Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

ЗЕРКАЛКИ - НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ ФОТОЛЮБИТЕЛЕЙ

А. ВОЛГИН.

С первых дней изобретения светописи у фотографа появилась задача навести фотоаппарат так, чтобы на снимке вышел только снимаемый сюжет, причем нужной величины, резкий и желательно с задуманным соотношением размеров переднего и заднего планов. Вдобавок снимок должен был быть технически совершенен, то есть экспонирован с учетом особенностей сюжета. Со всеми этими задачами прекрасно справляются зеркалки, которые сегодня считаются наиболее совершенными фотоаппаратами. Они позволяют снимать самыми разными объективами. У них самые короткие и самые длинные выдержки среди аппаратов, доступных любителям, - от десятитысячных долей секунды до многих часов.

Размер изображения, перспективу и распределение резкости меняют, подбирая точку съемки и фокусное расстояние объектива, глубину резкости регулируют изменением значения диафрагмы. Наводит на резкость и устанавливает экспозицию автоматический фотоаппарат сам, но в определенных пределах можно и влиять на характер снимка, подбирая программу работы.

Еще у предшественника фотоаппарата - камеры-обскуры, применявшейся для прорисовки портретов и пейзажей, было зеркало. Оно отбрасывало изображение, образуемое объективом, на матовое стекло в крышке камеры и переворачивало его, делая прямым. В прошлом веке создатели первых зеркальных камер воспользовались этим принципом, сделав зеркало подъемным. В современных камерах оно поднимается автоматически только на момент экспонирования. Зеркало фотоаппарата имеет внешнее покрытие. Это позволяет избежать двойного отражения - от поверхности зеркального слоя и от внешней поверхности стекла, но покрытие ничем не защищено и очень легко царапается; дотрагиваться до него и протирать его поверхность нельзя.

Камеры выпускаются иногда и с неподвижным полупрозрачным зеркалом, которое пропускает к пленке примерно 2/3 света, а треть отражает в видоискатель.

Чтобы вернуть на свои места правую и левую части изображения, в современных камерах имеется стеклянный блок с пятью посеребренными поверхностями, наклоненными под определенным углом, - пентапризма. В камерах высокого класса она делается съемной. Без пентапризмы проще снимать сюжеты с точки зрения "лягушки", например, полевые цветы среди травы. В камерах с несъемной пентапризмой в подобных случаях применяется угловая насадка на видоискатель.

Видоискатель профессиональных камер высокого класса имеет тот же размер, что кадровое окно. В обычных камерах видоискатель меньше - примерно 90% от площади кадра.

В большинстве автоматических зеркальных камер фокусировку при желании можно производить по матовому стеклу, которое чаще называют экраном. В простейшем случае на его обратную сторону нанесена система концентрических канавок - так называемая линза Френеля. Она направляет свет в окуляр видоискателя, значительно повышая яркость изображения. Рассматривая сюжет на матовом экране и изменяя точку наводки и значение диафрагмы, легко подобрать наилучшую глубину резкости и распределить ее между передним и задним планами. Для этого на объективе есть поводок или кнопка репетитора диафрагмы, закрывающего ее до рабочего значения. У автоматических камер их может не быть.

Упрощает наводку на резкость микрорастр из пирамидок и клиньев. Клинья размещены в центре экрана, микрорастр иногда заполняет весь экран. Клинья позволяют добиться точной наводки даже с телеобъективами с очень малой глубиной резкости. Однако они пригодны только для сюжетов, имеющих четкие линии. Разместив изображение одной линии на клиньях, наводят резкость до тех пор, пока она не перестает двоиться. Наводка по микрорастру проще: подстраивая фокус, добиваются устранения мерцания изображения на растре. Растр очень удобен при плохом освещении или когда требуется быстро навести на резкость, например, когда снимается котенок в прыжке.

У камер без автоматической наводки на резкость на матовом стекле-экране имеется кольцо с микрорастром и клиньями. На специализированные экраны нанесены квадраты или прямоугольники из тонких линий. Первые упрощают архитектурную съемку, когда важно сохранить вертикальность линий относительно границ кадра. Стороны прямоугольных ячеек соответствуют так называемому золотому сечению; оно бывает полезно при съемке бытовых сцен и портретов.

На экраны камер с автоматической наводкой на резкость нанесены небольшие прямоугольники. Камера наводит по изображению, попавшему в один из них. Если нужный объект находится в центральном прямоугольнике, сразу нажимают спусковую кнопку, которая, кстати, бывает заблокирована, пока автомат не закончит наводку на резкость. Блокировку можно отключить, чтобы использовать нерезкость в художественных целях. Нужную деталь при необходимости можно "поймать" в один из прямоугольников, нажать кнопку "память резкости", затем уточнить границы кадра, повернув камеру, и произвести спуск. Правда, в некоторых случаях, например при съемке через окно, автоматика может ошибиться - помешает стекло. В подобных ситуациях наводку следует производить от руки.

У камер бывает предусмотрен режим наводки с учетом скорости движения снимаемого предмета. В нем вычисляется расстояние, которое пройдет предмет за время между спуском и срабатыванием затвора. Этот режим позволяет, скажем, резко снять автомобиль, проносящийся мимо со скоростью более 200 километров в час. Интересен режим, в котором камера производит съемку, обычно серией, как только предмет входит в заранее установленную зону резкости. Это помогает, например, снимать мелких зверей и птиц. Удобен режим мгновенной съемки, когда камера включается автоматически и производит наводку на резкость, как только ее подносят к глазу.

В большинстве камер при наводке на резкость передвигаются либо весь объектив целиком, либо линзы внутри объектива. У камер высшего класса или специализированных, например для подводной съемки, передвигается пленка вместе с фильмовым каналом. В некоторых камерах обычные объективы можно наводить на резкость автоматически, поставив так называемый конвертор (экстендер). Правда, он увеличивает фокусное расстояние объектива и уменьшает его светосилу.

Для автоматической наводки на резкость обычно применяют пьезоэлектрические двигатели, которые в рекламе часто называют волновыми или ультразвуковыми.

Фокусное расстояние объектива почти во всех моделях меняют вручную и лишь у немногих - мотором, скорость которого регулируют силой нажатия на клавишу управления. Это несколько упрощает съемку и позволяет получить добавочные эффекты.

В современных зеркальных камерах экспозиция определяется по прошедшему через объектив свету (система ТТЛ). Светочувствительность пленки в механических камерах вводят обычно вручную, в автоматических - ее определяет камера по коду на кассете. Экспозиция может быть определена по всей площади кадра без учета распределения яркостей деталей (интегральный способ). Его недостаток в том, что, если в кадр попадают большие участки неба, экспозиция получается слишком короткой для проработки деталей внизу, например цветов и травы. Поэтому часто камера измеряет яркость середины нижней части кадра, примерно 60-70% от площади экрана. В отдельных камерах на экране видно кольцо, в пределах которого и производится замер экспозиции.

Многие модели позволяют по желанию снимающего измерять экспозицию центральной части сюжета, составляющей либо 10-12% от площади кадра (селективный способ), либо 2-3% (точечный). Например, вы снимаете белого лебедя, плавающего в пруду, берега которого заросли кустами. Кусты находятся в тени, а птица освещена солнцем. Интегральный замер учтет слабую освещенность кустов, что наверняка приведет к передержке и потере деталей в светах: лебедь получится в виде белого пятна. Селективный замер даст лучший результат, но наилучший получится, если применить точечный и определить экспозицию только по лебедю. Правда, он получится на снимке не белым, а серым, поскольку экспозиция у всех камер рассчитана на средний сюжет, поглощающий 18% падающего света. Чтобы лебедь получился белым, необходимо увеличить выдержку раза в два. Сделать это несложно с помощью корректора экспозиции, имеющегося почти у всех камер.

Нередко экспозицию приходится и уменьшать. Если бы лебедь был черным, а не белым, то без коррекции на снимке при точечном замере он тоже получился бы серым. Чтобы он стал черным, экспозицию необходимо уменьшить раза в четыре. В сложных случаях, как и со старой "лейкой", следует сделать подряд несколько снимков с разными выдержками; такой режим называется экспозиционной автовилкой. Величину коррекции для каждого снимка задает снимающий.

Облегчает съемку и замер экспозиции сразу в нескольких секторах. Их освещенности сравниваются между собой, и по ним определяется экспозиция. При этом камера может отбросить крайние значения, например, не станет учитывать блики на воде, свет уличных фонарей.

Если часть сюжета, по которой нужно замерить экспозицию, находится на краю кадра, используют "память экспозиции", после чего уточняют границы кадра. Кнопка памяти может быть сблокирована со спусковой кнопкой, которая при легком нажатии запоминает экспозицию, или с кнопкой памяти точки наводки на резкость.

При экспонировании пленку открывает затвор. В большинстве камер он имеет вид шторки со щелью. Шторно-щелевой затвор (или просто щелевой) имеет две шторки, которые одна за другой пробегают перед пленкой. При длительных выдержках вначале открывается первая шторка, а затем вторая закрывает кадровое окно. При коротких выдержках между шторками образуется щель, которая движется перед пленкой. Изменяя ширину щели, меняют выдержку.

Конструктивно шторно-щелевой затвор представляет собой две заслонки из набора тонких металлических или пластмассовых пластинок либо из прорезиненной или металлической ленты.

Основной недостаток шторно-щелевых затворов в том, что пленку они открывают полностью только при длинных выдержках. Это затрудняет использование вспышки: ею нельзя пользоваться, когда затвор экспонирует кадр щелью.

