Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

СОБИРАЮТ И ТЕЛЕФОННЫЕ КАРТОЧКИ

Е. БЫСТРОВА.

Телефонные карточки - сравнительно новый предмет коллекционирования. Появились они лет двадцать назад (первая карта была выпущена в Италии в 1976 году) и почти сразу же привлекли внимание собирателей. У телефонной карточки есть раз и навсегда установленный размер, она выполнена с помощью новейших технологий из пластика, который сохраняется лучше, чем бумага, и на ней почти всегда есть яркая, привлекающая внимание картинка.

Обеспечим библиотеки России научными изданиями!

Телефонные карточки делятся на два вида: таксофонные, для непосредственного контакта со считывающим устройством, и сервисные, которые обеспечивают доступ к услугам телекоммуникационных компаний. Сервисные для коллекционирования не очень интересны.

При покупке таксофонной карточки на ней тем или иным способом фиксируется уплаченная сумма, а затем после каждого звонка она частично "списывается". Карточки бывают индуктивные - с самым простым способом записи информации о том, сколько юнитов (условных единиц, которые оплачиваются при покупке карты) израсходовано. Специальные устройства, установленные в телефоне, компостируют дорожку на бумажной карте (каждые три минуты таксофон не проглатывает жетоны, а пробивает дырочку в карте). Когда дорожка заканчивается, карта считается использованной.

На оптических картах каждый звонок отмечается черной риской на термографической полосе белого цвета, и это позволяет визуально определить оставшуюся емкость карты. На полосе штрих выжигается при вызове специальным устройством внутри таксофона.

На карте с полосой из магнитной пленки в закодированном виде записывается необходимая информация - количество тех же юнитов. Когда карта попадает в телефонный аппарат, установленное в нем считывающее устройство списывает с карты юниты. Оставшуюся емкость карты можно увидеть на табло, которым оснащен автомат.

Карты с микросхемой, называемые также смарт-картами (англ. smart - умный), интеллектуальными картами, картами с чипом (англ. chip - кристалл с интегральной схемой), самые "умные" и как следствие самые дорогие. В Москве обычно используют именно такую разновидность телефонных карт - самый надежный и удобный способ записи информации. Карта снабжена микросхемой, которая соединена тончайшими проводами с контактными площадками. Форма и расположение контактных площадок различны у компаний-изготовителей. Специалисты делят чиповые карты на два вида - микропроцес сорные карты и карты с памятью. Для изготовления телефонных карт используют обычно последние, причем это разовые карты (однократная запись/многократное считывание). Объем памяти здесь значительно больше, чем у карт с магнитной полосой. Телефонный аппарат считывает информацию - списывает юниты и дает на табло информацию об оставшейся емкости.

Уже в течение пяти лет собрания телефонных карточек представляются на международных выставках в Брюсселе. Во многих странах существуют клубы телекартистов, в Праге, например, они издают свой бюллетень. Различную полезную информацию - о распродажах коллекций, об обмене или о поиске какой-нибудь особо редкой карты - дает Интернет. Для поиска адресов в Интернете наберите phonc carel collection в любой поисковой системе. Там можно обнаружить выставки коллекций с портретом владельца или предупреждения о подделках и мошенничестве.

Компании, выпуская телефонные карты, зачастую делают ставки именно на собирателей. Например, выдается первый тираж, который быстро раскупается, в основном коллекционерами. Потом компания допечатывает карточки с тем же изображением, но собиратели "охотятся" именно за первым выпуском. Иногда тираж делают намеренно малым; так, фирма Джэмплас выпустила для своей презентации всего 300 карточек.

В России первая телефонная карточка компании ГПТ появилась в 1988 году. В 1989 году выпустили серию из двух карт под эгидой русско-британской компании Комстар. К настоящему времени в Москве таксофонные карточки делают шесть крупных компаний: Комстар, Московская городская телефонная сеть (МГТС), Московский междугородный и международный телефон (ММТ), НПО "Энергия", Комет и Аксесс Телеком; в Санкт-Петербурге - Санкт-Петербургские таксофоны (СПТ) и компания БСЛ. Кстати, наши телефонные карточки весьма популярны за рубежом, а две российские компании - Комстар и Санкт-Петербургские таксофоны - непременные участники международных выставок.

Москва и Санкт-Петербург сегодня считаются центрами коллекционирования телефонных карт. Газета "Всемирный коллекционер", выходящая в городе на Неве, периодически публикует информацию о выпусках новых серий. Читатели этой газеты помогли ей собрать коллекцию, которая считается одной из самых больших в стране. Значительным событием для собирателей стал выпуск в прошлом году в С.-Петербурге каталога карточек компании Санкт-Петербургские таксофоны, а также каталога "Телефонные карты России". Владельцы каталога получают членскую карточку и автоматически становятся членами клуба собирателей, созданного на сервере компании Комстар. Это позволяет приобретать через Интернет новые карточки и гарантирует защиту от подделок.

Компания Комстар - одна из немногих в России, которая выпускает карточки, ориентируясь на коллекционеров. Продукция компании всегда хорошо оформлена. Человеку, приобретающему комстаровскую карточку, чтобы позвонить, приятно держать ее в руках.

Изображения же на телефонных картах самые разные. На Западе наиболее популярны реклама компании Кока-Кола и изображения героев диснеевских мультиков. У нас обычно фигурируют свои, русские, сюжеты. Например, компания Комстар два года назад получила премию за серии "Русские цари" и "Русский балет", а также за оригинальный выпуск "Держи себя в руках".

Появление новых телефонных карт часто приурочено к какой-нибудь дате. Так, почти все компании выпустили серии, посвященные 850-летию Москвы и Всемирным юношеским играм 1998 года. Реклама на карточках, по мнению специалистов, действует эффективнее, чем на страницах газет и журналов. Компании подходят к рекламе по-разному: Комстар, в частности, принципиально не рекламирует табачные изделия и спиртные напитки (кроме пива).

Доходы компаний, выпускающих телефонные карты (огромными, кстати, тиражами), складываются из прибыли от продажи самих карт, от рекламы и дохода от коллекционеров. Иногда собиратели за одну-единственную карту готовы заплатить большие деньги. Например, одна из первых российских карт "Зимний пейзаж", выпущенная фирмой Комстар в 1989 году и считающаяся сейчас раритетом, оценена на Лондонском аукционе в 1200 фунтов стерлингов (около 2000 долларов).

Известны уже и случаи мошенничества, связанные с телефонными карточками, когда, например, поверх какой-то из них искусно наклеивают старые рисунки и выдают за первичный выпуск; или когда пластиковые заготовки выдают за карты известных компаний и продают такие подделки целыми партиями.

Сейчас в России насчитывается около четырехсот коллекционеров телефонных карт, и почти все они находятся в С.-Петербурге. Но и в Москве есть известные собиратели, например Илья Хахаев, у которого около 1200 карточек, выпущенных в России. В коллекции есть первые карты, появившиеся еще в 1989 году, и вышедшие совсем недавно. И. Хахаев собирает карточки и изучает их по типам микросхем, по системам карточных аппаратов, исследует дизайн. Одна из карточек коллекции в числе двадцати других побывала в космосе. Она, как и остальные, заверена сертификатом с автографом космонавтов. Аукционная цена каждой такой карточки около тысячи долларов. Потому, проходя мимо таксофона, приглядитесь: вдруг найдете выброшенную за ненадобностью карточку, которая не только положит начало коллекции, но и окажется раритетом.

Иллюстрации предоставили компания Комстар и коллекционер И. Хахаев.


Случайная статья


Другие статьи из рубрики «Коллекционеру - на заметку»