И КРУГОВЕРТЬ КВАДРАТА

Н. ПЛАКСИН, международный арбитр по шахматной композиции.

Илл. 1.
Илл. 2.
Илл. 3.
Илл. 4.
Илл. 5.
Илл. 6.
Илл. 7.
Илл. 8.

Хорошо известно, что четвертый чемпион мира Александр Алехин блестяще проводил многочисленные сеансы одновременной игры вслепую. И это не удивительно: "Алехин обладал самой замечательной шахматной памятью, которая когда-либо существовала", - отмечал другой чемпион мира - Капабланка. В 1914 году Алехин, не глядя на доску, составил свою единственную шахматную задачу... А полвека спустя произошел случай еще более редкостный: гроссмейстер Александр Грин опубликовал задачу, которая ему просто-напросто приснилась. Действительно, в сновидениях бывает возможным подчас даже и невозможное. Вспомним поистине сверхъестественный феномен, взбудораживший в 1888 году не только заштатный американский городок Килкенни... Оказывается, там два профессора-лингвиста составляли толковый словарь. И вот, дойдя до слова "кошка", они признались друг другу, что видели во сне силуэты котят. Удивительно, но эти симпатичные киски были вылитые близнецы-братья, запечатленные в оригинальном стиле шахматной мозаики:

№ 1

(Иллюстрация 1)

Мат в 4 хода

№ 2

(Иллюстрация 2)

Мат в 4 хода

Мы привели сюжет из юморески Сэмюэля Лойда, остроумные шахматные, логические и математические задачи которого популярны и в наши дни. И не случайно еще О. Генри заметил, что иной раз приходится "блуждать, как потерянная душа в головоломке Сэма Лойда..." Но вернемся к загадочным "котятам".

Решение задачи № 1 начинается с шахов: 1.Кd3-f4+ Kpe2:f2 2.Kf4:h3+ Kpf2-e2 3.c7-c8Ф(С) и 4.Ф(С)с8-а6x. Если 2... Кpf2:g3, то 3.Ке3-f5+ Kpg3:h3 и 4.Сh5-g4x. Другой план действий - 1.с8К? и 2.К:е7 - опровергается путем 1...Л:h1 и 2...g1К!, поскольку дальнейший маневр белых - 3.К7d5 (с предвкушением ударов 4.Кс3x или 4.Кf4x) приводит к пату черных. Но превращение белой пешки в коня как раз и оказывается решающим в № 2: 1.b7-b8К! (с угрозой 2.Кb8:d7, 3.Кd7-с5 и 4.Кс5-b3x или 4.Кс5-е4x) 1...d7-d5 2.Kb8-c6 d5:c4 3.Kc3-e4+ Kpd2:e2 4.Kc6-d4x. А канонада шахов черному королю теперь не страшна: 1.Ке4+? Кp:е2 2.К:g3+ Кp:f3 3.Ke5+ Kp:g3 4.Сf4+ и 4...Kph3 (или 4...Kph4)!

111 лет по страницам шахматных изданий прогуливаются "котята-близнецы", несмотря на некоторую виртуальность их облика - в смысле нелегальности... В позиции № 1 расположение черных пешек на вертикалях "h" и "g" вызывает суммарный дебаланс белых фигур: 15 (на диаграмме) + 2 (взято g:h и f:g) = 17. И хотя в № 2 у белых порядок и наведен - 15 + 1 (взято h:g) = 16, но при этом черные пешки прошли на поля b2 и f2 по своим вертикалям, и материальные фонды черных, увы, слегка перерасходованы: 9 (на диаграмме) + 4 (взято с:b, d:c и b:a:b или b:с:b, обходя черную пешку b2) + 4 (еще взято h:g, g:f и f:е:f или f:g:f, освобождая путь черной пешке на f2) = 17... Кстати, применив двойную черно-белую бухгалтерию, можно уловить дебаланс черных и в № 1... Недавно в Москве был предложен вариант реструктуризации этих изобразительных задач Лойда, выполненный в экономичной одноходовой форме:

№ 3. А. КОРНИЛОВ, 1999

(Иллюстрация 3)

Мат в 1 ход

а) диаграмма,

б) сдвинуть все фигуры на один ряд влево.

В № 3а исключено поспешное решение - Фg1-f1x?, поскольку нельзя указать никакого последнего хода черных; значит, очередь хода за ними, и на шах черных - f2:g1Ф+ белые дают мат - Кf3:g1x! В позиции-близнеце № 3б тоже ход за черными, они и матуют - Кg1-h3x!

