КОРИФЕИ ИНЖЕНЕРНОГО ДЕЛА В РОССИИ

Н. ГЕЛЬМИЗА.

Большой токарно-копировальный станок А. К. Нартова 1718-1729 годов.
Фонари уличного освещения со свечой П. Н. Яблочкова на набережной Темзы в Лондоне.
Приемная станция системы А. С. Попова впервые была использована летом 1897 года на Кронштадтском рейде между берегом и судном "Рыбка".
Строительство цельносварного моста через Днепр в Киеве конструкции Е. О. Патона.
Возводится Останкинская телебашня. Снимок фотокорреспондента "Науки и жизни" В. Веселовского, сентябрь 1964 года.

История техники помнит имена изобретателей, ученых и инженеров, которые подарили миру сотни идей и решений, давших небывалый толчок научно-техническому прогрессу. Среди них были люди необычайно разностороннего дарования и те, кто, сделав всего одно открытие, подняли человечество на новую ступень цивилизации. В ряду известных всему миру выдающихся русских изобретателей стоят и гениальные самоучки, и выдающиеся высокообразованные инженеры.

Талантливый механик и изобретатель Андрей Константинович Нартов (1698-1756) был современником и соратником М. В. Ломоносова. С созданного им механизированного суппорта (узел, закрепляющий и направляющий резец токарного станка) начался переход от ручной техники к машинной. Среди изобретений Нартова - всевозможные станки и подъемные механизмы (один из них применялся для подъема царь-колокола на колокольню Ивана Великого в Московском Кремле), новый эффективный способ отливки пушек, скорострельная батарея из 44 трехфунтовых мортирок, оптический прицел и многое другое.

Полвека спустя выдающийся механик - Иван Петрович Кулибин (1735-1818) изобрел множество механизмов: зеркальный фонарь-прожектор с параболическим отражателем из мельчайших зеркал, семафорный телеграф, шарнирные протезы, которые он называл "механические ноги", речное судно с "вододействующим" двигателем. Кулибин спроектировал одноарочный мост через Неву пролетом 298 метров с деревянными решетчатыми фермами и построил его крупногабаритную модель. В Эрмитаже в Санкт-Петербурге хранятся уникальные карманные часы Кулибина. В их металлическом яйцеобразном корпусе помимо часового механизма есть механизм боя и музыкальный автомат с подвижными фигурками, воспроизводящий несколько мелодий.

Изобретатели отец и сын Черепановы - Ефим Алексеевич (1774-1842) и Мирон Ефимович (1803-1849) построили больше 20 паровых машин различной мощности, несколько уникальных станков (токарные, сверлильные, гвоздильные, винторезные, строгальные). Но самое замечательное изобретение Черепановых - первые в России паровозы и железная дорога. И хотя протяженность пути была всего 800 метров, а скорость паровоза 15 км/ч, с этой дороги началось развитие железнодорожного транспорта в России.

Замечательный русский электротехник Александр Николаевич Лодыгин (1847-1923) изобрел угольную лампу накаливания, с которой началось электрическое освещение. Ученый поместил в стеклянный баллон два угольных стерженька, один из которых накалялся и выжигал кислород, а другой ровно светил в инертной среде в течение полутора часов. Позже изобретатель усовершенствовал свою лампу, выкачав из нее воздух и снабдив масляной закупоркой.

Другой русский электротехник Павел Николаевич Яблочков (1847-1894) вошел в историю как автор "русского света". Источником света в изобретенной им свече, названной свечой Яблочкова, служила электрическая Вольтова дуга между угольными стерженьками. Яблочков придумал хитроумное устройство для сближения стерженьков, поставил их вертикально и впервые подвел к устройству не постоянный, а переменный ток, который с тех пор используется повсеместно. Такое освещение было впервые поставлено на одной из улиц Петербурга и на набережной Темзы в Лондоне.

Выпускник физико-математического факультета Петербургского университета физик и электротехник Александр Степанович Попов (1859-1906) стал изобретателем радиосвязи. Он построил первый в мире радиоприемник, который назвал прибором для обнаружения и регистрирования электрических колебаний. В 1895 году А. С. Попов продемонстрировал свои приборы - радиоприемник, грозоотметчик, приемник телеграфных сообщений на наушник и другие - на заседании Русского физико-химического общества. Этим показом было положено начало развитию радио.

В ряду выдающихся русских ученых и инженеров стоят и Николай Егорович Жуковский (1847-1921) и Константин Эдуардович Циолковский (1857-1953). Первый из них был создателем аэродинамики как науки. Его работы стали источником идей, на которых базируются все научные и технические открытия в авиации. Второй _ признанный во всем мире основоположник теории межпланетных сообщений. К. Э. Циолковский сделал величайшие открытия в теории движения ракет, заложил основы для создания жидкостного ракетного двигателя, решил задачу посадки космического корабля на поверхность планет, лишенных атмосферы.

