ДАРВИН И АРХЕОЛОГИЯ

В материалах рубрики использованы статьи и сообщения следующих иностранных журналов: "New Scientist" (Англия), "Bild der Wissenschaft" (Германия), "Discovering Archaeology", "Nutri-News", "Popular Science" (США), "Ciel et Espace", "Historia", "Revue du Palais de la Decouverte" и "Sciences et Avenir" (Франция).

На рисунке, взятом из книги Дарвина, показан камень, благодаря червям "вросший" в землю за 35 лет.

Имя Чарльза Дарвина связано в нашем сознании с теорией эволюции, и мало кто знает, что великий ученый имел отношение и к археологии и сделал важный вклад в самые ее основы. Причем к проблемам археологии он обращался дважды: в начале и в конце научной карьеры. К науке о древностях он пришел, наблюдая за поведением дождевых червей.

Эта история началась в 1837 году, вскоре после того, как ученый вернулся из четырехлетнего кругосветного плавания на "Бигле". Он прочел в Лондонском геологическом обществе доклад "Об образовании растительного слоя" (так называли тогда верхний, плодородный слой почвы), в котором обратил внимание на то, что монеты, глиняные черепки и другие предметы, оставшиеся от оккупации римлянами Британских островов 2000 лет назад, обычно находят на некоторой глубине под землей. Не совсем ясно, как они туда попали, писал Дарвин. Это еще можно объяснить, когда такие находки делаются невдалеке от рек или озер: римлянин когда-то уронил монету в воду, потом озеро высохло или река переменила течение, и монета оказалась на суше, погребенная под слоем речных или озерных наносов. Но кто мог закапывать монеты вдали от водоемов? Ветер, несущий пыль и песок? Но Англия - не Сахара, где самум носит тонны песка... Наблюдая за тем, как с течением времени погружаются в почву мелкие камешки, разбросанные по лугам его имения, Дарвин пришел к выводу, что "могильщиками" служат дождевые черви. Ежегодно на поля имения вывозили золу для удобрения, а к следующему сезону ее нерастворимые частицы оказывались под землей.

В последующие годы ученый занимался другими проблемами, но в 1881 году снова вернулся к дождевым червям и написал довольно толстую книгу "Образование растительного слоя деятельностью дождевых червей". В книге, опубликованной за год до смерти, Дарвин показал, как, поглощая землю в нижних слоях почвы и после переваривания всего съедобного в ней выбрасывая ее наверх, черви постепенно закапывают все, что "плохо лежит" на поверхности. Он писал: "Археологи, вероятно, не знают, сколь многим они обязаны червям за сохранение большого количества древних предметов. Монеты, золотые украшения, каменные орудия и т.д., попадая на поверхность земли, в течение нескольких лет непременно погребаются под экскрементами червей и тем самым надежно сохраняются до тех пор, пока в будущем покрывающая их земля не будет снята". Автор показал, что закапываться червями могут и целые крупные постройки. А поскольку некоторые виды дождевых червей зарываются в землю до глубины 8 метров, ясно, что постепенно они могут закопать все что угодно, и достаточно глубоко.

Современники не обратили большого внимания на это открытие, видимо, оно было заслонено революционными работами Дарвина в области эволюции и естественного отбора. А может быть, дело в том, что "археологическая" глава составляла лишь часть книги, в которой были и такие занимательные разделы, как "Душевные способности дождевых червей". И всеобщее признание среди археологов роль червей получила лишь примерно полвека спустя. Сейчас ясно, что, например, развалины Трои закопаны в основном именно дождевыми червями.