Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОЗВУЧИВАНИЯ ВИДЕОФИЛЬМОВ

В. ДУБЕНСКИЙ, инженер телевидения.

Журнал уже публиковал несложную схему для озвучивания видеофильмов (см. "Наука и жизнь" № 2, 1996 г.). Сегодня мы рассказываем, как дешевый плеер или диктофон переделать в микшер - устройство для одновременной записи на видеоленту речи и музыки.

ТРЕБОВАНИЯ

Обеспечим библиотеки России научными изданиями!

Плеер может быть моно- или стереофоническим (тогда он используется в монофоническом варианте). Его корпус должен открываться легко (желательно, чтобы он скреплялся винтами, а не потайными пластмассовыми язычками), а внутри хватало места для двух разъемов штекерного типа и двух потенциометров (желательно типа СП-4, но годятся и любые другие малогабаритные регуляторы с осью для ручки). Таким местом может служить батарейный отсек корпуса, поскольку в домашних условиях питают прибор от сетевого адаптера.

Требования к механизму плеера диктуются удобством пользования: необходимо наличие обратной перемотки и четко действующей клавиши мгновенной остановки/пуска ленты ("пауза"), срабатывание которой не вызывает в наушниках щелчков и "взвизгиваний". Этим требованиям удовлетворяет большинство плееров.

НАЗНАЧЕНИЕ

Устройство служит для создания новой фонограммы при перезаписи фильмов любого формата (Видео-8, Hi-8, VHS или S-VHS - см. "Наука и жизнь" №№ 6,7, 1996 г.) с видеокамеры на магнитофон или с одного магнитофона на другой и выполняет следующие функции:

а) простую перезапись оригинальной фонограммы без ее изменений;

б) замешивание в оригинальную фонограмму речевых комментариев с микрофона, подключенного к микшерному устройству;

в) замешивание в оригинальную фонограмму музыкального сопровождения с кассеты базового плеера.

В двух последних операциях можно регулировать относительные уровни сигналов вплоть до полного вытеснения одного сигнала другим с сохранением их суммарного уровня.

Существуют, конечно, видеомагнитофоны, позволяющие осуществлять эти операции "фирменным" способом с помощью функций "даббинг" или "караоке". Но любители, которые уже имеют простой видеоплеер или видеомагнитофон, могут обеспечить их ценой минимальных затрат, используя готовые элементы ("немодный" плеер, микрофонный капсюль от испорченного автоответчика и т. д.).

ПРИНЦИП ПОСТРОЕНИЯ УСТРОЙСТВА

На рис. 1 приведена упрощенная схема присоединения внешней аппаратуры и внутренних доработок плеера в самом простом варианте: с электродинамическим микрофоном и монофоническим плеером.

Как правило, в режиме "стоп" в нормальных плеерах нажимной контакт выключает все электрические цепи. Придется переделать его схему так, чтобы в режиме "стоп" выключался только двигатель, а усилитель оставался под током. К воспроизводящей головке подключают регулятор, служащий для смешивания музыки и речи.

Устанавливают регулятор, служащий для смешивания сигналов от видеокамеры и от микшерного устройства, не связанный со схемой плеера. Монтируют гнезда для присоединения внешних устройств: микрофона, кабеля между камерой и видеомагнитофоном и - при необходимости - сетевого адаптера. Следует предусмотреть светодиод, сигнализирующий о включении питания.

Посмотрим, как работает эта схема.

Источник сигнала 1 (видеокамера или магнитофон, с которого записывается видео-аудиосигнал; в дальнейшем будет подразумеваться видеокамера) соединен с записывающим видеомагнитофоном 2 стандартным двухжильным видео-аудиокабелем 3 с разъемами типа "тюльпан". Приблизительно на его середине имеется ответвление 4 со штекером для присоединения к микшеру, смонтированному в корпусе (на схеме микшер обозначен пунктирной рамкой). Микрофон подключен к гнезду 5, воспроизводящая головка 6 подключена к усилителю 7 плеера через регулятор R2. Совместно с R3 и R4 он образует делитель, подающий на вход усилителя 7 сигнал с микрофона, смешанный с сигналом музыки: в верхнем положении R2 - с максимальной громкостью, в нижнем - музыка отсутствует. Сигнал с микрофона поступает с постоянной громкостью: глушить его не имеет смысла, так как он становится неразборчивым, следует просто отключить микрофон во избежание звуковых помех. Смешанный сигнал через усилитель 7 поступает на регулятор R1, включенный так, что в левом его положении на магнитофон 2 поступает только фонограмма с камеры 1, в правом - только сигнал с микшера, а в промежуточных положениях - их смесь в нужной пропорции.

Нажимной контакт 9, который в штатном варианте служит для выключения питания всего плеера, в нашем случае должен выключать только двигатель 8, оставляя под напряжением всю электрическую схему. Для этого нужно перерезать дорожки, подходящие к этому контакту, и закоротить в обход него так, чтобы питание электроники никогда не отключалось. Впрочем, в некоторых типах плееров можно поступить и более изящным образом: например, разыскать проводник, по которому подается питание на стабилизатор вращения, и включить контакт в него, а не разрывать только его выходную цепь, как это показано на рис. 1 (провода 10).

Питание на плеер подается на гнездо 11 через сетевой адаптер. На некоторых моделях это гнездо отсутствует; следует установить его или заделать кабель наглухо, предусмотрев разъем на адаптере или просто в разрыве кабеля. Поступление питания контролируется светодиодом 12 с нагрузочным резистором R5, который подбирается по желательной яркости свечения.

Нужно иметь в виду, что "земляной" провод от микрофона (или экран его кабеля) должен быть подпаян к плате в одной точке (иногда обозначенной "REF") с "холодным" концом обмотки магнитной головки и концом потенциометра R2, иначе может прослушиваться фон переменного тока.

Доработанный по этой схеме плеер работает следующим образом.

При подаче питания от адаптера загорается сигнальный светодиод и включается усилитель. Микрофон работает, позволяя писать оригинальные фонограммы и/или речевые комментарии через микрофон, замешанные в пропорции, устанавливаемой регулятором R1. Все клавиши лентопротяжки при этом должны быть отпущены.

Для записи музыки вставляют в плеер аудиокассету и нажимают клавишу ПУСК. При этом замыкается контакт 9, включается двигатель и начинается воспроизведение записи, которую можно замешать в выходной сигнал вплоть до его полного вытеснения с помощью регулятора R1 (R2 при этом должен быть повернут до отказа по часовой стрелке). Одновременно можно писать и речевые комментарии с микрофона.

Клавиши управления лентопротяжкой плеера работают обычным образом.

Следует отметить интересную возможность клавиши ПАУЗА: если в видеозаписи следует, например, сделать купюру или перемену плана, но сохранить непрерывным музыкальное сопровождение, следует в момент прекращения видеозаписи нажать на плеере клавишу ПАУЗА, а при начале записи нового плана ее отжать и возобновить воспроизведение музыки с той точки, на которой она была прервана. Эта операция требует навыка, так как прекращение видеозаписи и ее возобновление происходят с задержкой, которую требуется учитывать.

Нужно отметить также, что, если установить до отказа по часовой стрелке регуляторы R1 и R2 и в гнездо 4 включить наушники, можно использовать плеер для прослушивания звука с видеокассет.

Уровень сигнала, поступающего с кабеля 3 на запись, определяется штатным регулятором громкости плеера. Обычно наилучшие результаты получаются при его установке на максимум, поэтому имеет смысл в этом положении заклеить его липкой лентой.

В качестве примера на рис. 2 показаны доработки, которые необходимо произвести на плате дешевого монофонического плеера китайской фирмы ARTECH. Важно иметь в виду, что питание в него подается с заземленным плюсом. Проводящие дорожки показаны штриховкой, а разрывы, сделанные острым ножом, залиты черным.

Прежде всего нужно установить потенциометры R1 и R2, гнезда микрофона 5 и питания 11 и контрольный светодиод 12. В качестве выходного гнезда 4 для подключения отвода соединительного кабеля используется штатное выходное гнездо плеера. Рекомендуется выбрать гнезда 5 и 4 разного типа или калибра, чтобы исключить возможность неправильного соединения.