Наименьшая выдержка, при которой затвор открывается полностью, называется выдержкой синхронизации. У камер высшего класса она равна 1/300 секунды, у остальных - 1/60 секунды. Короткая выдержка упрощает подсветку крупного плана вспышкой при съемке против света: при длинных выдержках фон получился бы передержанным. Современные электронные затворы отрабатывают выдержки до 1/12000 секунды, механические - до 1/4000 секунды.

Длинные выдержки электронных камер - больше десяти секунд, механических - несколько секунд. Чтобы снимать с особо длительными выдержками, необходим таймер, который вдобавок позволяет делать серии снимков с изменяемыми интервалами между ними. Например, когда снимают распускающийся цветок, интервал между снимками может составить вначале дни, а затем - часы. Если же вы снимаете Луну на небосводе в течение всей ночи, интервалы могут быть одинаковыми и составлять часы.

Вспышка может быть встроена в автоматическую камеру, и всегда есть устройство для присоединения дополнительной вспышки. У большинства вспышек автоматическая камера регулирует длительность светового импульса и его мощность по свету, отраженному от пленки, и позволяет менять мощность светового импульса в соответствии с особенностями сюжета. Вспышка может срабатывать в момент, когда затвор начинает закрываться (синхронизация по второй шторке). Это позволяет снять основную часть сюжета в автоматическом режиме при имеющемся освещении (обычно вносится поправка, несколько его приглушающая), а вспышку использовать только для подсветки переднего плана.

Сегодня основным объективом зеркальной камеры стал объектив с переменным фокусным расстоянием - вариообъектив, который часто называют зумом или трансфокатором (см. "Наука и жизнь" № 5, 1999 г.).

Вариообъективы можно условно разделить на группы по изменению фокусного расстояния : примерно от 16 до 35 мм, от 24 до 120 мм и от 28 до 300 мм. Есть объективы, которые позволяют смещать положение оптической оси и наклонять ее. С их помощью легко выправить "падающее" здание, когда приходится наклонять камеру, чтобы оно попало в кадр полностью. Наклон оси значительно увеличивает глубину резкости без дополнительного диафрагмирования. Например, можно снять резко текст рукописи на столе музея и портрет, висящий на стене, крупным планом одуванчик и облака на небосклоне.

Интересны особоширокоугольные объективы. Длина фокусного расстояния некоторых моделей может составлять 8 мм и меньше, угол их зрения доходит до 220о. Это позволяет снимать предметы такими, как их видят рыбы, отсюда и название этих объективов - "рыбий глаз".

Выпускаются составные объективы, обычно собранные из трех частей. Комбинируя их между собой, можно получить довольно большой набор объективов с разными фокусными расстояниями.

Автоматические камеры имеют более тридцати программ работы. Они могут установить выдержку, если задана диафрагма, и, наоборот, подобрать пару выдержка-диафрагма с учетом фокусного расстояния объектива. При съемке против света они введут коррекцию, в режиме "спорт" установят короткую выдержку, в режиме "портрет" - минимальную глубину резкости, в режиме "ночной портрет" - экспозицию с учетом заднего плана и освещения переднего вспышкой. В режиме "пейзаж" камера выставит максимальную глубину резкости, а в режиме "макро" - большую глубину резкости при коротких выдержках, чтобы предотвратить смазку от колебания камеры. В режиме "ночной пейзаж", не допуская излишне светлого изображения неба, она позволяет сохранить настроение вечера.

Разницу между современными профессиональными и хорошими любительскими камерами провести трудно. Основное их различие - в надежности, гарантированном числе срабатываний затвора. Профессиональные механические камеры способны стабильно работать в крайне неблагоприятных внешних условиях, например на морозе.

Поскольку в видоискателе видно все то, что получается на пленке, значительно упрощается применение всевозможных светофильтров и эффектных насадок. Они могут придать изображению самый неожиданный вид: сделать контур предмета светящимся, получить радужные лучи от фонарей. Из светофильтров в цветной фотографии наиболее часто применяются поляризационные и нейтральные оттененные, притеняющие изображения неба без искажения цветопередачи. Заметим, что для камер с автоматической наводкой на резкость необходимо применять светофильтры с круговой поляризацией. Линейные не позволяют камере правильно навести на резкость. Разницы между ними по воздействию на изображение нет.

Работу камеры контролируют по нескольким дисплеям. Основные дисплеи размещаются на верхней крышке камеры и в видоискателе, дополнительные - на задней крышке. В механических камерах обычно есть только индикатор экспозиции в поле видоискателя и порой значение диафрагмы для штатных объективов.

См. в номере на ту же тему

Зеркалки фирмы "Минольта".


Случайная статья


Другие статьи из рубрики «Человек с фотоаппаратом»