Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

КАРТИНКИ В КАРТИНКАХ

А. КАЛИНИН.

Представьте себе, что вы оказались в средневековой Франции и зашли в книжную лавочку. Осматривая на полках обложки с тиснеными надписями, маленькие карманные томики и большие фолианты в кожаных переплетах со специальными застежками, вы наверняка заметите развешанные на стенах и лежащие на прилавке знакомые с детства картинки, в которых требуется отыскать людей, животных или какие-нибудь предметы, хитроумно спрятанные художником. Судя по тому, что в современных коллекциях хранятся тысячи французских загадочных картинок, в XVII-XVIII веках они тоже были очень популярны в этой стране. Причем не только среди детей, но и среди взрослых, так как сюжеты встречаются самые разные: тут и события древней истории, сцены сельской и городской жизни, военные сражения и приключения путешественников. Среди них немало и юмористических: нужно помочь влюбленным найти друг друга, кавалеристу - отыскать потерявшуюся лошадь, офицеру - пропавших солдат, а супругам - спрятанную бутылку и деньги. Часто встречаются рисунки с охотником в лесу, и читатель должен отыскать зверей и птиц, скрывающихся в ветвях.

Подобные зрительные головоломки во Франции, предназначенные для семейных развлечений и увеселения гостей, получили название "devinette" (загадка). В XVIII веке "devinette" "переплыла" Атлантический океан и стала называться в Америке "puzzle-card" (карточка-головоломка). Главная цель карточек-головоломок - реклама фирм и товаров. На одной стороне карточки помещался текст, на другой - печатали картинку с головоломкой и продолжение рекламы.

Если в старинных европейских картинках художники прятали не более десятка объектов одновременно, то в американских - несколько десятков, словно бы соревнуясь, какое количество скрытых предметов можно уместить на одной картинке. Неизвестно, был ли официально определен победитель, но в книгах о занимательных картинках встречается рисунок 1884 года, в котором требуется найти 164 фигурки людей и животных (правда, включая и не спрятанные).

РУССКИЕ ЗАГАДОЧНЫЕ КАРТИНКИ

Введенная в XVIII веке указами Петра I мода на все иностранное к концу столетия в среде дворянства постепенно ограничилась модой на все французское. Вместе с фасонами причесок, платьями, шляпками, танцами в наше Отечество привозили и загадочные картинки. К тому времени французские фирмы уже переняли американский опыт и стали совмещать их с рекламой. В виде бесплатного приложения к товару рекламные "devinette" вошли и в жизнь россиян. Но широкую известность картинки-загадки получили после того, как их начали печатать в детских журналах: "Тропинка", "Светлячок", "Путеводный огонек", "Для наших детей".

Такого рода картинки живо откликались на текущие события. Так, в 1904 году вышла серия открыток-головоломок со спрятанными изображениями, посвященная Русско-японской войне. Пока удалось найти 10 карточек серии, хотя, скорее всего, их было 12 (дюжина). Это первые в России почтовые карточки с детскими загадочными картинками, поэтому о них стоит рассказать подробнее.

На каждой из карточек есть вопрос-задание. Буквы и слова задания написаны "столбиком", как пишут в Японии. Буквы "цепляются" одна за другую, и вся надпись выглядит как текст из иероглифов. Поэтому прочитать вопрос непросто - это, можно сказать, первая задача головоломки. Вторая, главная, состоит в том, чтобы найти спрятанный в картинке ответ на вопрос-задание. Каждая открытка содержит два изображения: явное и тайное. Решение головоломки заключено в спрятанном.

Открытки из серии приводятся на этой и предыдущей (внизу справа) страницах журнала. О содержании остальных можно судить по названиям: "Что встретят в Фузане японцы?", "Где гроза Японии?", "Где гроза японского флота?", "Где японский броненосец?", "Где враги Сунгарийского моста?", "Что сталось с корейцем?", "Где кореец?", "Где победитель дракона?".

ЗАГАДОЧНЫЕ КАРТИНКИ В XX ВЕКЕ

В самом начале века новым открытием в мире загадочных картин стало появление серии американского художника Густава Вербеека. На первый взгляд его книжечка выглядела как самый обычный американский комикс о приключениях юной леди и пожилого джентльмена, отправившихся в путешествие. Секрет состоял в том, что, когда вы доходили до последней страницы, следовало перевернуть книжку "вверх ногами" и листать ее заново, от конца к началу.

Каждая картинка таила второе содержание, которое обнаруживалось после поворота. Приключения продолжались. Но внешность главных героев менялась: юная леди превращалась в старика, а он - в леди. Но история, разумеется, заканчивалась счастливо: путешественники возвращались туда, откуда начинали свой путь.

В Советском Союзе загадочные картинки появились в детских журналах лишь в 1930-е годы: сначала в "Мурзилке" и "Чиже", затем в газете "Пионерская правда". После войны рисунки со спрятанными изображениями публиковались кроме детских журналов в многочисленных книгах, иногда выпускавшихся сериями: "В час досуга", "Знай и умей" и т. п. В занимательной форме они развивали наблюдательность, быстроту реакции, сообразитель ность и фантазию. Традиция помещать загадочные картинки в журналах и книгах для детей сохранилась и в современной России. Сегодня они регулярно появляются в журналах "Веселые картинки", "Миша", "Филя" и других.

А вот на Западе и особенно в США художники чаще рисуют картины со спрятанными изображениями, адресованные взрослым. Американцев привлекают сюжеты из жизни охотников и индейцев, первых переселенцев, времен покорения Дикого Запада. Создана целая индустрия по производству подобных картин, и даже сформировался особый жанр "Hidden Pictures". Широко известны имена лучших художников: Джима Уоррена, Бева Дулитла, Дональда Раста. У европейцев вкусы другие. В частности, англичане стараются соединить загадочные картинки с элементами обучения.

ИЩЕМ ТО, ЧЕГО НЕТ

В 1992 году в Англии издали альбом под названием "Последний Ноев ковчег". Книга начинается с большой картины, на которой нарисованы 707 представителей животного мира нашей планеты. Чтобы такую большую картину можно было рассмотреть подробнее, ее "разрезали" на 16 частей, которые и составляют альбом. Сопроводительный текст книги содержит подробное описание всех нарисованных существ: их внешний вид, размеры, образ жизни и места обитания, даже латинские названия. Не хватает только одного: указания, как выглядит и где изображено данное животное. Читателю предлагается решить эту задачу самостоятельно. В тексте говорится, что художник должен был изобразить 354 пары живых существ, по два каждого вида, но после 6500 часов работы оказалось, что нарисовано 353 с половиной пары. Необходимо отыскать недостающую особь. На это давалось... три года (!). За правильное решение обещали награду в 10 тысяч английских фунтов стерлингов. Большая сумма, но и головоломка трудная. За время ее разгадывания можно, пожалуй, состариться, предварительно получив ученую степень доктора биологических наук. Чтобы не быть голословным, приведу данное в книге описание зверька, которого художник оставил без пары. За то, чтобы его найти, была обещана награда.

"Тамандуа, или малый муравьед (Tamandua tetradactyla). В отличие от более крупного родственника, гигантского муравьеда Myrmecophaga tridactula, тамандуа - древесный житель и редко спускается на землю. Он проводит жизнь на верхушках деревьев в поисках термитов и муравьев среди тропических лесов Центральной и Южной Америки от Мексики до Бразилии и Боливии. Зверек разрушает гнезда насекомых сильными когтистыми лапами и хватает добычу длинным липким языком. Эти ночные жители вырастают до 54-58 см в длину и имеют хвост 54,5-55,5 см, голый с одной стороны, который помогает им держаться на ветвях. Тамандуа - одиночки, парами они встречаются только во время короткого брачного периода. О жизни и воспитании потомства информации очень мало, известно только, что мама носит малышей на спине".

Рассказ о тамандуа, как и описания других зверей, птиц и рыб, не помогает читателю в поиске животных на картине (следовательно, не приближает к заветной премии). У книги и ее создателей другая цель: обогатить ребенка знаниями, расширить его кругозор, познакомить с животным миром планеты, пробудить интерес к получению знаний, научить их поиску в разных источниках.

СКУПЫЕ КАРТИНКИ

Существуют зрительные головоломки, противоположные тем, о которых только что рассказывалось, - это изображения, содержащие минимум информации. Зритель видит на белом листе бумаги несколько черных пятен и по ним "восстанавливает" всю картину. Бывает, что пятен всего два или даже одно. Можно долго ломать голову над тем, что же тут спрятано. Но достаточно добавить одну линию, и картина оживает, превращается в легко узнаваемый образ. Бывает и наоборот, когда пятен много и в них нужно уловить, выделить контуры спрятанных предметов.

Похожие картинки применяют при изучении психического состояния человека. Похожие, но не такие. Ученые используют в своих исследованиях недорисованные изображения, допускающие различные варианты дополнения картинки и ее толкования. А когда создается "скупая картинка-головоломка", художник обязан обеспечить однозначный ответ на загадку.

"Цветным скупым картинкам" нашлось полезное применение в медицине. Известно, что у некоторых людей способность воспринимать цвета ослаблена, искажена или отсутствует. Эту особенность впервые обнаружили в XVIII веке у английского физика Джона Дальтона (он открыл законы давления в смеси газов) и назвали дальтонизмом. Цветное зрение - очень тонкий механизм.

Недаром, как считают физиологи, оно отсутствует даже у некоторых высших животных, например у собак. Нарушения цветного зрения до сих пор не поддаются исправлению. Цвета с точки зрения физики отличаются один от другого частотой электромагнитных колебаний, или, что то же самое, длиной волны. Сетчатка (ретина) глаз и мозг чувствуют и определяют разницу в длинах волн света, благодаря чему мы и воспринимаем цвета.

Человек может различать до 500 000 оттенков цвета и тона. Правда, эта способность у разных людей неодинакова. Для ее оценки существуют специальные таблицы. На некоторых из них есть фигуры, невидимые для людей с нормальным зрением. Различают их только люди с расстройством цветоощущения. Это значит, что кроме таблиц можно создавать картины со скрытым изображением, которое будут видеть только дальтоники, а "обычные" зрители замечают лишь хаос цветовых пятен. Может быть, кто-нибудь из читателей журнала первым в мире создаст такую картину?

Способов скрывать изображения, превращать их поиск в хитроумную головоломку гораздо больше, чем представлено в этой и предыдущих статьях.

Цель публикации - не только стремление познакомить читателей с такого рода работами. Автор надеется, что зрители, художники и искусствоведы увидят в них источники новых идей и отношение к данному виду художественного творчества станет более заинтересованным.

В запасниках музеев и художественных галерей России, в личных собраниях и архивах наверняка сохранились неизвестные произведения этого жанра. Если кто-то из читателей их обнаружит и сообщит в редакцию, рассказ на эту тему можно будет продолжить.

Иллюстрация "Почтовая открытка-головоломка "Где друзья японцев?". Россия, 1904 год. ".
Почтовая открытка-головоломка "Где друзья японцев?". Россия, 1904 год. Загадочная картинка отражает предвоенную ситуацию. Если рисунок повернуть на 180°, то среди ветвей кустарника появится силуэт "дяди Сэма" - символа США. В руках он держит мешок, на котором написано число со многими нулями. Слева и выше - Англия в образе своего символа - "Джона Буля" с мешком денег. Япония не напала бы на Россию без поддержки союзников: Англии и США. Деньги, которые они дали, покрыли 40% ее военных расходов. На них были куплены новейшее оружие и корабли, а немецкие инструкторы обучили армию и флот.

Иллюстрация "Почтовая открытка-головоломка "Где враг японской пехоты?".
Почтовая открытка-головоломка "Где враг японской пехоты?". Фигуру русского пехотинца легко увидеть после поворота открытки на 90°. Россия, 1904 год. Как известно, об умении воевать красноречивее всего говорят потери сторон. Россия проиграла войну. Но японцам ни разу не удалось разгромить русские войска, обратить их в бегство или окружить. На суше Япония в ходе войны потеряла убитыми 47 387 человек, Россия - 25 331. (Урланис Б. История военных потерь. СПб., 1994.)

Иллюстрация "Г. Вербеек (G. Verbeek). Little Lady Lovekins and Old Man Muffaroo. США, 1900 год".
На картинке, которая является частью серии картинок, вы видите двух путешественников, идущих по дороге. При переворачивании появляется второй сюжет. Та же самая пара бежит, спасаясь от домового, которого они на предыдущей картинке нечаянно потревожили в пещере.

Иллюстрация "Рисунки из таблиц проверки цветоощущений".
Рисунки из таблиц проверки цветоощущений. Слева: нормально воспринимающие цвета видят треугольник, дальтоники - круг. Справа: квадрат в нижней части рисунка видят только дальтоники. Внимание! Приведенная иллюстрация не может быть использована для проверки зрения, так как при перепечатке цвета изменяются. Проверять зрение можно только по официально изданным таблицам.


Случайная статья


Другие статьи из рубрики «Мир увлечений»