Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ НА ПОРОГЕ ТРЕТЬЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ

Федерико МАЙОР, генеральный директор ЮНЕСКО.

В конце июня в Будапеште проходила международная конференция "Наука для XXI века", организованная ЮНЕСКО и Международным советом научных союзов. Ее участники обсуждали проблемы взаимоотношений между наукой, обществом и образованием, новые задачи науки в будущем веке. Генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор опубликовал в приложении к английской газете "Таймс" статью, посвященную этим вопросам. Предлагаем сокращенный реферат статьи.

Пытаясь установить новые взаимоотношения между наукой и обществом, ЮНЕСКО и Международный совет научных союзов предложили обсудить эту цель на всемирной конференции. Удастся ли нам создать такие новые взаимоотношения, зависит от активного участия ученых всего мира.

Обеспечим библиотеки России научными изданиями!

Ряд новых проектов и деловых контактов, которые должны возникнуть на конференции, мы надеемся, перерастут в тенденцию к изменению самого способа функционирования науки. Ученые могут ввести во многие уже работающие или планируемые проекты новые цели - передачу знаний развивающимся странам или цели социального развития.

Для многих областей исследования окажется полезным усиление глобального или хотя бы регионального сотрудничества самых талантливых ученых. В изменении общего подхода к науке будут играть стратегическую роль такие научные дисциплины, которые особенно пригодны для практического применения непосредственно в тех районах, где ведутся исследования. Пример - биотехнология. В образовательном центре ЮНЕСКО в Южной Африке местных молодых исследователей обучают методам культуры растительных клеток, анализа генома и другим новым методикам в применении к основным местным сельскохозяйственным культурам - кукурузе и кассаве. Почти половина из прошедших обучение с 1996 года - женщины, и одна из них смогла затем убедить государственный университет своей страны организовать лабораторию, где разрабатываются методы культуры тканей и ведется обучение специалистов.

Новый подход к исследованиям невозможно себе представить без нового подхода к преподаванию. Здесь также роль ученых и работников академий должна быть центральной, их первейшая обязанность - обеспечить введение самых новых результатов исследований в учебные программы. Науку следует преподавать таким же образом, как она сегодня развивается, - в мультидисциплинарных структурах, как с государственным, так и с частным финансированием, для студентов и аспирантов, работающих в едином коллективе, ориентированном на реальные результаты. Если с первых дней обучения студент попадет в такую среду, он научится совмещать требования практического выхода от исследований с университетским духом свободного поиска.

Для этого необходимы некоторые изменения в высшей школе, которые, впрочем, могут быть введены быстро. Правда, чтобы изменилась знакомая нам всем картина - обучение будущих исследователей на устаревшей аппаратуре, - нужно, чтобы государства увеличили финансирование высшего образования. Но гораздо быстрее мы можем изменить другую традицию - обучение завтрашних ученых методами вчерашнего дня.

Студентам-гуманитариям нужно систематически предлагать курсы по естественным наукам. Только тогда мы получим поколение высокообразованных профессионалов.

Общественное мнение весьма остро воспринимает могущество науки. Ее считают либо источником многих проблем, либо руководством к их решению, а иногда - и тем и другим.

Когда ученых призывают в качестве консультантов или даже арбитров для решения фундаментальных вопросов политики, касающихся, например, здравоохранения, продовольствия или охраны окружающей среды, в рекомендациях разных ученых всегда есть некоторый разнобой, а то и прямые разногласия. Одни и те же данные по-разному интерпретируются разными научными школами. Тогда научные споры, сомнения и проблемы покидают стены лабораторий и страницы специальных журналов и оказываются в свете прожекторов общественного мнения. Это неизбежно, и работа в качестве консультантов правительства окажется для ученых непростой. Но их положение можно облегчить, если улучшить популяризацию науки и наладить оперативную и точную информацию о способности науки решить ту или иную общественно важную проблему. Может помочь и создание нейтральной, имеющей отделения во всем мире международной организации по научному консультированию политики. Возрастет роль ЮНЕСКО в организации глобальных научных дискуссий, которые тоже помогут ученым отвечать на вопросы политиков.

Мы достигли понимания того, что наука обладает огромным потенциалом для внесения перемен в жизнь людей. Эта невиданная мощь не всегда означает прогресс. Бертран Рассел писал: "Перемены имеют научный смысл, прогресс - понятие этическое; перемены несомненны, а о прогрессе можно спорить". Новые взаимоотношения между наукой и обществом должны значительно сблизить эти два понятия - перемены и прогресс. Философия, утверждавшая, что наука - это и есть прогресс, ушла в прошлое. Надеюсь, академии примут этот вызов и добьются того, что перемены, которые наука принесет XXI веку, будут действительно равнозначны прогрессу.


Случайная статья


Другие статьи из рубрики «Трибуна ученого»