МАГ НА ДВА ЧАСА

Тамара КРЮКОВА

Рисунок А. Зобнинской.

Продолжение. Начало см. "Наука и жизнь" № 5, 6, 2000 г.

ГЛАВА 9. ТРУДНАЯ ЗАДАЧА

Школа располагалась в кряжистом старом пне и выглядела очень живописно. Густой мохнатый мох зеленым настилом покрывал крышу. Из него, точно труба, торчал одинокий гриб, под которым дремали ночные сторожа светлячки.

Должно быть, школу посещали совсем крошечные ученики. Круглые оконца, пробитые местным столяром, дятлом, располагались так низко, что, даже встав на четвереньки, ни Митя, ни Авося не могли в них заглянуть. В школе шел урок, и из класса доносились голоса детворы. В это время Мефодию удалось отворить дверцу и просунуть в нее любопытный нос. Раздался визг, писк, из окошек посыпались мышата и, бросившись врассыпную, в одно мгновение попрятались кто куда.

Митя поспешно оттащил львенка и покачал головой.

- Мефодий, ты же всех перепугал.

- Я не виноват, что нагоняю на всех страх. Львы от природы грозные, - с достоинством сказал Мефодий.

В это время из дверей появилась сухопарая крыса в строгой юбке и кофте и с указкой в лапах.

- Что за безобразие! Кто посмел прервать урок? - недовольно спросила она, но, увидев Мефодия, воскликнула: "Кот!" и шустро прошмыгнула назад, не забыв захлопнуть за собой дверцу.

- Не бойтесь, Мефодий не кот, а лев. Это совсем не одно и то же. Он не ловит ни крыс, ни мышей, - успокоил ее Митя.

Наконец им удалось уговорить необычную учительницу выйти на крыльцо. Она недовольно покосилась на львенка и буркнула:

- И все-таки дурная наследственность сказывается. Только кошачье семейство врывается в школу посередине урока.

- Просто мы не знали, когда у вас будет ПЕРЕМЕНА, - вступился за друга Митя.

- Какая еще перемена? Нам не надо никаких перемен. Нам и так хорошо. Мы ничего МЕНЯТЬ не собираемся, - отрезала крыса.

- Нет, я имел в виду другую перемену. В смысле, когда кончится урок, - пояснил Митя.

- По вашей милости, он уже кончился. Все разбежались кто куда, а сегодня мы проходим деление.

- Ой, это как раз то, что нам нужно! - обрадовался Митя и на всякий случай поинтересовался: - А вы умеете делить пополам?

- Умею ли я делить пополам? Без лишней скромности могу сказать, что я лучший в мире специалист по делению пополам! Биссектрису знает каждый, - гордо произнесла крыса.

Митя вспомнил, что он в самом деле о ней слышал и бойко отрапортовал:

- Биссектриса - это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам.

- Верно, - кивнула крыса и с горечью добавила: - Но что обидно: бегаешь, бегаешь, а своего УГЛА нет. Все приходится чужие делить. Иногда чувствую себя просто загнанной в угол.

- А вы только углы делите или леденцы тоже? - поинтересовался Авося.

- Отчего же? Можно и леденцы, но для начала на них нужно посмотреть, - заявила Биссектриса.

Митя выложил монпансье на лист лопуха.

- Сколько их тут? - близоруко прищурилась крыса.

- Одиннадцать. Пополам не делится, - вздохнул Митя.

- Глупости. Одиннадцать прекрасно делится пополам, если подойти к делу с умом. Вот поделить тринадцать леденцов или, того пуще, девять - гораздо труднее, - обнадежила их преподавательница.

Она забежала в школу, вытащила оттуда грифельную доску и для наглядности аккуратно вывела мелом цифру 11.

- Видите, - сказала она. - Нет ничего проще. Одиннадцать состоит из двух единиц. Один из вас возьмет первую единицу, а другой - вторую, и от одиннадцати ничего не останется.

Она вручила один леденец Мите, а другой Авосе.

- Нет останется! - воскликнул Авося. - Еще целых девять штук.

Биссектриса немножко подумала и предложила:

- Хорошо, если тебе так больше нравится, можешь отдать ему первую единицу, а вторую взять себе.

Она ловко поменяла леденцы местами.

- Все равно неправильно. У нас осталось девять лишних леденцов, а вы обещали поделить без остатка, - возразил Митя.

- Ай-ай-ай! И впрямь неправильно, - согласилась крыса и добавила: - У нас не должно быть ничего лишнего. Так и быть, чтобы не было остатка, придется их съесть.

Не успели друзья и глазом моргнуть, как крыса поспешно засунула в рот все девять леденцов и, раздув щеки точно хомяк, аппетитно захрустела. Митя и Авося посмотрели на крошечные конфетки, сиротливо лежащие у них на ладонях, и, не дожидаясь пока крыса продолжит доказательство, поспешили их съесть.

- Не нравится мне такое деление, - мрачно проворчал Авося.

- А еще хвалилась, что делит пополам лучше всех, - вздохнул Митя.

- Ишь, какие привередливые! На вас не угодишь. Сами просили поделить без остатка. Вот я ничего и не оставила, - заявила крыса, вытирая лапками мордочку.