Борис Львович Розинг (1869-1933) оставил яркий след в развитии телевидения. В 1907 году он запатентовал способ передачи изображений с помощью электронно-лучевой трубки посредством внешнего фотоэффекта, открытого А. Г. Столетовым. Чтобы на экране было видно такое же изображение, как в передающем приборе, талантливый физик и изобретатель построил электромагнитное развертывающее устройство. Число строк развертки было тогда всего 12 (в современных телевизионных приемниках их 800 и более). В 1911 году Розинг осуществил первую в мире телепередачу по этой системе. Его патент был признан во многих странах, включая Германию, Великобританию и США.

К числу уникальных личностей необычайного разностороннего дарования принадлежит выдающийся инженер и изобретатель Владимир Григорьевич Шухов (1853-1939). Выпускник Императорского Московского технического училища (ныне Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана) Шухов сделал сотни изобретений. За более чем 60 лет, отданных инженерному делу, ему удалось осуществить свыше 600 собственных проектов. Среди них новый способ переработки нефти (крекинг-процесс) и резервуары для хранения нефтепродуктов. По сей день эти изобретения используются почти во всех странах мира, и нефтепроводы повсеместно рассчитывают по формулам Шухова. Всю жизнь Шухов строил сооружения с использованием металлоконструкций. Под его руководством было спроектировано и построено больше 500 мостов, сетчатых и арочных перекрытий, в том числе над перроном Киевского вокзала в Москве, и знаменитая гиперболоидная телебашня на Шаболовке высотой 148,3 метра.

Выдающийся инженер и ученый Евгений Оскарович Патон (1870-1953) положил начало советской школе мостостроения. Один из главных его проектов - цельносварной мост через Днепр в Киеве длиной 1150 метров. Он собран без единой заклепки, с помощью только электросварных соединений. Там же, в Киеве, Патон организовал первый в мире институт электросварки, в котором под его руководством разрабатывались новые методы проектирования, расчетов и возведения сварочных конструкций. По методу Е. О. Патона - сварка под слоем флюса - свариваются тысячи километров газопроводов.

Один из основателей отечественного самолетостроения авиаконструктор Андрей Николаевич Туполев (1887-1972) был самым близким соратником Н. Е. Жуковского. Он первый начал строить цельнометаллические самолеты, среди которых были бомбовозы, бомбардировщики и первый пассажирский 9-местный самолет АНТ-9. На туполевских машинах совершены знаменитые перелеты через Северный полюс в Америку. В Конструкторском бюро А. Н. Туполева созданы первые в мире турбореактивный пассажирский самолет Ту-104 и сверхзвуковой Ту-144, а на выпускавшихся большими сериями Ту-134 и Ту-154 летал, наверное, каждый из нас. Под руководством Туполева разработано более 100 типов самолетов, из них 70 выпускались серийно. Самолеты с маркой "АНТ" и "Ту" побили около 80 мировых рекордов.

К плеяде выдающихся инженеров принадлежит и специалист в области строительных конструкций Николай Васильевич Никитин (1907-1977). Он участвовал в создании Московского государственного университета на Ленинских горах, Дворца науки и культуры в Варшаве, мемориала В. И. Ленина в Ульяновске (ныне Симбирск). Главное творение Н. В. Никитина - самое высокое свободностоящее сооружение в Европе - Останкинская радиотелевизионная башня, построенная в Москве в 1976 году. Уникальность конструкции телебашни высотой 539 метров в том, что стоит она не на мощном многометровом фундаменте, а на железобетонной шайбе диаметром около 70 метров, шириной 8 метров, покоящейся на твердом суглинисто -галечном моренном слое на глубине всего 3,5 метра. В трубчатом стволе башни по периметру установлены и натянуты 150 стальных канатов диаметром 38 миллиметров с разрывным усилием по 112 тонн. Сжимающее усилие внизу - 9500 тонн, вверху - 3800 тонн. Останкинская телебашня - пример невиданных для такой высоты прочности, устойчивости и равновесия.

Литература

Болховитинов В., Буянов А., Захарченко В., Остроумов Г. Рассказы о русском первенстве (под общей ред. Орлова В.). - М.: Молодая гвардия, 1950.

Горохов П. К. Б. Л. Розинг - основоположник электронного телевидения. - М.: Наука, 1964.

Наука и техника СССР. 1917-1987. Хроника. - М.: Наука, 1987.

Шателен М. Русские электротехники. - М.: 1949.

Шухардин С. В. Основа истории техники. - М.: 1961.

Энциклопедический словарь юного техника. - М.: Педагогика, 1980.

Читайте в любое время

Другие статьи из рубрики «Техника. Страницы истории»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее