Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

ЭЛЕКТРОННОЕ ШОУ CES-2007 В ЛАС-ВЕГАСЕ

Рассказывает специальный корреспондент журнала "Наука и жизнь" инженер В. МЕРКУЛОВ.

Самая большая и влиятельная ежегодная международная выставка бытовой электроники CES (Consument Electronic Show) в Лас-Вегасе (США) отметила 40-летнюю годовщину.

Любая выставка способствует продвижению инновационных проектов и первому публичному их представлению. В этом плане CES есть о чем напомнить: 1970 год - поступил на обозрение кассетный видеомагнитофон, 1974-й - большой лазерный видеодиск, 1981-й - камкордер (видеокамера) и CD-плеер, 1990-й - цифровая запись звука, 1994-й - цифровое спутниковое телевидение и радио, 1996-й - цифровой универсальный видеодиск DVD, 1998-й - телевидение высокой четкости, 1999-й - жесткий магнитный диск (винчестер), 2000-й - цифровое наземное радио, 2001-й - плазменные телевизоры, 2003-й - видеодиски высокого разрешения (Blu-Ray, HD-DVD), 2005-й - Интернет-телевидение, 2006-й - показ первых цифровых универсальных (видео/аудио) домашних серверов.

Как быстро течет время, как стремительно развивается техника!

СТО ЛЕТ РАДИОВЕЩАНИЮ

Специализированные издания, принимавшие участие в выставке, широко отметили историческое событие, имевшее место незадолго перед Новым годом. 100 лет назад, 24 декабря 1906 года, состоялась, как бы теперь сказали, презентация радио в том виде, в котором мы его сегодня принимаем. До этого дня радиоэфир заполняли лишь импульсные телеграфные сигналы, кодированные азбукой Морзе. Изобретатель радио А. С. Попов умер в начале 1906 года, так и не услышав по радио живого голоса.

Живую речь и музыку к этому времени умели передавать на дальнее расстояние лишь по проводам, по телефонным линиям. Освободить звук от телефонного плена удалось выдающемуся американскому ученому и инженеру канадского происхождения Р. А. Фессендену (1866-1932). Ему принадлежит идея беспроводной передачи по радио звуковых колебаний путем наложения их на электрические колебания высокой частоты (см. "Наука и жизнь" № 5, 2005 г.). Идея была доведена до ума, а метод получил наименование амплитудной модуляции.

Первый опыт в радиопередаче человеческого голоса по радио на расстояние 1 км Фессенден провел в декабре 1900 года, используя искровой передатчик и антенну высотой 15 метров. Несколько лет он занимался совершенствованием контурных цепей передатчика, увеличивая дальность уверенного приема радиоволн. В приемнике взамен когерера, имевшегося в схемах Попова и Маркони, он применил электролитический детектор - бареттер, который гораздо лучше выделял звуковую составляющую амплитудно модулированного сигнала. Позднее его место занял электровакуумный диод (радиолампа).

На Рождество 24 декабря 1906 года из порта Брант Рок (США, штат Массачусетс) Фессенден вышел в эфир с заранее объявленным планом радиопередачи и организованными точками ее приема (см. "Наука и жизнь" № 5, 2005 г.). Программа предусматривала вступительное слово, проигрывание на фонографе Т. Эдисона арии из оперы "Xerxes" Ф. Генделя, исполнение самим Фессенденом на скрипке мелодии "О Holy Night" и чтение отрывков из Библии. Электромеханический (моторный) двухкиловаттный генератор синусоидального тока для радиопередатчика был разработан молодым, но уже известным американским инженером шведского происхождения Э. Александерсоном (Ernst Alexanderson, 1878-1975). Нагрузкой генератору служила антенна, поднятая на высоту 128 метров. Передача принималась радиостанциями морских судов в Атлантическом океане. Передачу слушали также отдельные радиолюбители на побережье. Регулярные радиопередачи начались в 1920 году; в 1922 году лицензиями на право радиовещания в американских штатах обладали уже 500 радиостанций.

В Европе к регулярному радиовещанию приступили несколько позже, а в нашей стране - с октября 1924 года (см. также "Наука и жизнь" № 5, 2005 г.).

КОРОТКО О ВАЖНОМ

Однако вернемся в день сегодняшний. В сравнении с предыдущими годами электронное шоу CES-2007 сумело привлечь наибольшее количество экспонентов - 2700 корпораций, объединений, больших и малых компаний и фирм, специализированных СМИ. На обозрение было выставлено около 20 000 опытных образцов и серийно выпускаемых изделий электронной аппаратуры. Для размещения их потребовалось 168 000 квадратных метров выставочных площадей. Осмотреть экспозицию пришли 140 000 специалистов и любителей техники. Освещали работу выставки 5000 корреспондентов телевидения, радио, журналистов газет, Интернет-изданий.

В обширном зале собраний "Palazzo Ballroom" отеля "Венеция" на презентации выставки перед широкой аудиторией президент и исполнительный директор американской Ассоциации потребителей - СЕА (Consumer Electronics Association - организатор CES) Г. Шапиро (Gary Shapiro) во вступительном слове сообщил о том, что в 2006 году у входящих в СЕА организаций суммарный годовой оборот продаж электронной бытовой аппаратуры (вкупе с вычислительной техникой и средствами мобильной связи) составил 140 млрд долларов США. Предполагается, что в 2007 году объем продаж преодолеет планку в 155 млрд долларов (для сравнения: в России в прошлом году аналогичный показатель получился равным примерно 27 млрд долларов).

Основатель и руководитель всемирно известной компании "Майкрософт" (Microsoft) Б. Гейтс (Bill Gates), выступивший на открытии выставки уже в десятый раз, сказал, что его компания придерживается ранее объявленного методического плана "Connected Experience", и сообщил о новой разработке - программе "Window Vista" (WV), которая, по его мнению, упрощает работу с PC. Она более дружественна и лучше защищена от вирусов. Следует понимать, что в ближайшие годы WV станет играть центральную роль в эксплуатации. Новая программа будет доступна пользователям с начала 2007 года.

Руководитель фирмы "Motorola" Э. Зандер (Ed Zander), разъезжая по сцене на велосипеде, старался наглядно показать, что оборудованное динамомашиной передвижное средство может использоваться спортсменами для подзарядки аккумуляторов мобильных телефонов, МР3-плееров и фотоаппаратов. Если поставить такой велосипед задним колесом на опору, то, крутя педали, можно заряжать емкие аккумуляторы в местности, где электросеть отсутствует вовсе.

ЭЛЕКТРОАКУСТИКА

Из великого множества экспонатов на этот раз мы выбрали лишь громкоговорители. Выставочная "площадка" CES, посвященная электроакустике, на протяжении многих лет размещалась отдельно, в жилых комнатах двухэтажных гостиниц парковой зоны Лас-Вегаса. В этом году она, соблюдая традицию, расположилась на этажах и в номерах крупнейшего отеля "Венеция". Демонстрация звуковых излучателей в относительно малых гостиничных помещениях подчеркивает их лучшие качества в обстановке, близкой к условиям проживания пользователей.

В акустическом шоу CES-2007 участвовали 310 именитых и малоизвестных, в основном американских, компаний и фирм. Как и на других аналогичных выставках, в подавляющем большинстве двух-трехполосные акустически е колонки имели ортогональные (прямоугольные) формы с резко очерченными гранями, более технологичными в производстве. Многие из них оценивались дороже 10 000 долларов США. Практически во всех комнатах с компакт-дисков и даже виниловых пластинок звучала "тестовая", джазовая, музыка 30-50-летней давности. Качество звучания аппаратуры везде было высокое. Отдельные звуковые колонки удивляли не только высокими техническими данными, но также оригинальностью формы и принципа действия. Возможно, они войдут в моду.