Для доработки цепи питания двигателя 8 нажимной контакт 9, смонтированный прямо на плате, изолируют прорезанием дорожек и установкой перемычки 13, а освободившийся контакт 9 включают в разрыв цепи питания двигателя. После этого следует проверить работу двигателя: подать питание на плеер - при этом двигатель не должен вращаться; затем нажать клавишу пуска или перемотки - двигатель должен заработать.

"Горячий" провод, идущий от головки, отпаивают от точки входа усилителя и присоединяют через R3 к регулятору R2. Остальной монтаж выполняется заново, желательно проводом МГТФ 0,3 мм2, но можно использовать и любой другой, следя только, чтобы при пайке не "поплыла" хлорвиниловая изоляция. Не забудьте про гнездо 4.

Теперь можно вставить в плеер кассету с записью, подключить монофонические наушники, установить R1 в крайнее положение по часовой стрелке и проверить работу плеера во всех режимах. Громкость воспроизведения должна плавно меняться и штатным регулятором плеера, и регулятором R2.

После этого подключают микрофон и проверяют его работу на самопрослушивание и с замешиванием музыки. Громкость с микрофона должна быть постоянной и не зависеть от положения R2.

Если все окажется в порядке, следует проверить микшерное устройство в полном составе аппаратуры. Схема соединения показана на рис. 3.

Зарядите в камеру видеокассету с записью изображения и звука, а в плеер - аудиокассету с записью музыки. Все регуляторы плеера установите по часовой стрелке. Включите камеру в режиме воспроизведения, а видеомагнитофон согласно инструкции в такой режим, чтобы на телевизор пошли видеозапись и фонограмма с камеры. Подайте питание на плеер, включите его на воспроизведение и убедитесь, что в наушниках слышна оригинальная фонограмма, смешанная с музыкой, в зависимости от положения регуляторов R1 и R2. Проверьте замешивание в звуковой сигнал речи с микрофона. Включите видеомагнитофон на запись и убедитесь, что перезаписанный видеофильм озвучивается во всех предусмотренных режимах.

НЕКОТОРЫЕ ДОПОЛНЕНИЯ

Если доработке подвергается стереофонический плеер, следует использовать его в монофоническом варианте, закоротив вход неиспользуемого канала и отпаяв его от выходного гнезда, которое можно использовать согласно схеме рис. 2. После этого из двух стереонаушников, подключенных к гнезду 4, будет работать только один.

Если в качестве микрофона использовать капсюль от испорченного автоответчика, получаются прекрасные результаты с помощью схемы, показанной на рис. 4. При этом надо учитывать, что схема питания плеера может быть с заземленным плюсом или минусом. В случае сомнения можно попробовать включить капсюль в той и иной полярности и выбрать лучший вариант. Капсюлю это вреда не причинит.

Если применить трехжильный соединительный кабель, то третью жилу можно с удобством использовать для перезаписи в тех случаях, когда микшерное устройство не требуется.

В любом случае требуется отмаркировать концы соединительного кабеля, так как небезразлично, каким концом подключить его к видеокамере и видеомагнитофону.

Указанные на схемах номиналы имеют ориентировочный характер. Поскольку элементы устройства, включая плеер, микрофон и т. д., могут быть случайного происхождения и иметь различные характеристики, величину резисторов и конденсаторов нередко приходится подбирать.

Чтобы легкий плеер во время работы не сдернуть со стола за один из многочисленных кабелей, наклейте на его корпус снизу поролоновую накладку, которая увеличит трение. Защелку для ношения плеера на ремне желательно отпилить.


Случайная статья


Другие статьи из рубрики «Домашнему мастеру»

Детальное описание иллюстрации

Рис. 3. Полный состав аппаратуры для озвучивания видеофильмов: 1 - видеокамера; 2 - видеомагнитофон; 3 - соединительный кабель; 4 - ответвление; 5 - гнездо для подключения ответвления; 6 - микрофонное гнездо; 7 - микрофон; 8 - гнездо питания; 9 - клавиши лентопротяжки плеера; 10 - сигнальный светодиод; 11 - регулятор громкости плеера; 12 - сетевой адаптер; 13 - контрольный телевизор; 14 - контрольные наушники, необходимые при работе с микрофоном, так как воздействие громкоговорителя телевизора на микрофон создает "микрофонный эффект" - свист и вой.