В рассмотренных выше иллюстрациях Лойда к юмореске "Кошки из Килкенни" интересна, прежде всего, не эффектность решений, а идея составления разных задач без изменения расположения фигур относительно друг друга. Идея эта получила развитие в разнообразнейших жанрах композиции. Полюбуйтесь, например, элегантной "трехрядкой" итальянского маэстро:

№ 4. Л. ЧЕРИАНИ, 1929

(Иллюстрация 4)

Добавить белого слона и дать мат в 1 ход:

а) диаграмма,

б) сдвинуть фигуры на 1 ряд влево,

в) сдвинуть фигуры на 2 ряда влево.

Казалось бы, решить задачу № 4а можно, добавив белого слона на поле g8 и дав мат ходом Сg8:f7x. Но тогда, при черных пешках f7 и h7, белый слон g8 был бы превращенным, а это отрицается дебалансом черных фигур: 8 (на диаграмме) + 9 (взято с:d:e:f:g7-g8C и b2:с:d:е:f:g7) = 17. Поэтому ставим белого слона на поле b1 и даем мат - 1.Сb1-а2x! Аналогичное решение в позиции № 4б (с белым слоном а1), очевидно, не проходит, поэтому ставим белого слона на f8, даем мат - 1.Сf8:е7x! и убеждаемся, что ресурсы черных не нарушены: 8 + 6 (взято b:с:d:e:f7-f8C и h:g:f7) + 1 (черный чернопольный слон был взят на f8) = 15. И, наконец, в № 4в добавление белого слона на е8 (с матом - Се8:d7x) к дебалансу черных не привело бы - 8 + 6 (взято g:f:e7-e8C и h:g:f:e7) = 14, но... Но на такой вариант не хватило бы белых фигур: 9 (на диаграмме) + 1 (слон, добавленный на е8) + 6 (взято черными пешками - b7:а6, с7:b6:a5 и g7:f6:е5:d4) + 1 (белый чернопольный слон взят на с1) = 17. Поэтому, не нарушая баланса белых, ставим белого слона именно на поле с1 и даем мат пешкой - 1.b2-b3x!

Методика сдвига фигур на шахматной доске применима не только по направлению горизонта лей, но и по вертикалям:

№ 5а. М. АДАБАШЕВ, 1938

(Иллюстрация 5)

Белые возвращают назад свой последний ход и дают мат в 1 ход.

Из позиции № 5а можно получить еще две задачи, сдвинув все семь фигур вверх: на два ряда (№ 5б) и на три ряда (№ 5в). Для решения этих трех миниатюр-близнецов достаточно вспомнить различные особенности выполнения пешечных ходов... Мы же обратим внимание на возможность реализации идеи Лойда без сдвига фигур:

№ 6а. В. ПАУЛИ, 1911

(Иллюстрация 6)

Мат в 3 хода

В № 6а решает 1.0-0-0! с угрозой 2.Лd8х и такими вариантами: 1...Кd3+ 2.Л:d3 0-0 3.Лg3x, 1...Ка2+ 2.Л:а2 0-0 3.Лg1x, 1...Кd5 2.Л:d5 0-0 3.Лg5x, 1...Кс6 2.bc и 3.Лd8x (если 2...0-0, то 3.Лg1x). А другое вступление - 1.Л:а6? - опровергается защитой - 1...0-0!

Теперь обратимся к задаче № 6б, где автор - румынский математик и астроном Вольфганг Паули - предложил зеркальное расположение фигур предыдущей позиции:

№ 6б

(Иллюстрация 7)

Мат в 3 хода

1.Л:h6! К:h6 2.Ле2 и 3.Ле8x, 1...К:f2+ 2.Крс2 (1... Ке3+ Крс1) и 3.Лh8x. Решение, как видим, стало иным... В книге Е. И. Умнова "Шахматная задача ХХ века" (1966 г.) отмечалось, что "зеркальное отражение позиции на доске относительно вертикальной оси ничего не меняет в ней. Композиторы пользуются этим, выбирая обычно из двух возможных редакций ту, в которой большая часть фигур расположена на белых полях. Однако есть один ход в шахматах, который не сохраняется при зеркальном отражении, - рокировка". Действительно, основой композиций на зеркальное отражение является возможность или невозможность выполнения рокировок, как, например, в следующей задаче:

№ 7. В. КОРОЛЬКОВ, Н. ПЛАКСИН, 1980

(Иллюстрация 8)

Мат в 1 ход?

Здесь предложена "цепочка" из квартета близнецов, последовательно получающихся один из другого следующим образом: а) диаграмма, б) зеркальное отражение, в) черная пешка d7 в предыдущей позиции передвигается на поле е7, г) предыдущий близнец в зеркале. Заметим, что только в одном случае ответ на вопрос задания в № 7 окажется положительным...

(Окончание следует.)

Читайте в любое время

Другие статьи из рубрики «Шахматы»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее