ПОПУГАЙЧИКИ

Красная розелла.
Розовощекий неразлучник.
Чернокрылые неразлучники.
Волнистый попугайчик.

В Европе экзотические птицы - попугаи появились впервые больше двух тысяч лет назад. Рулевой флота Александра Македонского - Онезикрит увидел их у жителей Индии и привез в Грецию. А в начале нашей эры попугаи были уже настолько популярны у древних римлян, что некоторые сограждане возмущались: "О, несчастный Рим! До каких времен мы дожили: на своих половинах женщины вскармливают собак, мужчины носят на руках попугаев". Это были тоже индийские попугаи.

Однако больше всего попугаев - около половины существующих видов - живет в Австралии: это и волнистые попугайчики, и кореллы, и розеллы, и какаду.

Первый рисунок волнистого попугайчика и его научное описание были сделаны только в конце XVII - начале XVIII века английским ученым Георгом Шоу. А первых волнистых попугайчиков привез в Европу, в Англию, в 1840 году сотрудник музея Лондонского зоологического общества Джон Гульд. Этот год считается началом одомашнивания волнистых попугайчиков. Их стали разводить в Англии, Франции, Бельгии. В России они появились в конце прошлого века.

Дикие волнистые попугайчики водятся на равнинах Австралии. Огромные стаи неожиданно возникают в степи, когда после дождей на ней вырастает трава, появляются семена. Ими, а также молодой зеленью и питаются попугайчики. Считается, что при температуре 20 градусов они могут совсем не пить, если есть зелень. Но когда столбик термометра поднимается выше, когда засуха охватывает большую территорию, множество птиц гибнет. В тридцатые годы возле одного пересохшего водоема было найдено 60 тысяч мертвых попугайчиков.

Основной цвет диких птиц - зеленый. Но в неволе каких только попугайчиков не встретишь: почти за 160 лет выведено больше двухсот разновидностей. Есть арлекины - грудь и живот у них разного цвета и пингвины, у которых резко отличается цвет верха и низа тела. Есть одноцветные птицы и пестряки: с неопределенным рисунком и беспорядочным распределением цвета. Есть хохлатые: с хохолком на голове или с кудрявыми перьями.

В нашей стране волнистые попугайчики начали пользоваться большой популярностью лет сорок-пятьдесят назад: когда стала известна их способность говорить. Сейчас у нас, как и во всем мире, среди комнатных птиц они занимают первое место. И теперь в неволе их, скорее всего, больше, чем в природе.

Другие австралийские попугайчики, которые часто живут в квартирах, - это кореллы, или нимфы. Их стали продавать у нас только с 1960 года. Они похожи на своих знаменитых родственников - какаду. На голове у них, как и у какаду, заостренный хохол из узких перьев. Схожа у этих птиц и форма основания клюва.

В Австралии корелл можно встретить на высоких деревьях, у берега реки, в эвкалиптовой саванне, в кустарниковых зарослях. Питаются они семенами диких и культурных растений. На полях, засеянных пшеницей, кореллы склевывают зерна в стадии молочной спелости. Кроме семян в меню корелл входят мелкие насекомые и, возможно, нектар: когда начинают цвести эвкалипты, птицы прилетают к ним.

Как и кореллы, розеллы часто живут в неволе. Впервые их привезли из Восточной Австралии в Лондонский зоопарк в 1862 году. На родине это так называемые синантропные птицы: они держатся поближе к человеку. Их можно увидеть в городских парках и предместьях, на полях и в садах. А питаются они семенами культурных растений: пшеницы, клевера, люцерны, едят фрукты, особенно им нравятся яблоки и груши. Однако птицы приносят и пользу, они поедают на полях еще и семена сорняков, а в садах уничтожают вредителей на деревьях и кустах.

Розеллы, кореллы и волнистые попугайчики относятся к плоскохвостым попугаям. У них на каждом пере спины есть черный центр, окруженный широким красным, желтым или зеленым полем. Когда приходит время выводить птенцов, плоскохвостые попугаи держатся парами или небольшими группами. Выполнив свои родительские обязанности, птицы образуют большие стаи и, разыскивая пищу или воду, могут преодолевать значительные расстояния.

Многие думают, что волнистые попугайчики - самые маленькие попугаи. И правда, рост крупных корелл - 33 сантиметра, розелл - на 1 сантиметр меньше, а крупных волнистых попугайчиков - 22 сантиметра. Однако волнистые попугайчики - самые маленькие только среди плоскохвостых попугаев. В Новой Гвинее и на прилегающих к ней островах живут дятловые попугайчики. Рост самых больших из них - 10 сантиметров. В Африке и на Мадагаскаре тоже водятся попугайчики, которые меньше волнистых. Они почти с воробья, это неразлучники. Птиц назвали так потому, что долгое время считалось: если погибнет один из супругов, другой тоже не будет жить. Это не соответствует действительности. Тем не менее две птицы, однажды образовав семью, сохраняют привязанность друг к другу на всю жизнь.

Неразлучников шесть видов. Но самые распространенные у любителей птиц - розовощекие. Живут они в Юго-Западной Африке, а питаются мелкими семенами. В некоторых местах неразлучники, как и их австралийские собратья, обосновываются возле человека: живут в поселках и пригородах, гнезда строят под крышами домов, а питаются кукурузой, растущей на полях. Попугайчики настолько привыкают к этой еде, что, очутившись в клетке, предпочитают кукурузу всякой другой пище.

Прежде, чем купить неразлучников или каких-либо других попугаев, надо внимательно посмотреть на них. Ноздри у птицы должны быть чистыми и сухими, клюв - правильной формы, глаза - блестящими и живыми, дыхание - без хрипящих и свистящих звуков, перья - плотно прилегающими к телу. Приобретать попугаев вялых, со взъерошенными перьями, с перьями, слипшимися вокруг клоаки, и с сильно выдающейся грудной костью не надо. Также не следует покупать попугаев, у которых на теле есть участки без перьев или перья на груди общипаны. Все эти птицы больны.

Основной корм волнистых попугайчиков, корелл, розелл, неразлучников и других мелких, а также средних попугаев - просо. Оно бывает белым, желтым и красным. Более питательное - красное, но можно смешивать его с другими сортами. Просо, купленное вразвес, надо обязательно мыть, а потом сушить при комнатной температуре. Оно должно составлять не менее 50-60 процентов всего количества зерновой смеси, даваемой птице. Если есть дача, просо нужно выращивать на огороде. Даже в тех районах, где оно не вызревает, из его метелок попугаи с удовольствием выбирают зерна в стадии молочно-восковой спелости.

Кроме проса в зерновую смесь должно входить канареечное семя (если за день волнистому попугайчику нужно съедать 12 граммов проса, то канареечного семени - 3 грамма).

Еще одна составляющая зерновой смеси - семена подсолнечника. Однако в них много маслянистых веществ, поэтому максимальное их количество в смеси - 20 процентов.

Все попугаи любят орехи. Они очень питательны, и в них много жира. В рационе птицы орехов должно быть не больше 5-10 процентов, если, конечно, попугай уже съест все, что ему положено.

Важные корма для попугаев также овес, пшеница и кукуруза. Их надо давать, предварительно прорастив: утром зерна кладут в банку, заливают водой, вечером их хорошо промывают и оставляют в небольшом количестве воды до утра. Потом зерна снова промывают и дают птице, оставшиеся - убирают в холодильник. Перед тем как на следующий день покормить птицу, зерна надо опять промыть. Хранить их в холодильнике можно не больше трех дней. Пророщенные зерна особенно необходимы птице зимой и весной: в них есть витамины Е и группы В. В конце лета и осенью птиц кормят кукурузой в початках различной степени спелости.

Много витаминов и микроэлементов в горохе, бобах, фасоли. Птицам надо давать зеленые стручки этих растений или их содержимое.

Семена одуванчика, подорожника, лебеды, крапивы, а также клевера и люцерны - прекрасный корм для попугаев. Летом, когда семена созреют, их заготавливают впрок, как и листья крапивы, в которых содержится много витаминов и микроэлементов. Зимой и весной из высушенных листьев крапивы делают порошок и посыпают им тертую морковь с толчеными белыми сухарями, или нежирный творог, или вареное яйцо.

Кроме вареного куриного яйца, которое дают или со скорлупой, или в смеси с тертой морковью и сухарями, к кормам животного происхождения относятся мучные черви - личинки мучного хруща. Нетрадиционный корм - обычная "рыбья еда": сушеные гаммарусы, которые содержат много кальция и железа. Их добавляют в творог или в смесь из яйца, моркови и сухарей.

В яичную смесь включают также костную муку - источник кальция и фосфора - и рыбий жир из расчета: на 100 граммов смеси 3 грамма костной муки, 0,5 грамма рыбьего жира.

Фрукты и овощи дают птицам круглый год. Это яблоки, груши, бананы, апельсины, мандарины, разные ягоды, тыква, помидоры, картофель сырой, хорошо вымытый, с кожурой, морковь, свекла, капуста.

Время от времени попугаям следует давать мед, лучше темный. В нем много макро- и микроэлементов. Наносят его на кусочки фруктов или растворяют в небольшом количестве воды.

Зимой птицам необходимы ветки плодовых деревьев с корой и почками.

В клетке всегда должен быть чистый, прокаленный или прокипяченный речной песок.

Два волнистых попугайчика или пара неразлучников могут жить в прямоугольной клетке, лучше цельнометаллической, длина которой 60, ширина 30, а высота 40 сантиметров. Пару корелл или розелл надо поселить в вольере. Минимальные ее размеры: 200х150х80 сантиметров.

Розеллы - не очень дружелюбные птицы, зато кореллы могут жить вместе с волнистыми попугайчиками и даже с ткачиками. Вольеру в комнате делают из сетки, используемой в звероводческих хозяйствах. По сравнению с плетеной сеткой она более удобна: ее проще крепить на любом каркасе. Для мелких видов попугаев размер ячеек должен быть 16х48 миллиметров. Красить внутренние части вольеры масляными и другими красками нельзя: в них содержатся ядовитые вещества, в частности свинец.

Другие статьи из рубрики «О братьях наших меньших. Зооуголок на дому»