БИНТИ, 2000, №8

ОТКУДА ИЗУМРУДЫ?

Рис.1 На снимке - окаменевшее сердце тесцелозавра.
Рис.2
Рис.3
Рис.4
Рис.6

Основные месторождения изумрудов находятся в Колумбии (там добывают самые высококачествен ные камни), в Египте, на Урале, в Индии, Пакистане и еще в двух-трех районах нашей планеты. До сих пор можно было лишь гадать, откуда происходят те или иные изумруды, добытые в глубокой древности. Швейцарский минералог Дитмар Шварц нашел способ определять родину этих драгоценных камней по изотопному составу кислорода в них.

Изумруд представляет собой алюмосиликат бериллия, и в его составе есть кислород. Шварц направляет на камень струйку разогнанных до большой скорости ионов цезия, которая испаряет несколько молекул кристаллической решетки, оставляя в изумруде совершенно микроскопическую выбоину диаметром 20 микрометров и глубиной в доли микрометра. Масс-спектрометр тут же определяет состав испаренных при этом атомов. Набор изотопов кислорода в каждом месторождении свой, уникальный.

Этим методом удалось определить, что в серьги, изготовленные в Древнем Риме, вставлены изумруды из Пакистана, с реки Сват. До сих пор не было известно, что торговые связи римских ювелиров простирались так далеко. А крупный изумруд в короне французских королей, изготовленной в XIII веке, происходит из месторождения в Зальцбургских Альпах (Австрия), которое стало известным лишь в XVIII веке, более чем 500 лет спустя. Кто разрабатывал его в древности - неизвестно.

Предполагается, что новым методом удастся также определять происхождение рубинов и сапфиров.

МОДЕЛЬ ПРОТУБЕРАНЦА

В отделе прикладной физики Калифорнийского технологического института (США) реализована модель солнечных протуберанцев.(Рис.2,3)

Протуберанцы представляют собой плазму - раскаленный газ из свободных электронов и положительных ионов. Долгое время было неизвестно, почему эти выбросы солнечной атмосферы принимают такие разнообразные формы. Сейчас считается, что форма, размер и скорость протуберанцев (а они иногда долетают до Земли) определяются взаимодействием магнитных полей и электрических токов в проводящей плазме.

Физики смоделировали процесс развития протуберанца, пропуская через плазму в вакуумной камере ток напряжением около 6000 вольт и силой до 60 килоампер, прилагая одновременно магнитное поле, в несколько тысяч раз более интенсивное, чем магнитное поле Земли. На снимках, сделанных с промежутком в одну микросекунду, видно образование и расширение искусственного протуберанца. Его поперечник на последнем из снимков - 30 сантиметров.

КАМЕННОЕ СЕРДЦЕ ДИНОЗАВРА

На ранчо в Южной Дакоте (США) найдены окаменелые останки небольшого динозавра с сохранившимся сердцем.(Рис.1)

Палеонтолог Майк Хаммер обратил внимание на большой камень в грудной клетке ящера, название которого - тесцелозавр. Просвечивание рентгеном показало, что это сердце. Причем по строению оно больше похоже на сердца птиц и млекопитающих, чем на сердца современных рептилий, например крокодилов. Это дает лишний аргумент сторонникам теории о том, что динозавры были теплокровными. На рентгене четко видна одна аорта и два желудочка. Орган удивительно хорошо сохранился.

ГРИБОК ПРОТИВ НАРКОТИКА

На экспериментальной агрономической станции на Гавай-ских островах найдена разновидность грибка фузариум, поражающая кусты коки, из листвы которых получают кокаин.

Фузариум печально известен владельцам дачных участков, он паразитирует на корнях многих культурных растений и может полностью погубить урожай. Споры грибка способны годами выживать в почве. Сейчас рассматривается возможность рассеивать их с самолетов над теми районами Колумбии, где население живет в основном за счет выращивания коки.

Пока не вполне ясно, не нападет ли грибок и на другие растения, но опыты в теплицах показали, что 50 других видов растений не поддаются этому штамму фузариума. Впрочем, есть и другие поводы для раздумья: некоторые специалисты считают, что крестьяне, для которых выращивание коки - единственный и не очень трудоемкий источник дохода, просто перенесут свои плантации глубже в непроходимый тропический лес.

