Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Конкурс "ЗЕЛЕНЫЙ ШУМ - 2000"

ЗАОЧНЫЙ ТУР ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ИГР И ГОЛОВОЛОМОК

Институт психологии Российской академии наук, Окружное управление образования г. Зеленограда совместно с Зеленоградским психолого-медико-социальным центром в марте 2000 года провели первый фестиваль интеллектуальных игр "Зеленый шум - 2000". В нем приняли участие представители 12 городов России. Призы уехали в Казань и Ковров, Долгопрудный и Переславль-Залесский. Остались кое-какие и в Зеленограде.
Чтобы расширить рамки фестиваля и дать возможность участвовать в нем жителям других городов России, мы организуем заочный открытый фестиваль интеллектуальных игр "Зеленый шум". Предлагаем читателям журнала принять в нем участие. Задания будут представлены по пяти номинациям: пространственно-комбинаторная, числовая, логическая (автор заданий Г. Курбанов), а также словесная и вопросы на эрудицию, составленные в духе известной телевизионной викторины "Своя игра" (автор заданий Н. Анашина). Задания публикуются в 8, 9 и 10-м номерах журнала "Наука и жизнь", - не все сразу и не обязательно в строгом порядке. Однако к № 10 весь комплекс заданий будет опубликован. Задания методологически выдержаны в духе требований программы ЮНЕСКО "Евроталант" для молодых людей в возрасте до двадцати трех лет. Ответы присылайте в адрес редакции: почтой - 101877, Москва, Центр, ул. Мясницкая, д. 24, редакция журнала "Наука и жизнь"; электронной почтой: nauka.msk@g23.relcom.ru. Не забудьте сообщить обратный адрес, ваши имя и фамилию, возраст, место учебы, телефон, адрес (почтовый, электронный). Тем, кто до 15 декабря 2000 года успешно справится с заданиями (по всем номинациям или даже по некоторым из них), будет предоставлена возможность встретиться на втором фестивале интеллектуальных игр "Зеленый шум - 2000", который состоится в г. Зеленограде в феврале-марте 2001 года. Номинация 1. "Числовые игры"


1. "Блоки".

Обеспечим библиотеки России научными изданиями!

Задание: Объедините цифровые кирпичики в блоки таким образом, чтобы сумма цифр в каждом из них была равна 9. Кирпичики в блоке должны иметь общую меньшую сторону или(и) половину большей. Старайтесь, чтобы осталось как можно меньше неиспользованных кирпичиков.

#1#

Пример:
Задано
#2#


Исполнено 4 блока по 9.
#3#

2. Буква "А".

Задание: Расставьте числа 1, 2, 3, 4, 5 на "букве А" таким образом, чтобы сумма чисел на каждой из прямых была одинаковой. Число 2 уже стоит на своем месте. #4#

3. "Шары".

В этой игре принимают участие двое. Имеется набор из девяти шаров, которые пронумерованы цифрами от 1 до 9. Каждый игрок берет по очереди по одному шару. Задача игроков - набрать тремя и только тремя шарами 15 очков. Выигрывает тот, кому удалось это сделать раньше другого. Если за первые три хода никому из играющих набрать 15 очков не удалось, то каждый из них при последующем ходе меняет один из имеющихся у него шаров на один из тех, что остались на столе.

Задание: Проанализируйте стратегию игроков при условии, что первым ходом шар с числом 5 не может брать ни один из игроков. Кто быстрее победит: тот, кто начинает игру, или его соперник?

Номинация 2. "Логические игры"


1. "Знак О".

Знак О в каждом из пяти примеров

#5#

означает строго одно и то же действие. Определите значение Е.

5. "Шесть лампочек".

Перед вами шесть лампочек разного цвета, причем одна из них перегорела. Включаются лампочки через панель, на которой смонтированы шесть кнопок, обозначенные как кнопки 1, 2, 3, 4, 5 и 6, а также общий рубильник "Включение".

Можно набирать любую комбинацию цифр на этих кнопках от одной до шести одновременно, после чего включать рубильник. При этом включаются те лампочки, кнопки включения которых набраны.

Задание: Нарисуйте схему. Определите, какое минимальное количество наборов (ходов) вам понадобится, чтобы определить однозначно, какой лампочке соответствует какая кнопка.

2. "Самолеты". #6# #7# #8# #9#

Три самолета на разных высотах проводили тренировочные полеты. У каждого самолета была своя постоянная скорость. За ними наблюдали наземные службы. Вот три схемы расположения самолетов во время полета, зафиксированные на экранах приборов слежения через равные промежутки времени (рис. 1,2,3).

Задание: Отметьте, как расположились самолеты на рис.4 через такой же промежуток времени.
Номинация 3. "Пространственно - комбинаторные игры"


1. "Квадраты".
#10#

Задание: Разбейте площадь игрового поля на минимальное количество квадратов, обходя "черные квадратики" (см. пример).

#11#


Пример Решение: 6 квадратов. #12#

2. "Спички - детям не игрушка!"
#13#


Из семи "спичек" одинаковой длины квадратного сечения выложена фигура "журавушка".

Задание: Переставьте не более трех спичек таким образом, чтобы образовалось два равных квадрата. Стороны этих двух квадратов образуют все семь "спичек". При этом "спички" нельзя ломать или расщеплять.

5. "Домино".
#14#


Из обычного комплекта домино взяли 10 фишек и составили прямоугольник со сторонами 4 х 5.
Задание: Восстановите границы фишек домино.

Номинация 4. "Игры со словами"


Как известно, активный словарь А. С. Пушкина составлял несколько тысяч слов, небезызвестная Людоедка Эллочка, героиня романа Ильфа и Петрова "Двенадцать стульев", обходилась тридцатью словами, значительная часть которых являлась междометиями. В наших играх нужно оперировать только нарицательными существительными в именительном падеже, если таковой имеется, что следует подтвердить ссылкой на использованный вами словарь русского языка. Просим слова ответов писать разборчивым почерком, ибо неточно написанная буква "А" вполне может быть принята за букву "О", что, разумеется, будет считаться грамматической ошибкой. И тогда... Что же это за игрок в словесные игры, который пишет слова с ошибками! Ответы с грамматическими ошибками не засчитываются.
#15#

2. "Оптимизация".

#16#

Задание: Заполните таблицу 5 х 5, расставляя в каждой клетке по одной букве таким образом, чтобы можно было прочесть как можно больше названий химических элементов группы лантаноидов. Читать слова можно в любом направлении, даже по диагонали, линия может изгибаться, пересекаться и проходить через одну букву дважды, но только не в случае удвоенной (или утроенной) буквы. Дайте координаты начала каждого слова.

#17# #18#

Например, для поля 3 х 3:

(Здесь размещены названия двух элементов: ТЕРБИЙ и ЦЕРИЙ, линия чтения церия указана стрелками, тербий написан в двух колонках: в средней - сверху вниз и в левой - снизу вверх).

Координаты начала слов: тербий - Б1, церий - В2.

3. "Метаграмма" и "лого-гриф".

При помощи метаграммы одно слово превращается в другое путем замены всего одной буквы. Например: ПЛОД - ПЛОТ, КОРОВА - КОРОНА. А при помощи логогрифа превращение слов происходит за счет добавления или изъятия также всего одной буквы. Например: ПЛОТ - ПИЛОТ, КОБУРА - КОБРА.

Задание: Подберите как можно больше названий животных, которые смогут "превратиться" друг в друга при помощи методов метаграммы или логогрифа.

Например: МОШКА - КОШКА, КРОТ - КОТ.

КОНКУРС ПРОДОЛЖАЕТСЯ #19#

По итогам постоянного конкурса решения задач, публикуе-мых в журнале в рубриках "Психологический практикум" и "Математические досуги", наш приз - бесплатную подписку на второе полугодие 2000 года получили:

1. Прежде всего, все те, кто отмечен по конкурсу первого полугодия (см. "Наука и жизнь" № 1, стр. 111), поскольку они остались такими же активными "решателями" и авторами: Д. Т. Бутенок и его внук Петя (г. Москва), Г. Ярковой (г. Тольятти),
И. Д. Дейко (г. Клецк) - они к тому же отличились в решении задач блиц-конкурса "Диоген", - А. Герман (г. Луганск), В. И. и Е. В. Жуковы (г. Москва), А. Б. Канавщиков (г. Великие Луки), Ю. В. Попов (г. Воронеж), В. Кабанович (г. Зеленоград).

2. Кроме того, победители очного чемпионата России по решению головоломок, проведенного в июне 2000 года в центральном павильоне ВВЦ, - А. Олешов (г. Архангельск), А. Панкратов (г. Красногорск), К. Кноп (г. С.-Петербург) и заочного блиц-конкурса клуба "Диоген", задачи которого были напечатаны в журнале "Наука и жизнь" № 11, 1999 г., - С. Г. Кирсанов (г. Кемерово), Т. Кушко (г. Киев), С. Мушкаев (г. Москва).

3. И, наконец, активные читатели рубрик, приславшие новые задачи и решения задач и головоломок, напечатанных в журнале в первой половине этого года: И. А. Ахламова
(г. Сосновый Бор), А. Е. Дементьева (г. Орехово-Зуево), В. Л. Дорофеев (г. Мытищи), Б. А. Ерпалов (г. Североуральск),
В. В. Суслопаров (г. Киров), М. Н. Егоров (г. Самара).

Уважаемые читатели, напоминаем, что, присылая новые задания и ответы на задачи, публикуемые в журнале, вы становитесь участниками постоянного конкурса решения задач.


Случайная статья


Другие статьи из рубрики «Психологический практикум»