Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

ПУСТЫННЫЙ УГОЛОК - СПОКОЙСТВИЯ ПРИЮТ?

Н. ПЛАКСИН, международный арбитр по шахматной композиции.

Окончание. Начало см. "Наука и жизнь" № 8, 1999 г.

Илл. 1.
Илл. 1.
Илл. 2.
Илл. 2.
Илл. 3.
Илл. 3.
Илл. 4.
Илл. 4.
Илл. 5.
Илл. 5.
Илл.6.
Илл.6.
Илл. 7.
Илл. 7.
Илл. 8.
Илл. 8.

Вернемся к партии 1914 года между Ласкером и Капабланкой (см. позицию № 1), в которой 21-й и 34-й ходы черные сделали слоном - в угол и из угла (Сb7-а8 и Са8-b7), и теперь сравним эти ходы Капабланки с ходами слона в решении следующей миниатюры на мат в 5 ходов:

(Иллюстрация 1)

1.С:h8 b6 2.Са1 Кр:а1 3.h7 Кра2 4.h8Л Кра1 и 5.Ла8?. Здесь белый слон дважды прошел из угла в угол... А в № 9 подобное достижение удевятерено:

№ 9. Д. НАНН (1991)

(Иллюстрация 2)

Мат в 24 хода

Чтобы дать мат слоном - Сс6?, белые обречены выжидать, когда черные уведут коня с поля d8. Черные же не торопятся снимать контроль своих фигур над диагональю b7-g2 и флегматично маршируют пешками по вертикали "h": 1.Сh1 h3 2.Са8 h2 3.Сh1 h4 4.Са8 h3 5.Сh1 h5 6.Са8 h4 7.Сh1 h6 8.Са8 h1Ф 9.С:h1 h2 10.Са8 h3 11.Сh1 h5 12.Са8 h1Ф 13.С:h1 h2 14.Са8 h4 15.Сh1 h3 16.Са8 h1Ф 17.С:h1 h2 18.Са8, и терпение белых вознаграждается - 18... Кb7 19.С:b7 h1Ф 20.С:h1 Сg2 21.С:g2 Ке4 22.Сb4, угрожая 23.b3? (если 22.С:е4?, то черным пат!), 22... Кd2+ 23.С:d2 е1Ф. Однако это превращение черной пешки уже не мешает белым наконец-то достигнуть цели - 24.Сс6?. Слон пробежал из угла в угол 18 раз подряд!.. Автор этой задачи - английский математик (доктор наук) и гроссмейстер-практик (и призер чемпионата мира 1978 года по решению композиций) - подсчитал, что в его партиях ход слоном по большой диагонали встречался лишь трижды... Но еще более редкое явление в шахматных состязаниях - это ход в угол доски конем. Приведем уникальную комбинацию из турнира претендентов на мировое первенство:

№ 10. А. КОТОВ - П. КЕРЕС (Будапешт, 1950)

(Иллюстрация 3)

После 15-го хода черных

Несмотря на нападение черной пешки на слона h4, белые вдруг отправили под удар еще и коня - 16.Кh3-f4! g5:h4 (если бы черные взяли - 16...gf или 16...К:f4, то потеряли бы ферзя либо получили мат) 17.Кf4:g6 Лf8-е8. И здесь Котов сделал новый эффектный выпад, начинающий тотальное преследование черного короля: 18.Кg6-h8!! Ле8-е7 19.Фс2-h7+ Крg8-f8 20.f3-f4! Ка5:с4 21.f5-f4 е6:f5 22.0-0! Са6-с8 23.Сb1:f5 Сс8:f5 24.Лf1:f5 Крf8-е8 25.Лf5:f7 Кре8-d7 26.Фh7-f5+ Крd7-с6 27.Фf5-f6+ Крс6-d7 28.е5-е6+Крd7-с6 29.Лf7:е7 Фd8:h8 30.Ле7:с7+! Крс6-b5 31.Фf6-е7 а7-а5 32.Фе7-d7+ Крb5-а6 33.Ла1-b1, и черные сдались. Если 33...Фе8, то 34.Ла7+ с выигрышем ферзя, а на 33...К:а3 последует жертва ладьи - 34.Л:b6+ Кр:b6 и мат - 35.Фс6?... В 1954 году идея этой комбинации получила неожиданное развитие в задаче-двухходовке латвийских композиторов А. Домбровскиса и В. Ведерса:

(Иллюстрация 4)

После вступительного хода, аналогичного маневру Котова - 1.Кg6-h8, белые создают угрозу 2.Фf3-е4?, и на неочевидную защиту - 1...Кс7-а8 следует нешаблонная реплика - 2.Кb3-а1?! Дополнительные варианты: 1...Кd5 2.Ф:h3х, 1... Ф:f7 2.Ф:f7? и 1... Сg2 2.Фf5?. Здесь три коня уходили на угловые поля трижды... Но разные углы доски может навестить и один конь. Попробуйте проанализировать следующую позицию:

№ 11. Н. ПЛАКСИН (1988)

(Иллюстрация 5)

После 20-го хода белых. Откуда пришел конь b3?

Для ответа на вопрос в задании № 11 достаточно поинтересоваться участью отсутствующих на доске персонажей. И это подскажет, что все двадцать ходов белые сделали только одним конем...

Фигуры на угловых полях доски могут появляться и в результате пешечных превращений. Но пешки подчас норовят пройти отнюдь не в ферзи (как это встречалось, например, в № 6), а предпочитают иные перевоплощения. Реализация подобных идей заманчива и обычно базируется на нестандартных конструкциях. Вот характерный пример:

№ 12. В. ЛЕВШИНСКИЙ, Н. ПЛАКСИН (1984)

(Иллюстрация 6)

4 последних хода?

Обратим внимание, что материальный баланс белых закрыт: 14 (на диаграмме) + 2 (взято с:d и b:с) = 16. Кроме того, выделим из скопления фигур в данной позиции так называемый ретроузел на полях d7, е7, е8, f6, f7, f8, g6, g7, g8, h6 и h8. При его формировании были обязательно сделаны ходы слоном Сh8-g7 и пешкой g7-g6. Но при черной пешке на g7 белый слон h8 оказывается превращенным, как, кстати, и черный слон h4 (при черных пешках g7 и е7 он не мог прийти с поля f8). Последний ход белых был Лh7-h8+, а предыдущий - черных - b7:с6!, но не с7-с6? В этом случае пешка d5 пришла бы с b7, сделав два взятия на белых полях - b7:с6:d5, а это невозможно, поскольку в числе двух отсутствующих белых фигур был и чернопольный слон. А при черной пешке на b7 оказываются превращенными и белопольные слоны - белый а8 и черный е8. И теперь можно установить последние ходы, записав их в форме ретронотации: сперва последний ход, потом предыдущий и т. д. - 1.Лh7-h8+ b7:Сс6 2.Фb8-d6 d6-d5 3.Сh8-g7 с7:Сd6 4.Крh5-h6 g7-g6+... Итак, все четыре слона в № 12 превращены из пешек на угловых полях: белые - на а8 и h8, черные - на а1 и h1. Осталось проконтролировать баланс черных фигур: 10 (на диаграмме) + 2 (взято а:b и b:а, пропуская пешку а7 на а1) + 2 (взято h:g и g:h, пропуская пешку h7 на h1) + 2 (слоны черных взяты на с8 и f8) = 16. А иная попытка ретроигры - 1.Лh7-h8+ b7:Cc6 2.g2-g3? Сg3-h4 - не проходит, поскольку в этом случае черный превращенный слон с поля h1 не смог бы перейти на е8... Но тематические квартеты превращений бывают и не столь однородны:

№ 13. В. ЛЕВШИНСКИЙ, Н. ПЛАКСИН (1982)

(Иллюстрация 7)

Последний ход?

Точный ответ на этот вопрос можно найти, уделив внимание не только полям а1, h1, а8 и h8, но еще и пунктам е8 и b4...

В приведенных задачах и партиях углы шахматной доски посещали и ферзи, и ладьи, и слоны, и кони. А каковы перспективы кругосветного королевского путешествия?.. Мы затронули оригинальнейшую тему композиции, получившую название "Большой королевский вальс". Приглашаем на один тур этого шахматного танца, предлагая сделать минимум ходов:

№ 14. Н. ПЛАКСИН (1983)

(Иллюстрация 8)

Ход белых. Передать ход черным в той же позиции

В ритме вальса все плывет,
И доска, как небосвод.
Все кружится, скользя,
Ошибиться нельзя...
В ритме вальса все плывет...

Свои решения вы сможете проверить в следующем номере журнала. Но мы были бы очень признательны, если бы вы присылали в редакцию свои варианты решения задач. Самые интересные мы опубликуем в журнале.


Случайная статья


Другие статьи из рубрики «Шахматы»