ОБИТАТЕЛИ ПЕЩЕРЫ АЗОХ

Г. АНОХИН, действительный член Географического общества РАН.

С интересом читаю в журнале статьи, посвященные самым древним людям на Земле. О раскопках на реке Сунгирь прочитал всю доступную литературу. Где еще были обнаружены стоянки древнего человека?

М. Сидоров (г. Мурманск).

Стоянки древнейшего человека обнаружены в Африке, Европе и Азии. В период палеолита был обитаем и Кавказ. Мы расскажем об одной из находок археологов на Кавказе.

В Нагорном Карабахе, в междуречьях Риони и Аджарисцкали, Куры и Аракса, находится пещера Азох. Образовалась она, вероятно, более миллиона лет назад, когда спал уровень вод в реке Куручай. Тогда и обнажилось огромное, может быть, крупнейшее в Закавказье карстовое образование в известняковом пласте. Возможно, пещеру сначала облюбовал медведь, а затем здесь поселился обезьяночеловек.

Летом 1960 года местные охотники показали археологам два входа в разные гроты под высокими потолками - над селениями Азох и Салакоты. Оказалось, что между этими входами внутри скалы протянулся извилистый коридор. Его площадь не менее восьми тысяч квадратных метров.

Четверть века с тех пор, до самых дней начавшейся немирной жизни в Карабахе, здесь велись археологические исследования. В подземелье был восстановлен коридор, разделяемый восьмью величественными гротами с высокими, двадцатиметровыми куполами. Поражали воображение сталактитовые колонны двухметровой высоты и до полутора метров в обхвате.

В этой сказочной пещере на высоте девятисот метров над уровнем моря археологами были найдены следы обитания древнего человека. Мощный слой грунта в пещере достигал четырнадцатиметровой толщины. Причем четко прослеживаются десять разновременных слоев, относящихся к различным стадиям древнего каменного века - палеолита, начало которого относят на два миллиона лет назад.

Самые древние слои - X-VII - содержат примитивные каменные орудия так называемой галечной культуры. Особый стиль, присущий найденным здесь каменным орудиям, позволил присвоить этому комплексу свое название - Куручаевская культура (по реке Куручай, на берегу которой находится пещера). Возраст этой культуры более миллиона двухсот тысяч лет.

В VI археологическом слое найдены еще более многочисленные изделия из камня, костные остатки различных животных. В V слое обнаружен очаг, разместившийся ближе к южной стене пещеры. И здесь же оказался кусочек нижней челюсти того, кто семьсот тысяч лет назад разжигал этот очаг. Челюсть, в которой полностью сохранился один зуб, а другой обломан на уровне коронки, еще тяжеловата, но уже тоньше челюсти питекантропа и пока еще грубее челюсти неандертальца. Этого обитателя пещеры Азох ученые назвали азохантропом. Человек занимался в основном охотой на диких животных. В нижней, более древней части V слоя содержались кости одиннадцати видов животных, в верхней же - уже сорока пяти. Чаще всего это были олени или пещерные медведи.

Черепа медведей складывали в особый тайник. Все они были обработаны соответствующим способом - нижняя челюсть отсутствует, а верхняя обрублена и украшена косыми насечками, выполненными острием каменного орудия. Насечки на черепах столь древнего времени встречаются в археологической практике впервые. Ученые считают, что это своеобразный ритуал, связанный с зарождением у азохантропа религиозных представлений.

Более верхний, IV, культурный слой в пещере оказался "стерильным". На это время пришлось начало рисского оледенения, и население было вынуждено перебраться в теплые южные края.

III слой относится ко времени, когда ледник отступил, но природа резко изменилась, жизнь обитателей пещеры стала более трудной - животных для охоты стало меньше, теплолюбивые животные исчезли совсем.

На материалах археологических раскопок в пещере Азох можно восстановить физический облик человека на заре его становления, изучить материальную культуру и специфику хозяйственной деятельности.

Другие статьи из рубрики «Переписка с читателями»