Среди многочисленных классической формы акустических излучателей необычным ракетно-космическим и одновременно самоварным внешним видом выделялись звуковые колонки (ЗК) германской фирмы MBL. Помимо наружных форм они отличались габаритами (408x40x180 см) и весом (одна колонка - 80 кг). Основатель и руководитель расположенной в Берлине фирмы В. Мелецкий (Wolfgang Meletzky) назвал свои разработки изотропными колонками, предназначенными для омниполярного (всенаправленного) излучения на 360°. Фирма выпускает несколько типов громкоговорителей на основе излучателей собственной разработки, реализующих, однако, известный уже 80 лет электродинамический принцип возбуждения механических колебаний. Но от обычной электромагнитной головки такие излучатели отличаются отсутствием диффузора. Вместо него к горизонтально ориентированной звуковой катушке по контуру, как бандаж, крепится определенное количество (24 шт. у твиттера - высокочастотного излучателя) вертикальных полусогнутых гибких пластинок (ламелей). Поверху они скреплены неподвижным ободом. Перемещения звуковой катушки вверх-вниз вынуждают ламели изменять радиус изгиба и таким образом создавать звуковые волны. Заложенный в излучатель способ формирования звуковых волн Мелецкий назвал "изгибно пульсирующей мембраной" (Bending Pulsar Driver), а сам громкоговоритель - "радиальным" (Radialstrahler), RS. Считается, что подвижность ламелевой мембраны выше, чем у обычного распространенного диффузора, и потому ей "легче удается передача динамических перепадов спектрально насыщенных сигналов несинусоидальной формы". Иначе говоря, звук лучше и чище.

В каждой ЗК помещены три установленных один над другим RS-громкоговорителя, разных по габаритам: высокочастотный (ВЧ), среднечастотный (СЧ) и низкочастотный (НЧ); у ВЧ- и СЧ-головок ламели карбоновые, у НЧ - алюминиево-магниевые. Понизу в основании размещен пассивный сабвуфер с двумя боковыми круглыми отверстиями фазоинвертора и ориентированным в сторону днища алюминиевым анодированным диффузором головки диаметром 30 см. Отстегивающиеся трапецеидальные наружные полотна, придающие колонке вид пирамиды, служат дополнительными рассеивателями звуковых волн и защитными сетками.

Технические характеристики ЗК модели MBL 10ID: число полос - 4; частотный диапазон - 20-40 000 Гц; частоты разделения полос - 110, 600 и 3500 Гц; номинальный импеданс - 4 Ом; чувствительность - 81дБ/Вт/м; мощность - 320/500 Вт (максимум 2200 Вт); акустический центр - 109 см. "Насыщенное" воспроизведение низких частот делает их более пригодными для жанров популярной музыки и джаза. Их можно рекомендовать дискотекам, барам, ресторанам и камерным залам коллективного слушания музыки.

Динамические головки рупорных колонок также реализуют электромеханический способ возбуждения звуковых колебаний, но имеют мембрану (диффузор) меньшего диаметра и поэтому более управляемы. Но руководитель германской фирмы "Avantgarde" X. Фромм (Holder Fromme) утверждает, что он предложил собственную концепцию рупорного акустического излучателя, которая не повторяет издавна известные. Кроме того, ему нравится его футуристический дизайн, отличающий их от привычного коробочного "минимализма".

Малая величина постоянной времени (времени отклика) динамических головок потребовала создания согласующего усилителя низкой частоты (УНЧ) с гальваническими связями (без переходных конденсато ров) между каскадами.

У представленной на иллюстрации двухполосной модели ЗК "Duo Omega" мощностью 150 Вт (максимум 500 Вт) чувствительность составляет 107 дБ/Вт/м, диапазон рабочих частот - 170-22 000 Гц, номинальный импеданс - 8 Ом, габариты: 67x68x155 см, масса - 70 кг; понизу конструкции размещен УНЧ. Трехполосная модель "Trio Classico" рассчитана на мощность 200 Вт при чувствительности также 107 дБ/Вт/м и импедансе 8 Ом с полосой частот 120-20 000 Гц; габариты: 150x134x82 см, вес - 52 кг. Ввиду ограничений по НЧ, свойственных колонке "Avantgarde", поставляе тся в комплекте с сабвуферами. Цвет рупоров может быть белый, серебряный, синий, красный, "металлик".

Выпускается целый ряд других моделей с размещением рупорных излучателей на рамах иных форм.

Организованная примерно десять лет назад американская фирма "Magico" в разработке и изготовлении крупногабаритных, тяжелых и громкозвучащих рупорных устройств, возможно, пошла дальше всех. Основатель и руководитель "Magico" А. Вольф (Alon Wolf) заявил, что разрабатываемые в его организации акустические излучатели "объективно и бескомпромиссно обеспечивают близкую к естественной звуковую репродукцию, устанавливают новый стандарт в предъявле нии требований к высококачествен ному громкоговорителю", иначе говоря - лучше всех.

Технические характеристики пятиполосной модели "Magico-мах": ширина амплитудно-частотой характеристики (АЧХ) - 25-25 000 Гц (+ 3 дБ); чувствительность - 110 дБ (88 дБ для расположенного понизу сабвуфера); габариты: 240 (высота) x 100 (ширина вверху) x 45 (ширина внизу) x 150 (глубина) см; масса - 350 кг.

Известная английская фирма "Nairn" одна из немногих сохранила приверженность к высокой верности воспроизведения музыкального сигнала. В модельном ряду "Nairn" "широкогрудая" модель DBL - единственная крупногабаритная с большой площадью фронтальной части. Широкая передняя панель позволяет дифракции проявляться лишь в узкой полосе частот до 250-300 Гц (см. "Наука и жизнь" № 3, 2005 г.). Музыкальный сигнал со всеми гармониками наилучшим образом отражается в сторону слушателя.

Технические данные модели "Nairn DBL": тип корпуса - закрытый без фазоинвертора ; число частотных полос и количество динамиков - 3; АЧХ - 17-20 000 Гц (+ 3 дБ); чувствительность - 92 дБ/2,83 В/1м; требуемая мощность усилителя - до 200 Вт; импеданс - минимум 4 Ом; габариты: 120 (высота) x 65 (ширина) x 40 (глубина) см.

Еще одним примечательным изделием качественной акустики на выставке были электростатические (ЭС) головные наушники производства японской фирмы "STAX". Предназначенная для домашнего слушания модель SR-202 весом 300 г комплектуется специализированным фирменным небольшого размера интегральным блоком SRM-310, служащим одновременно подставкой для наушников. Внутри блока размещены многокаскадный усилитель и высоковольтный (порядка 500-600 В) источник напряжения для питания мини-электродов. Усилитель имеет регулятор уровня громкости и линейный вход для подключений внешних звуковых источников. Наушники практически безынерционно передают динамику сложных музыкальных сигналов в диапазоне частот 7-41 000 Гц, однако в несколько ограниченном динамическом диапазоне, характерном для всех электростатических громкоговорителей; низкие частоты воспроизводят с отдачей меньшей, чем обычные электродинамические головные телефоны. Поэтому подходят они более для слушания классической музыки. Помимо основного назначения ЭС-наушники идеально подходят для проверки слуха и сравнительных оценок качества звучания домашних акустических систем, а также автомобильной радиоаппаратуры. Фирма выпускает еще несколько моделей более дорогих ЭС-телефонов, в том числе модель SR-007 привычной формы, а также модель SR-003 - миниатюрные "походные" наушники с питанием усилителя от батареек.


Случайная статья


Другие статьи из рубрики «Выставки. Презентации. Ярмарки»