Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

КАК СПРАВИТЬСЯ С ЗАНОСОМ

В. ГЕЛЬМИЗА.

Когда возникает угроза заноса, например, на скользкой или мокрой дороге либо на неожиданном крутом повороте, нужно быть особенно внимательным. Напомним, что время реакции водителя от начала заноса до поворота рулевого колеса или любого другого ответного действия составляет в среднем три четверти секунды, а автомобиль за это время пробегает около 20 метров. Опытный водитель чувствует, когда автомобиль может занести, умеет предотвратить занос и выйти из него, потому что знает, как поведет себя автомобиль и что надо делать в критической ситуации.

Во время движения по прямой на автомобиль действуют, с одной стороны, сила тяжести и сила тяги, величина которой зависит от мощности, развиваемой двигателем, с другой - сила трения колес, возникающая в точках их контакта с дорогой, и сила сопротивления, создаваемая на тормозных барабанах или дисках при нажатии на педаль тормоза. Как только передние колеса поворачиваются, ситуация осложняется.

Во-первых, в точках контакта шин с дорогой возникает боковая сила, перпендикулярная направлению движения, которая заставляет автомобиль отклоняться в сторону. (Подробнее об этом см. "Наука и жизнь" № 5, 1999 г.) Во-вторых, вступает в действие центробежная сила, которая стремится удалить автомобиль от центра поворота. Если в этот момент прибавить газ, то центробежная сила резко возрастает. Она как бы "выталкивает" автомобиль к внешней обочине и выводит его на больший радиус (при повороте налево) или, что еще хуже, "кидает" на полосу встречного движения (при правом повороте). Такое может случиться, если сцепление колес с дорогой недостаточно. Чтобы справиться с автомобилем в подобной ситуации, нужно ослабить действие центробежной силы, а для этого необходимо знать, как она действует.

Величина центробежной силы зависит прежде всего от радиуса поворота: чем радиус поворота больше, тем она меньше. Отсюда - первое правило: водитель должен максимально увеличить радиус поворота, используя всю разрешенную правилами дорожного движения ширину проезжей части. С другой стороны, центробежная сила изменяется пропорционально квадрату скорости. (Это значит, что на скорости 100 км/ч она в четыре раза выше, чем на скорости 50 км/ч.) Отсюда - второе правило: прежде чем начать поворот, надо достаточно снизить скорость.

Никогда резко не тормозите. Это может только спровоцировать занос, но никогда не поможет, если он уже начался. Только очень легкое (лучше всего дробное) притормаживание может улучшить сцепление колес с дорогой.

Восстановить устойчивость автомобиля можно и умеренным нажатием на педаль управления подачей топлива, или на педаль газа. Но не забывайте, что этот прием поможет "защититься" от заноса только на переднеприводном автомобиле. Если же ведущие колеса у него задние, то, наоборот, нужно плавно отпустить педаль газа и ехать помедленнее. Последняя рекомендация относится и к полноприводному автомобилю.

Умелые действия рулевым колесом - лучшее средство борьбы с заносом. Когда все четыре колеса сцеплены с дорогой, повороту с большим радиусом стоит предпочесть несколько избыточное поворачивание рулевого колеса. Его нужно выполнять безошибочно, четко и быстро. Происходит это далеко не всегда. В критической ситуации водитель редко выбирает нужный угол поворота руля. Резкий избыточный поворот может направить автомобиль к противоположной обочине. Пытаясь вернуть его на свою полосу движения, водитель часто совершает вторую ошибку - слишком резко выворачивает руль в обратную сторону. Помните: чрезмерный поворот рулевого колеса в обратную сторону приводит к аварии чаще, чем собственно занос.

Важно знать и о том, что центробежная сила стремится опрокинуть автомобиль на внешнюю сторону поворота, воздействуя на его центр тяжести. Положение этой точки меняется в зависимости от того, как автомобиль нагружен, но всегда располагается несколько выше осей колес, либо посередине между ними, либо ближе к передней или задней оси. Если водрузить несколько тяжелых чемоданов на крышу, то центр тяжести займет самое высокое положение, при котором автомобиль наименее устойчив. Но даже в этом случае он может накрениться до определенного предела, не рискуя опрокинуться, потому что в действие вступают силы упругости узлов подвески. Шины сплющиваются, рессоры прогибаются, и подвеска поглощает значительную часть центробежной силы, возникающей при повороте автомобиля.

Крайне важное условие вывода автомобиля из заноса - правильное положение рук на рулевом колесе. Если представить руль в виде циферблата часов, то руки должны лежать на нем на уровне цифр 10 и 2. Только в этом случае действия водителя будут скоординированными и правильными.

Литература

Бонн Андре. Мастерство управления автомобилем. - М.: Транспорт, 1976.

Реймпель И. Шасси автомобиля. Рулевое управление. - М.: Машиностроение, 1987.


Случайная статья


Другие статьи из рубрики «Автосалон»

Детальное описание иллюстрации

Автомобиль следует по нормальной траектории, затем его заднюю часть неожиданно заносит влево. Автомобиль может встать поперек дороги, развернуться на 180 градусов или в лучшем случае выскочить на правую обочину. Не выжимайте сцепление и не тормозите. Быстро, четко, но плавно поворачивайте руль влево. Если автомобиль вращается вокруг центра оси передних колес, то ваши действия рулевым колесом будут препятствовать этому движению. Они заставят автомобиль вращаться вокруг центра оси задних колес, и его устойчивость восстановится. Не выжимайте сцепление и не тормозите. Аккуратно быстрым, но коротким движением руля выровняйте автомобиль, если предшествующий поворот рулевого колеса был чрезмерным. Автомобиль встанет на свою нормальную траекторию. Поддерживайте умеренную подачу топлива и резко не отпускайте педаль газа. Если же вы снова повернули слишком резко и автомобиль занесло в противоположную сторону, выворачивайте рулевое колесо вправо. Не выжимайте сцепление и не тормозите.
Действие центробежной силы частично поглощается упругими элементами подвески. Если при этом сцепление всех четырех колес с дорогой сохраняется (рисунок слева), автомобиль не теряет устойчивость; если сцепление колес с дорогой нарушается (рисунок справа), то заносит переднюю или заднюю ось автомобиля. Он может даже опрокинуться.