Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

ПЛАВАЮЩИЙ ТУННЕЛЬ

Г. НИКОЛАЕВ. По материалам журнала "Focus" (Германия).

Норвегия - страна фьордов. Сильно изрезанный фьорд очень удлиняет путь по берегу. Когда норвежцам понадобилось сократить такой путь в одном из плотно населенных районов, они решили соединить два берега очень разветвленного фьорда. Однако, чтобы осуществить этот план, требовалось преодолеть 1400 метров водного пространства. Построить обычный мост мешала глубина фьорда - 155 метров. Тогда норвежские инженеры решили проложить первый в мировой практике туннель в виде трубы, погруженной в воду.

Диаметр такой трубы составит двенадцать метров. Еще не решено, будет ли труба стальной или бетонной. Кроме проезжей части, которую предполагают сделать двухполосной, в туннеле проложат пешеходную и велосипедную дорожки. В нижней его части разместятся балласт и инспекционный проход. Пропускная способность туннеля составит, по расчетам, 2500 автомобилей ежедневно.

Сложнейшее условие, которое необходимо соблюсти проектировщикам и строителям, - добиться устойчивости туннеля - этого требует безопасность движения автотранспорта. Труба должна противостоять течению, которое во фьорде достигает 60 сантиметров в секунду, и возможным землетрясениям.

В конкурсе на лучший проект приняли участие четыре норвежские строительные фирмы: три из них предполагали подвесить туннель на понтонах, четвертая предложила закрепить трубу на длинных штангах, заделанных в морское дно. Конкурс выиграли авторы последнего варианта. Жюри сочло, что их конструкция надежнее, а главное, такой способ крепления плавучих трубопроводов уже испытан в Норвегии - по ним перекачивают нефть, добываемую из морских скважин. Неизбежный прогиб трубы-туннеля, возникающий после погружения ее под воду, будет создан искусственно, во время ее сборки на берегу. Общая стоимость строительства - более 60 миллионов долларов.

Почему норвежцы отказались от строительства традиционного туннеля, прорытого подо дном фьорда? Потому, в первую очередь, что такой туннель следует прокладывать на глубине 250 метров (таковы требования безопасности), а это уже и сложно, и дорого. При глубоком туннеле надо подводить длинные подъездные пути и, наконец, из такого туннеля очень сложно удалять выхлопные автомобильные газы.

У проектировщиков и строителей Норвегии есть далеко идущие планы. Известно, что в такого рода сухопутной транспортной магистрали нуждается Италия - для связи городов Калабрия на юге Италии и Мессина на острове Сицилия. А Японии необходим туннель через Сангарский пролив на остров Хоккайдо.

Идея погруженного туннеля не нова, еще сто лет назад депутат английского парламента Эдвард Рид предложил таким образом связать английский порт Дувр с французским Кале, но верх взяли противники проекта, опасавшиеся, что туннель послужит дорогой для вооруженного вторжения в Англию. И туннель через Ла-Манш (правда, сооруженный по другому принципу) был проложен лишь совсем недавно.


Случайная статья


Другие статьи из рубрики «Вести из институтов, лабораторий, экспедиций»