ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИННОМУ ПОЛЮ

Белые пятна, светящиеся в темноте, - колонии бактерий, пожирающих тринитротолуол, которым начинены мины.

Печальная статистика сообщает, что в мире ежемесячно 2000 человек - детей, женщин и мужчин погибают или становятся инвалидами, наступив на спрятанные в земле мины. После множества войн и конфликтов ХХ века на планете осталось свыше 120 миллио-нов таких смертоносных сюрпризов. Более 70 стран теряют не только людей, но и миллионы гектаров плодородных земель, начиненных взрывчаткой. Извлечение каждой мины обходится в сотни и тысячи раз дороже, чем ее изготовление.

И вот недавно появилось сообщение, вселяющее надежду на появление принципиально нового способа обнаружения мин - безопасного и дешевого.

90 процентов всех мин имеют в качестве заряда тринитротолуол (ТНТ) и 10 процентов - нитроглицерин и другие взрывчатые вещества. Два американских биолога выявили в почве вид бактерий -рseudomonats putida, который, как оказалось, может питаться тринитротолуолом. Следующим шагом стала генная операция: биологи внедрили в наследственный материал бактерий ген, взятый у светящейся медузы. Ген активируется, когда микроб начинает поглощать взрывчатое вещество.

Бактерии легко размножаются, и стоит воду, в которую они добавлены, разбрызгать по минному полю и осветить его ночью ультрафиолетовыми или лазерными лучами, как яркими пятнами высветятся колонии микроорганизмов, пожирающих ТНТ.

Способ выявления мин, найденный американскими биологами, превосходит все известные миноискате ли и даже собачий нюх. Технические средства не могут отличить мину от присыпанных землей гвоздей, консервных банок. Обоняние собаки понижается при высокой температуре воздуха, она устает нюхать, запах тропических растений перебивает ароматы ТНТ.

Проверка на местности показала полную надежность разработанного бактериального метода, но вместе с тем привела в недоумение экспериментаторов: на глубину 10 сантиметров было зарыто пять мин, а ночью засветилось семь пятен. Оказалось, что прошедший дождь вымыл и унес в пониженные места бактерии, уже вкусившие ТНТ.

Хотя американские биологи и уверяют, что их бактерия без-опасна (солнечный свет убивает ее в течение 48 часов), однако живое, полученное методом генной инженерии, у многих все еще вызывает недоверие. Поэтому поиски "путеводных" микроорганизмов продолжались. И действительно, сотрудники другого американского центра обнаружили бактерии иного вида, обитавшие на минном поле в Мозамбике, буквально нашпигованном смертоносными цилиндрами еще 30 лет назад. Долгое соседство с веществом, которое могло бы стать им пищей, помогло поч-венной микрофлоре выработать виды микробов, поглощающих ТНТ. Среди них ученые нашли такие, что светятся от природы, их ночью уже не надо облучать.

Но бактерии работают медленно, поэтому, чтобы быстрее освободить почву от смертоносной начинки, иногда удаляют толстый слой земли вместе с минами и ссыпают ее в заводской биореактор, где за их уничтожение принимаются микробы. Метод очень дорогой, поэтому поиск был продолжен. Сотрудники одной английской лаборатории предложили свой способ обезвреживать взрывчатые вещества прямо на местности. Ученые внедрили ген из бактерии, разрушающей молекулы ТНТ, в растение - табак. Его ростки, рассеянные над минным полем, прорастая, обезвреживают взрывчатое вещество; способен он разрушать и нитроглицерин.

По материалам журнала "Der Spiegel" (Германия).

Другие статьи из рубрики «Наука. Поиски и находки»