РОБОТ-ПАУК

В лаборатории японкой фирмы "Мицубиси" создан робот, по внешности и способу передвижения напоминающий паука.(Рис.4) Он состоит из четырех рядов сочлененных металлических шаров диаметром по четыре сантиметра, в каждом из шаров спрятан электродвигатель. Двигателями управляет по проводам компьютер (в дальнейшем "паук" будет нести компьютер на себе). Вся конструкция размерами 85 на 35 сантиметров и массой 6,3 килограмма бойко бегает не только по ровному полу, но и по лестницам, повадками напоминая огромного каракурта.(Рис.5) Робот может перемещаться и боком. Предполагается применять его для осмотра недоступных для человека уголков атомных электростанций.

КОРАЛЛЫ НЕ ЗАГОРАЮТ

Сотрудники Австралийского института морских наук создали на основе веществ, выделяемых кораллами, новый, весьма действенный крем от загара. Так как в нем применяются естественные соединения, он не вызывает аллергии.

Прибрежные кораллы, дважды в сутки остающиеся на несколько часов на суше во время отлива, могли бы сильно страдать от ультрафиолетовых солнечных лучей, но они выделяют особые соединения, предохраняю щие от ожогов. Эти так называемые микоспориноподобные аминокислоты эффективно поглощают и рассеивают ультрафиолет. Но их молекулы очень нестабильны. Почти десять лет заняла работа по получению аналогичных, но устойчивых соединений. В молекулах микоспориноподобных аминокислот химики поочередно заменяли часть атомов, стремясь, чтобы полезные свойства молекул сохранились, а неустойчивость исчезла. После проверки сотен версий молекул этого удалось добиться. Выпуск нового крема уже начат одной австралийской косметической фирмой.

ТЮЛЕНИ ТОЖЕ БОЛЕЮТ ГРИППОМ

Эпидемиологи давно знают, что вирус гриппа типа А виновник всех крупных пандемий гриппа, встречается не только у человека, но и у многих других млекопитающих, а также у птиц, например уток. Другой вирус, тип В, до сих пор обнаруживался только у людей.

Вирусолог Альберт Остерхаус, работающий в Амстердамском университете (Голландия), недавно нашел вирус гриппа типа В у тюленей из Северного моря. Точнее, вирус найден у одного тюленя, а у другого - только антитела к нему, но это свидетельствует, что организм морского зверя уже встречался с этой болезнью. Штамм найденного вируса почти идентичен тому, который вызывал среди людей эпидемию в 1995 году. Похоже, что именно тогда вирус был занесен и к тюленям, так как в пробах крови тюленей Северного моря, собранных до 1995 года и хранящихся в специальном морозильнике, вируса нет, а из 391 пробы, взятых позже, вирус найден в восьми. Пробы крови регулярно берут у тюленей, чтобы следить за загрязнением моря и иметь материал для сравнений на протяжении многих лет.

Исследователи считают, что, если вы не хотите подцепить грипп, на всякий случай лучше держаться подальше от тюленей.

И В ЛЕДНИКОВОМ ПЕРИОДЕ БЫВАЛИ ПОТЕПЛЕНИЯ

Как показали геологи, изучив отложения на дне озер в Новой Англии (США), периодические потепления воды в Тихом океане бывали и в ледниковом периоде.

Толщина слоев, ежегодно откладывающихся на дне американских озер, варьирует в зависимости от температуры. Чем толще слой, тем теплее была погода в той местности, где находится озеро. Оказалось, что во время последнего ледникового периода, 13 500 - 17 500 лет назад, погода бывала более теплой каждые 2,5 - 5 лет. Это происходит и сейчас под влиянием явления Эль-Ниньо - периодически появляющегося в Тихом океане, у берегов Эквадора и Перу, теплого течения, влияние которого распространяется на значительную часть Северной Америки.

КЛЕОПАТРА СВОЕЙ ФИГУРОЙ НАПОМИНАЕТ ГАНТЕЛЬ

С помощью крупнейшего радиотелескопа Аресибо (это кратер потухшего вулкана в Пуэрто-Рико, выложенный металлическими листами и превращенный таким образом в параболическую антенну диаметром 305 метров) впервые получены радиолокационные снимки удаленного астероида.(Рис.6)

Астероид Клеопатра открыт еще в 1880 году, но форма его была неизвестна, так как даже в сильнейшие телескопы он выглядит лишь неяркой звездочкой. Эта планетка находится в поясе астероидов и близко к Земле не подлетает. В момент локации радиоимпульсами из Аресибо Клеопатра находилась в 171 миллионе километров от Земли. Сигналы шли туда и обратно 19 минут. По их отражениям компьютер синтезировал показанные здесь снимки Клеопатры в разных ракурсах. Оказалось, что астероид имеет форму гантели размерами 217 на 94 километра. По разрешающей способности гигантский радиотелескоп значительно превосходит все оптические, включая космический телескоп Хаббла, так что видны даже неровности поверхности Клеопатры.

Как могла возникнуть такая оригинальная форма? Астрономы предполагают, что Клео-патра образовалась в результате столкновения двух астероидов, состоявших в основном из металла. При столкновении они сплавились.

СПАСУТ ЛИ КУРЫ КАНАДУ?

Прошлым летом много шума наделал вирус лихорадки Западного Нила, не вполне понятными путями проникший в Нью-Йорк. Этой болезнью, которой преимущественно болеют птицы, заразились 46 человек, умерли

семеро. Городу пришлось потратить около 10 миллионов долларов на уничтожение комаров, через которых передается вирус. Подозревают, что он проник в США с какой-то экзотической птицей, завезенной из Африки.

Чтобы вовремя заметить проникновение вируса лихорадки Западного Нила, власти Канады намерены разместить на южной границе, на всем ее протяжении (2500 километров), множество небольших курятников. При появлении зараженных комаров первыми заболеют куры, и следящие за ними ветеринары поднимут тревогу.

"ЧЕРНЫЙ ЯЩИК" В КОСМОСЕ

Потеряв вследствие ошибок техники и наземного персонала два космических аппарата, направляв шихся для исследования Марса, НАСА решила в дальнейшем снабжать такие аппараты "черным ящиком". Этот самописец, наподобие самолетного, будет устанавливаться на спускаемый модуль. Если при посадке модуль разобьется, "черный ящик" сохранится и передаст свои записи о причинах аварии на орбитальную часть аппарата, а оттуда данные уйдут на Землю. Авиационные самописцы выдерживают при падении удар с отрицательным ускорением до 3400 g, а космический сможет выдерживать 15 - 20 тысяч. Первый образец уже создан, вскоре его испытают, выстрелив им из пушки.

СУДЬЯ В ЧЕМОДАНЧИКЕ

В одном из научно-фантастических произведений фигурировал электронный судья - огромная ЭВМ, содержавшая в своей памяти полный свод законов и прецедентов и формировавшая на основе математической логики свой приговор. Сейчас эту фантазию реализовали в Бразилии.

Патрули бразильских дорожных полицейских теперь снабжены электронным судьей - портативным компьютером с программой искусственного интеллекта. Правда, этот судья компетентен лишь в одной, довольно узкой области, - он способен разобраться в конфликте между водителями столкнувшихся машин. Идея не претендует на то, чтобы полностью автоматизировать приговор, она лишь помогает несколько разгрузить судейскую систему страны от множества простых, но по закону нуждающихся в судебном разбирательстве случаев. В ноутбук вносятся данные, измеренные полицейским на дороге, результаты опроса участников происшествия и их проверки на трезвость. Компьютер может назначать штрафы, выписывать счет за причиненный ущерб и даже рекомендовать срок заключения. При этом он не только выдает свое решение, но и распечатывает ход своих рассуждений со ссылками на факты и законы. Большинство водителей довольны, что компьютер избавляет их от необходимости являться в суд.

В материалах рубрики использованы сообщения журналов "New Scientist" (Англия), "PM Magazin" (Германия), "American Scientist", "Science" и "Science News" (США), "Science et Vie" (Франция), а также информация из Интернета.