеоно-Анненская надвратная церковь Свято-Николаевского мужского монастыря (1854—1856).
Симеоно-Анненская надвратная церковь Свято-Николаевского мужского монастыря (1854—1856).
Верхотурье сегодня. Подвесной мост через реку Туру.
Верхотурье сегодня. Подвесной мост через реку Туру.
Симеоно-Анненская надвратная церковь Свято-Николаевского мужского монастыря (1854—1856).
Симеоно-Анненская надвратная церковь Свято-Николаевского мужского монастыря (1854—1856).
Вид на город Верхотурье со стороны кремля.
Вид на город Верхотурье со стороны кремля.

Совсем недавно в книж-ных магазинах Екатеринбурга, в ларьках и музейных лавках появились книги, посвященные старым промышленным центрам Урала — Соликамску, Кунгуру, Нижнему Тагилу, Чусовому. Хорошо изданы. Прекрасно иллюстрированы. И — главное — представляют Урал не только как великий завод, но как жилую, любимую землю. Книги изданы независимым Институтом истории материальной культуры — общественным объединением, созданным совсем недавно, в 1995 году. В институте работают всего несколько человек. Три историка, два художника, фотограф, менеджер — сложившийся авторский коллектив. Сейчас институт трудится над созданием серии, приуроченной к 300-летию уральской металлургии, так что вслед за книгами о Тагиле и Чусовом ожидаются работы о Лысьвен-ском и Северском заводах... Это — ближайшие планы.

Художественный альбом “Земля Святого Симеона” (Екатеринбург, 1998 г.) принадлежит к числу изданий, читаемых и с интересом, и с удовольствием. Альбом вышел в свет прошлой осенью, к 400-летию Верхотурья. О Верхотурье и писать-то нелегко, а уж показать его в фотографиях вообще невероятно трудно: слишком велика духовная насыщенность места. Давняя история Верхотурья — первой таможни и первого сторожевого поста на дороге из центральной России в Сибирь — изрядно подзабыта, осталась только в летописях и документах. Слава монастырского центра и опоры православия на Урале сознательно разрушена в ранние советские годы. Монастыри были разогнаны, многие храмы лежали в руинах, а десятки тысяч паломников, приходивших прежде со всей России поклониться мощам верхотурского Святого Симеона, стали легендой, притом малоправдоподобной, ибо Верхотурье было маленьким (около 10 тысяч жителей) городком.

Обеспечим библиотеки России научными изданиями!

Говоря о сложностях создания книги про Верхотурье, нельзя не сказать о том, что обычные, отработанные “уральские” подходы и художественные решения в данном случае бессильны: великая слава опорного края державы почти не коснулась Верхотурья. Город этот никогда не был центром горнорудной и железоделательной промышленности, здесь не добывали золота, не гранили бесценных самоцветов. И легенды о Святом Симеоне не похожи на традиционные уральские легенды: не горщик он и не мастеровой — шубы шил, людей лечил, молился за них... Только этого не разглядишь, фотообъективом не поймаешь.

Авторы книги — И. Бердюгин (художественная концепция и специальная фотосъемка), Е. Логунов и В. Шкерин (текст), Т. Болотова и Ю. Болотов (оформление и макет), И. Демьяненко (менеджер проекта) — доверились животворной силе самого места и представили нам Верхотурье как оно есть: развалины и строительные леса, деревья и купола, кресты и травы, существующие рядом и, в сущности, равновеликие. Фотомастер, похоже, обрел признаваемые всеми особенности верхотурского зрения, когда глаз как физический прибор уже бессилен, а видят память и дух.

Сейчас Верхотурье восстанавливают. Но “восстановительная” тематика не является в альбоме основной. Замысел серьезней и глубже: показать Верхотурье живущим всегда, во все времена. Именно это заставляет по-новому радоваться его возрождению: мы восстанавливаем не разрушенные здания, но вечный порядок, по которому и должны жить земля и на ней человек.

Книга великолепно издана — тоже знак почтения к святому месту. Обложка — цвета золотого самородка, роскошный и строгий форзац: старинная карта Урала, на коричневом фоне — Тура, а на ней кремль и купола — Верхотурье...


Случайная статья


Другие статьи из рубрики «Размышления у книжной полки»