СТО ЛЕТ МАГНИТОФОНУ

Ю. ФРОЛОВ.

Первый советский серийный магнитофон "МАГ-2" (конец 40-х годов). На магнитофоне стоят образцы радиовещательных угольных микрофонов того времени, на переднем плане - кассета с проволокой от немецкого магнитофона фирмы "Лоренц".
Две модели телеграфона - с проволокой и с лентой.
Первый портативный советский магнитофон "МиЗ-8" (1953 год).
Миниатюрные диктофоны с микрокассетой весом 7 граммов первой начала выпускать фирма "Олимпус" (Япония) в 1976 году, а сейчас их делают многие фирмы, в том числе известная "Сони". Продолжительность записи на микрокассету - до трех часов.

Сто лет назад, 10 декабря 1898 года, датский инженер Вальдемар Поульсен, служивший в Копенгагенской телефонной компании, подал заявку на патентование телеграфона - аппарата для магнитной записи голоса на стальной проволоке. Идею магнитной записи звука высказал за 10 лет до того американский инженер Оберлин Смит: он предлагал использовать в качестве звуконосителя шелковую нить с впряденными в нее стальными жилками. Но идея не была осуществлена.

Модель телеграфона 1898 года (на снимке вверху) явно была подражанием фонографу Эдисона. Казалось бы, при новом принципе записи можно было разместить ее носитель иначе, ведь это проволока, а не восковой валик со спиральной звуковой дорожкой. Однако мысль даже самых выдающихся новаторов часто работает по старым образцам, и Поульсен спирально намотал свою стальную проволоку в один слой на вращающийся цилиндр. Внешне аппарат выглядел похожим на проволочный реостат. Ста метров рояльной проволоки диаметром один миллиметр хватало на 45 секунд записи (2,2 метра в секунду). Позже автор перешел на узкую стальную ленту, разместив ее на катушках (см. рисунок). Поульсен запатентовал и запись на стальной диск - эта идея применяется сейчас в жестких дисках компьютеров.

Вот как описывал новое изобретение петербургский журнал "Электротехник":

"Вальдемар Поульсен в Дании сделал недавно важное усовершенствование в устройстве фонографа Эдисона. Свой новый аппарат изобретатель назвал телеграфоном.

Главнейшая и наиболее важная особенность нового фонографа заключается в том, что вместо воскового цилиндра, введенного Эдисоном для принятия и воспроизведения речи и музыкальных звуков, Поульсен употребляет стальную ленту или проволоку. Помимо того, фонограф Поульсена предназначается для употребления в связи с телефоном.

Стальная лента проходит между полюсами небольшого электромагнита, катушка которого соединена с телефоном. Импульсы тока, возбуждаемые при говорении в телефон, изменяют силу электромагнита, который, в свою очередь действуя на стальную ленту неравномерно, намагничивает последнюю соответственно изменениям звукового тока. Лента долгое время способна сохранять воспринятое ею неравномерное намагничивание. При пропускании ленты затем вновь между полюсами того же самого или другого подобного электромагнита она в свою очередь будет возбуждать в сердечнике электромагнита магнетизм. Этого же, как известно, достаточно, чтобы в обмотках электромагнита индуктировался ток, сила которого будет изменяться. Таким образом, в катушки телефона в каждый данный момент прохождения стальной ленты мимо полюсов электромагнита будут посылаться токи, подобные тем, которые привели ленту в магнитное состояние. Благодаря этому мембрана телефона приходит в колебания, и в последнем слышны произнесенные слова. Одна такая стальная лента может служить много раз для воспроизведения сказанного или сыгранного в воспринимающий аппарат.

Когда желают воспользоваться той же лентой для принятия новой речи, ленту нужно размагнитить. Для этого изобретатель пропускает ее между полюсами сильного электромагнита, возбуждаемого переменным током.

Производившиеся до сих пор опыты показали, что телеграфон воспроизводит речь и пение очень отчетливо и с полным сохранением первоначальной интонации.

Предположим, что абонент А оставил на некоторое время свою квартиру, установив аппарат так, чтобы он мог принимать передаваемое в его отсутствие, а также отвечать на вопросы относительно времени возвращения его обратно. Когда другой абонент, В, вызывает абонента А, то телеграфон приводится в действие и сообщает, что А нет дома, но что он желал бы получить предназначенное ему сообщение. Это может повторяться несколько раз, и абонент А, воротясь домой, может прослушать все, что ему передано в его отсутствие. Такое устройство введено в Копенгагене и по отзывам действует удовлетворительно".

Так что Поульсен изобрел еще и автоответчик.

Аппарат демонстрировался на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. Посетители имели возможность записать несколько слов на ленту и тут же прослушать запись. Сделал запись и император Австро-Венгрии Франц-Иосиф. Эта тридцатисекундная запись, несмотря на ужасающее качество, до сих пор иногда используется в исторических радиопередачах. Сохранились и записи речей на международном техническом конгрессе, проходившем в Копенгагене в 1908 году: 40 часов докладов разместились на 250 десятиминутных катушках проволоки по километру длиной (скорость протяжки уже удалось уменьшить до 1,7 метра в секунду). Качество записи оставалось плохим: сильный шум, полоса частот всего до 4000 герц. А главное, воспроизведение было очень тихим, усилителей еще не существовало. Поульсен и его сотрудники пытались выйти из положения имевшимися средствами: ставили две-три ленты или проволоки параллельно, со своей головкой на каждую ленту, что увеличивало громкость в 2-3 раза.

Изобретение усилителя (1911 год) не улучшило качества записи: тот же шум, только громче. Для записи музыки телеграфон не годился, хотя диктофоны на этой основе стали распространяться. Улучшить качество звука мешал стальной носитель записи. Тем не менее стальная лента или проволока применялась вплоть до середины тридцатых годов. Во время работы аппарата от него приходилось держаться подальше, так как в случае обрыва ленты, летящей со скоростью 2-3 метра в секунду, ее концы могли поранить людей. При монтаже или после разрыва ленту сваривали, в месте соединения был слышен ужасный треск, а, проходя через головку, сварной шов буквально рвал ее полюсные наконечники. Поэтому магнитофон фирмы "Маркони" (1934 год) имел двойной набор головок. После прохождения шва испорченная головка отключалась, включалась "свежая", а тем временем техник заменял испорченные железные наконечники на целые.

У нас в стране практические работы над магнитной звукозаписью были начаты под руководством инженера В. К. Викторского в 1932 году. Уже через три года в Мосэнерго стали использовать отечественный диктофон для документирования переговоров диспетчера в случае аварии. Запись велась на стальную проволоку на скорости 2 метра в секунду.

В 1925 году в СССР была запатентована гибкая "лента из целлулоида, покрытая стальными опилками (например, посредством столярного клея)". Но изобретение прошло незамеченным, на Западе экспериментировали с похожей бумажной лентой (1927 год, Германия), и только в 1934-1935 годах немецкая фирма BASF начала серийный выпуск магнитофонной ленты из порошка карбонильного железа либо магнетита на диацетатной основе. Катушка диаметром 25 сантиметров весила один килограмм и позволяла вести запись в течение 20 минут. Тогда же фирма AEG начала выпуск студийного аппарата магнитной записи для радиовещания, назвав его "магнетофон" - отсюда наше слово "магнитофон". Вскоре этот аппарат стал широко применяться на немецком радио. Его модификации нашли применение и на Би-би-си: запись позволила давать одну и ту же передачу на разные часовые пояса обширной Британской империи.

До Второй мировой войны, да и в первые годы после нее, Германия оставалась на переднем крае разработок в области магнитной записи звука. В 1940 году немецкие инженеры Браунмюль и Вебер предложили подмагничивание ленты высокочастотным током, что резко улучшило качество звука. Открытие было сделано случайно, когда в результате самовозбуждения усилитель записи стал генерировать высокочастотный "свист". Это замечали и до немцев (первый патент на высокочастотное подмагничивание выдан в США еще в 1921 году), но только Браунмюль и Вебер раскрыли физические основы этого явления.

В мемуарах одного советского дипломата есть любопытный эпизод. В период дружбы фашистской Германии с Советским Союзом для группы московских дипломатов устроили экскурсию по зданию немецкого МИДа. "А здесь у нас комната связи. Здесь записывают телефонограммы из наших посольств по всему миру", - сказал сопровождающий, приоткрыв дверь в небольшую комнату. Автор мемуаров про себя удивился: аналогичное помещение в нашем МИДе представляло собой огромный зал с рядами стенографисток. Только после войны он узнал, что для записи у немцев применялись магнитофоны.

После войны трофейные магнитофоны и документы дали новый толчок развитию этого вида звукозаписи в СССР и США. В радиовещании нашей страны трофейные аппараты и лента использовались до конца пятидесятых годов. На американском радио магнитная запись впервые была использована в 1947 году: на трофейный "магнетофон" записали для последующего выпуска в эфир концерт певца Бинга Кросби. Этот аппарат в числе четырех самых совершенных по тому времени немецких магнитофонов привез летом 1945 года расторопный американский солдат, по гражданской профессии радиотехник. "Закон о военных сувенирах", принятый тогда в США, позволял рядовым отправлять домой что угодно, если это войдет в стандартный посылочный ящик. Солдат, подробно сфотографировав и зарисовав магнитофоны, разобрал их и в 35 ящиках послал в Америку, а там собрал. Эстрадную звезду так впечатлило качество записи, что Кросби вложил большие деньги в разработку и выпуск новинки, и уже в 1950 году в США продавалось не менее 25 моделей магнитофонов.

Первый двухдорожечный магнитофон выпустила фирма AEG в 1957 году, четырехдорожечный сделали там же в 1959 году. Первый полностью транзисторный магнитофон изготовила фирма "Сони" в 1956 году. Кассетный магнитофон разработала голландская фирма "Филипс" в 1961 году, причем он должен был служить "говорящей книгой" для слепых.

Читайте в любое время

Другие статьи из рубрики «Биографии вещей»

Детальное описание иллюстрации

Первый портативный советский магнитофон "МиЗ-8" (1953 год). Он предназначался для репортеров. Механизм лентопротяжки работал от пружинного завода, 90 метров пленки хватало на 15 минут записи, но за это время приходилось дважды подзаводить пружину, вращая ручку патефонного типа как можно более плавно, чтобы не было рывков в движении ленты. Оба снимка первых советских магнитофонов сделаны с экспозиции Политехнического музея (Москва).
Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее