БЮРО ИНОСТРАННОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ. АПРЕЛЬ 2007 №4

В материалах рубрики использованы сообщения следующих изданий: "New Scientist" и "The Week" (Англия), "Geo", "Natur + Kosmos" и "Psychologie Heute" (Германия), "American Naturalist", "Natural History", "Science", "US News and World Report" и "Wired" (США), "Ciel et Espace", "Science et Vie" и "Sciences et Avenir" (Франция), а также сообщения агентств печати и информация из Интернета.

КОМЕТА ПОД МИКРОСКОПОМ

Продолжается изучение проб пыли из хвоста кометы Вилд-2, доставленных на Землю космическим аппаратом "Стардаст" в январе 2006 года (см. "Наука и жизнь" № 9, 2006 г.). На снимке, выполненном с помощью электронного микроскопа в Лаборатории исследований внеземного вещества в Париже (Франция), показано одно из зерен кометной пыли. Анализ посредством ионного микрозонда (образец обстреливается пучком ионов цезия, выбитые при этом атомы образца анализируются масс-спектрометром) показал, что это зернышко поперечником один микрометр - сульфид железа, FeS, то есть минерал троилит. На Земле он редок, зато встречается в метеоритах. Троилит возникает при высоких температурах, и не совсем понятно, где именно вещество кометы могло подвергаться сильному нагреву.

Астрофизики надеются, что вопросы о составе и происхождении комет прояснятся в 2014 году, когда европейский космический зонд "Розетта" сядет на ядро кометы Чурюмова-Герасименко и принесет образцы ее вещества.

ЧЕМ ПАХНУТ ЯДОВИТЫЕ ГРИБЫ?

Ядовитые растения и животные, как правило, отличаются яркой окраской, предупреждающей о том, что трогать их не стоит. Хотя яд сам по себе хорошая защита, но пока агрессор погибнет от отравления, он успеет причинить существенный вред. Почему ядовитые грибы чаще всего не отличаются яркой раскраской и внешне похожи на съедобные? Над этим вопросом задумался канадский биолог Томас Шерратт. Вместе с сотрудниками он провел подробный анализ характеристик ядовитых грибов Северной Америки и Европы. Оказалось, что ядовитые грибы, как правило, отличаются от съедобных не яркой окраской, а особым запахом. Возможно, и вкус у них специфический, но уж это проверять на себе биологи не стали.

Чем объясняется тот факт, что ядовитые грибы сообщают о своей ядовитости не окраской, а запахом? Скорее всего, тем, что основные любители грибов в природе, например слизни и ежи, питаются главным образом ночью и в сумерки, когда цветовое зрение не работает.

ВЕРБЛЮЖЬЯ ФЕРМА

Полностью автоматизированная молочная ферма с верблюдицами начала работать осенью 2006 года в арабском княжестве Дубай. В день здесь получают около 2000 литров молока от 230 верблюдиц, причем дойка происходит без участия человека. В дальнейшем поголовье фермы собираются увеличить до тысячи.

Хотя удои от верблюдиц невелики, их молоко содержит в пять раз больше витамина С и вдвое меньше жира, чем коровье. Имеющиеся в нем длинноцепочечные жирные кислоты снижают содержание холестерина в крови. Верблюжье молоко хорошо переваривается даже людьми, не способными усваивать коровье молоко, а таких в Азии большинство.

Единственный недостаток верблюжьего молока - из него невозможно получить сыр. Но проблему можно решить, добавив в молоко некоторые ферменты.

Кстати, в Индии из верблюжьего молока начали делать мороженое.

МОЛЧАНИЕ СВЕРЧКОВ

Полевые сверчки, живущие на гавайском острове Кауаи, в массе своей перестали издавать звуки. Дело в том, что песня сверчка предназначена для привлечения самки, но на звук слетаются и мелкие паразитические мухи, откладывающие на сверчка свои яички, из которых выходят личинки, пожирающие певца. Поэтому у 90% сверчков в последние годы изменилась форма краев крыльев. Сверчки продолжают тереть крыльями о ноги, а звука нет. Видимо, это результат естественного отбора: самцы с нормальными крыльями издают звуки и потому часто гибнут от паразитов. Обследование показало, что паразитами заражено 30% поющих сверчков и всего 0,75% молчащих.

Как же тогда размножаются молчащие сверчки? Они находят поющего собрата и перехватывают самок у него. Как полагают энтомологи, возможны два варианта развития событий: либо поющие насекомые совсем исчезнут и вслед за ними вся популяция вымрет, либо установится некоторое равновесие. Немые сверчки лучше выживают, зато поющие активнее размножаются. Тем временем паразитических мух становится все меньше, так как им все труднее найти жертву.

САМАЯ ДАЛЬНЯЯ ГАЛАКТИКА

Японские астрономы, работающие с гигантским телескопом диаметром 8,2 метра в обсерватории на Гавайских островах, нашли самую далекую галактику. Это звездное скопление, получившее обозначение IOK-1, расположено в 13 миллиардах световых лет от Земли. Приведенная здесь фотография потребовала выдержки длиной 15 часов, а чтобы найти рекордно удаленную галактику, астрономам пришлось изучить 41 533 такие звездные системы. Галактика состоит из молодых (вернее, бывших молодыми 13 миллиардов лет назад, когда они испускали свет, пойманный сейчас зеркалом телескопа) звезд-супергигантов. Они светили голубым светом, который вследствие расширения Вселенной дошел до нас красным.

ЭТА ОПАСНАЯ ВЕТРОЭНЕРГЕТИКА

На перевале Альтамонт-Пасс, к востоку от залива Сан-Франциско (США), уже около тридцати лет работает крупная ветроэлектростанция. Здесь в 70-х годах прошлого века установили более 5000 ветродвигателей, причем без всякой предварительной экологической экспертизы. Сейчас выяснилось, что ветряки опасны для птиц.

Перевал Альтамонт-Пасс известен своими сильными и почти постоянными ветрами, а в то же время он является важным путем миграции многих видов птиц. По сообщению экологов, под лопастями ветродвигателей ежегодно гибнет от 900 до 1300 птиц, в том числе занесенных в Красную книгу. Пока владельцам электростанции придется отключать на два месяца половину ветряков, в следующие два месяца - другую половину. Надеются, что эти меры позволят уменьшить гибель птиц. В дальнейшем есть планы заменить ветродвигатели на более современные, установленные на более высоких башнях, чтобы птицы реже в них врезались.

Еще один недостаток, замеченный за ветродвигателями, - они могут создавать помехи радиолокаторам. Но помех можно избежать модернизацией радарной аппаратуры и используемых в ней компьютерных программ.

АФРИКА КОРМИТ БРАЗИЛИЮ

Уже довольно давно известно, что дождевые леса в бассейне Амазонки получают немало питательных минеральных веществ с пылью из Сахары, приносимой ветром через Атлантику. Недавно израильским, британским и американским ученым удалось узнать подробности об этом процессе.

Измерения количества пыли в воздухе над территорией Африки, над океаном и Амазонкой, а также спутниковые снимки показали, что ежегодно из Сахары приносится в Южную Америку порядка 50 миллионов тонн пыли. И большая ее часть подхватывается ветром в долине Боделе на севере Чада, которая считается самым пыльным уголком мира. Скорость ветра в этом воронкообразном углублении между двумя горными хребтами достигает 50 километров в час, в воздух поднимаются тонкая пыль и мелкий песок.

На снимке, сделанном из космоса, - пыльная буря в долине Боделе. Внизу слева видно озеро Чад. Тонкие черные линии - нанесенные на снимок границы стран.

СОЛНЕЧНЫЙ "ЗЕФИР"

Первый в мире солнечный беспилотный летательный аппарат создан английскими инженерами. Легкий самолетик с размахом крыльев 16 метров, названный "Зефиром", весит менее 30 килограммов. Крылья покрыты высокоэффективными солнечными панелями, питающими два электромотора пропеллеров и заряжающими 40 литиевых аккумуляторов. Днем при полном солнце "Зефир" поднимается на высоту до 18 300 метров, ночью, питаясь от аккумуляторов, опускается до 15 200 метров и ожидает восхода. После некоторого усовершенствования "Зефир" сможет летать без посадки на протяжении трех месяцев, но пока наивысшее достижение - 18 часов полета, из которых семь - ночью.

Этот летательный аппарат, снабженный видеокамерами, найдет применение в науке, хозяйственной деятельности, пожарной охране. Предусмотрена также и возможность применения в военных целях. Пока изготовлены три опытных экземпляра.

ЗРИТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ ГОЛУБЯ

Сотрудники Средиземноморского института когнитивной неврологии в Марселе (Франция) изучали зрительную память голубей. Предъявляя птицам сотни изображений и научив их клевать определенную кнопку, если картинка уже знакома, психологи выяснили, что зрительная память голубя может хранить до 1200 изображений. Учитывая совсем небольшой размер мозга голубя, это очень неплохо. Например, бабуины способны запоминать до 6000 изображений.

Чем объясняется такая хорошая зрительная память голубей, пока неясно, однако предполагают, что она помогает птицам в навигации.

ЖИЗНЬ БЕЗ БОЛИ НЕ БЕЗБОЛЕЗНЕННА

Английские биологи изучают семью, живущую на севере Пакистана, члены которой из-за наследственной мутации не способны чувствовать боль. Один из них, десятилетний мальчик, зарабатывал тем, что на улице демонстрировал хождение босиком по горячим углям и прокалывал себе тело ножами. В 14 лет он, чтобы произвести впечатление на своих друзей, спрыгнул с крыши и погиб. Остальные шесть детей семейства почти все не раз ломали кости, не чувствуя никакой боли, двое во время еды откусили себе кончик языка. Но в остальном они нормальны: ощущают укол иголкой (хотя не как боль), распознают холод и тепло. Генетический анализ показал, что у них мутировал ген SCN9A, отвечающий за поток ионов натрия в нервных окончаниях и волокнах, сообщающих о боли. Исследование может привести к появлению новых обезболивающих средств.

ТРОМБОЦИТЫ В НЕФТЕПРОВОДЕ

При любом ранении кровь приносит к месту разрыва кровеносного сосуда специальные кровяные клетки - тромбоциты, образующие тромб и затыкающие своими телами прореху.

Шотландская фирма "Бринкер Текнолоджи" предлагает запускать в трубопроводы искусственные тромбоциты, которые будут приноситься течением к месту утечки и блокировать появившееся отверстие. Первые опыты, проведенные на нефтепроводах, прошли успешно: "тромбоциты" кубической формы из мягкой пластмассы заткнули дыру. По мнению разработчиков, метод может применяться и для защиты от утечек других жидкостей, надо лишь подобрать такой материал, который в данной жидкости не растворяется, не тонет и не всплывает. Вскоре "Бринкер Текнолоджи" надеется получить согласие властей на проведение подобного опыта на городском водопроводе.

ИНОПЛАНЕТЯНЕ НАС НЕ НАШЛИ

По расчетам астронома Расмуса Бьерка из Института Нильса Бора в Копенгагене (Дания), восемь межзвездных автоматических зондов, летящих со скоростью в одну десятую от скорости света, затратят на поиски разумной жизни в 40 тысячах звездных систем сто тысяч лет. Если же изучать в этом отношении все 260 тысяч звезд, находящихся в той зоне Галактики, где возможна жизнь, то на обследование уйдет почти 10 миллиардов лет. Правда, с помощью наземных и околоземных телескопов можно заранее выбрать только те звездные системы, в которых возможно наличие планет, пригодных для жизни (см. "Наука и жизнь" №№ 11, 12, 2006 г.).

Но при таких сроках вполне вероятно, что цивилизация, отправившая зонды на поиск братьев по разуму, просто потеряет интерес к исследованиям, начатым далекими предками самое меньшее сто тысяч лет назад. Поэтому неудивительно, что иные цивилизации пока с нами не связались - как и мы с ними, впрочем.

ЭЛЕКТРОСАМОКАТ ДЛЯ ПОЛИЦИИ

Американская фирма "T3 Motion" предлагает поставить полицейских на трехколесные электросамокаты, развивающие скорость до 40 километров в час. Две аккумуляторные батареи заряжаются за 3-4 часа от обычной сети, но их можно за несколько минут заменить уже заряженными. Самокат очень легко управляется и снабжен настоящей полицейской сиреной.

ПРОЗРАЧНАЯ ГЛИНА

Японские ученые создали новый композитный материал из гидрофобного полимера полиэтоксиметилакрилата и гидрофильной глины вулканического происхождения. Неожиданным образом новый материал оказался эластичным и прозрачным (см. фото), причем прозрачность сохраняется при повышении доли глины до 30 весовых процентов. В отличие от глины, композит при контакте с водой не разбухает, а в отличие от полимера, не растворяется органическими растворителями. Рассматривается возможность практического применения нового материала.

ЗАНЯТИЯ МУЗЫКОЙ РАЗВИВАЮТ ИНТЕЛЛЕКТ

Тот, кого в детстве родители заставляли заниматься музыкой, должен быть им благодарен. Даже если занятия шли из-под палки, вы не стали профессиональным музыкантом и не играете иногда для собственного удовольствия, эти уроки помогли развитию вашего мозга.

Канадский психолог Э. Шелленберг из университета Торонто показал, что шестилетние дети, которым на протяжении года преподавали игру на фортепиано или давали уроки пения, в тестах на коэффициент интеллекта получают оценки на 5-6 пунктов выше, чем сверстники, не бравшие таких уроков.

Но Шелленберг хотел узнать, вызывает ли дальнейшее музыкальное образование дополнительный рост интеллекта, поэтому он обследовал не только детей в возрасте от 6 до 12 лет, но и студентов колледжей. Оказалось, что шестилетнее обучение музыке или пению повышает коэффициент интеллекта у детей в среднем на 7,5 балла, и это действует положительно на школьные оценки по предметам, далеким от музыки, - по математике, чтению и правописанию. У студентов колледжа, прошедших в детстве шестилетний курс музыки, коэффициент интеллекта на 2 балла выше, чем у сокурсников, не учившихся музыке.

Причина таких различий пока неясна. Шелленберг не исключает, что дело не в стимуляции мозга музыкой, а просто дети, согласившиеся заниматься музыкой, изначально были умнее тех, кто наотрез отказался.