Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

БАНКОВСКИЕ УСЛУГИ НА ДОМУ

С развитием Всемирной Сети во второй половине 90-х годов начался настоящий бум в сфере разработки и предложения банковских интернет-услуг. При этом наибольший интерес интернет-банкинг представляет для обслуживания частных лиц. В начале нового века ведущие банки промышленно развитых стран как бы соревнуются между собой: кто имеет более высокую долю операций, совершаемых через Интернет. А как обстоит дело в России?

Для людей современных и активных

Системы удаленного банковского сервиса на дому (home banking) в странах Запада начали развиваться в 80-х годах с обслуживания по телефону. Затем появились услуги с использованием персонального компьютера и прямого подключения к банковским серверам (PC-banking). И только в 1995 году в США первый банк предложил финансовый сервис на качественно новом уровне – на основе возможностей сети Интернет (Internet-banking).

В России подобный сервис появился сравнительно недавно. Но уже сейчас ясно, что за ним будущее. Большие перспективы интернет-банкинга будут в полной мере реализованы с развитием коммуникаций и информационной среды, с ростом числа пользователей компьютерной техникой, мобильной связью, то есть с тем процессом, который принято называть информатизацией общества. Именно она позволит существенно расширить круг клиентов.

Это главным образом люди динамичные, регулярно и активно пользующиеся возможностями современных технологий — сотовыми телефонами, пейджерами, спутниковыми телеканалами, услугами Интернет-провайдеров. Потенциальная клиентура банковских интернет-услуг только в Москве, по оценкам специалистов, составляет примерно 300 тысяч человек.

Банковский сервис нового века

Пионером в разработке российской системы интернет-банкинга стал Автобанк, начавший коммерческую эксплуатацию системы «Интернет Сервис Банк» в апреле 1998 года. В настоящее время речь идет не более чем о трех-четырех реально действующих системах такого уровня, хотя уже несколько десятков российских банков предоставляют или готовятся предоставить физическим лицам свои услуги через Интернет.

Чтобы почувствовать все преимущества новой формы банковского обслуживания, достаточно иметь компьютер и доступ в Интернет. Все необходимое для работы системы «Интернет Сервис Банк» оборудование и программное обеспечение можно установить за считанные минуты. В дополнение к персональному компьютеру (домашнему, офисному или ноутбуку) клиенту понадобятся дискета с программой и адаптер, подсоединяемый к компьютеру, а также ключевой элемент памяти Touch memory – миниатюрное электронное устройство, выполненное на базе специальной микросхемы с литиевым источником питания. Оно имеет энергонезависимую память и уникальный 256-битный идентификационный номер, обеспечивающий 256 триллионов комбинаций. Герметичный стальной корпус, выполненный в виде таблетки диаметром 16 мм, предохраняет устройство от внешних атмосферных воздействий, механических повреждений и электромагнитных полей. Практически это – личная «круглая печать», прикасаясь которой к адаптеру клиент «расписывается» в банковских документах, совершая каждую финансовую операцию.

Безопасность — прежде всего

Особое внимание в системе уделяется конфиденциальности отношений банка и клиента. Безопасность работы в «Интернет Сервис Банке» обеспечивается несколькими уровнями защиты как на программном, так и на аппаратном уровне и подтверждена лицензией Федерального агентства правительственной связи и информации (сертификатом ФАПСИ на средства шифрования и электронной подписи). Кстати, смешанный пятизначный пароль для входа в систему также можно менять так часто, как хочется.

Здесь используется механизм сеансовых ключей, таким образом все данные передаются в зашифрованном виде. Для подбора ключа к шифру, перебора всех возможных комбинаций необходимо потратить огромное количество времени, труда и финансовых ресурсов, что делает такую попытку абсолютно бессмысленной. Кроме того, сервер системы тут же отреагирует на попытки несанкционированного доступа, что наверняка приведет к плачевным результатам для самого взломщика.

Что может мини-банк на дому?

Банковское обслуживание через Интернет – это оптимальное решение для всех, кто ценит свое время. Оно позволяет управлять финансовыми операциями с компьютера, который превращается в своеобразный мини-банк. Что можно сделать через «Интернет Сервис Банк»? Сегодня – это практически любая финансовая операция. Современные технические средства круглосуточно, без выходных и праздничных дней обеспечивают полноценное банковское обслуживание.

В режиме реального времени можно контролировать банковские операции по своим счетам за любой промежуток времени, осуществлять переводы денег на счета в других банках (с декабря 2000 года в Автобанке доступны валютные платежи в любой банк мира), конвертировать рубли в валюту и наоборот, пополнять карточные счета, блокировать пластиковую карту в случае утери, размещать средства во вклады, оплачивать коммунальные услуги и доступ в Интернет, переводить деньги по счетам операторов сотовой и пейджинговой связи, медицинских, страховых и юридических компаний, оплачивать учебу, услуги в электронных магазинах и туристические поездки, покупать товары и даже совершать сделки с ценными бумагами.


Случайная статья


Другие статьи из рубрики «Беседы об экономике»