Настроение у Мити и Авоси окончательно испортилось, но Мефодий вдруг сказал:

- А я даже рад, что мы наконец избавились от этих леденцов, потому что они мешали нам искать самое главное.

Тут Митя вспомнил, что он хотел найти в Игрландии средство, которое помогло бы папиной рукописи заиграть. Ему стало стыдно, что он зря потерял столько времени. А еще он испугался, что волшебное время скоро истечет, и он так и не успеет принести домой ничего стоящего. И друзья тронулись в путь.

ГЛАВА 10. БУКВОЕД

Возле реки, которая появилась за поворотом, стоял дорожный указатель: р.ГРАМОТЕЙКА.

Речушка извивалась серебристой лентой. Из-за легкого ветерка по воде шла мелкая рябь, похожая на рыбьи чешуйки. На другой берег был перекинут престранный мостик, сделанный не из бревен, не из досок и даже не из камней, а из букв. Приглядевшись, Митя заметил, что буквы, цепляясь друг за друга, образовывали слова. Правда, некоторых букв не хватало, и от этого сооружение покосилось и выглядело довольно шатко.

Возле моста, подбоченившись, стоял бобер в квадратной черной шапочке с кисточкой, точь-в-точь какие носят магистры разных наук.

Прежде Митя думал, что все бобры строители, поэтому шапочка ученого его очень озадачила.

- А вы кто? - поинтересовался он.

- Учись выражать свою мысль точнее.

Ты хочешь знать мое имя или кем я работаю?

- И то и другое.

- Отвечаю по порядку. Во-первых, меня зовут Буквоед. А во-вторых, я служу смотрителем моста. Кто-то ведь должен следить за его состоянием, - пояснил Буквоед.

Митя покосился на ветхий мостик и подумал, что смотритель не слишком рьяно исполняет свои обязанности, но из вежливости решил оставить эту мысль при себе, а вслух проговорил:

- Значит, у вас тут пост? Буквоед помотал головой:

- Уточняю. У меня не ПОСТ. К чему ПОСТиться, когда вокруг столько искушений? Взять хотя бы эту аппетитную "сосиску".

Он указал на витые перила мостика. От множества букв у Мити запестрело в глазах, но, приглядевшись, он обнаружил среди множества слов то, которое назвал смотритель. И тут случилось нечто совершенно неожиданное. Бобер стал одну за другой откусывать буквы и аппетитно, будто сухариками, хрупать ими.

Мефодий, как истинный исследователь, решил посмотреть, из чего же сделан мостик. Потеряв бдительность, он встал на задние лапки, а передними оперся на перила. В тот самый момент, когда от слова "сосиска" осталось только "СОС". Будто повинуясь сигналу бедствия, перила с треском подломились, и Мефодий полетел в воду.

- Ой-ой-ой! Спасите! Помогите! - закричал он.

Митя подхватил львенка как раз вовремя, пока тот не успел погрузиться с головой.

- Бедный Мефодий! Ты не слишком промок? - заботливо спросил он, отжимая львенку плюшевые лапки.

- Брр! Я всегда знал, что вода мокрая, но чтобы настолько..! - возмущенно проговорил Мефодий.

- Не смотритель, а ЛОМАТЕЛЬ какой-то, - поддакнул Авося, с осуждением взглянув на Буквоеда.

- ЧЕСТНОЕ СЛОВО, если так пойдет дальше, то от моста ничего не останется, - добавил Митя.

Буквоед без тени смущения возразил:

- Теперь уж он точно не развалится. По крайней мере некоторое время будет держаться на твоем честном слове. Оно пришлось как раз кстати. Но на одном твоем честном слове мост долго не простоит. Если хотите попасть на другой берег, надо его починить, - предложил Буквоед.

- Но как? - растерялся Митя.

- Играючи, как же еще! Если вы идете из Матемагии в Орфоигранию, то мост лучше всего выМОСТить словами, в которых буквы играют с цифрами.

"Хорошенькое дело - вымостить словами. Но откуда их взять?" - подумал Митя, у которого от всех этих загадок голова шла кругом.

Авося, не раздумывая, тут же выпалил:

- Буквы не могут играть с цифрами!

- Еще как могут! Они вместе составляют разные слова. Есть даже такие, в которых по сто согласных букв, - возразил Буквоед.

- Где это видано, чтобы в слове было сто... СТОП! - вдруг закричал Митя.

- Что это с тобой? Мы, вроде, никуда не спешим, - недоуменно пожал плечами Авося.

- Да нет! Стоп - это сто "п", - пояснил Митя.

- Ну и какая польза от стоп? - переспросил Авося, но его вопрос остался без ответа, потому что Буквоед вдруг широко улыбнулся и, хлопнув Митю по плечу, одобрительно воскликнул:

- А ты молодец! В этом что-то есть!

- Много? - поинтересовался Авося.

- Чего? - не понял Буквоед.

- Ну того, что есть!

- Пока не знаю точно, но, возможно, хватит, чтобы вам перебраться на тот берег. Правда одного "стопа" явно маловато.

Он указал на мостик. К своему удивлению, Митя увидел, что там, где прежде вместо перекладины зияла дырка, аккуратно лежало слово "стоп". Это вселяло надежду. Значит, мост можно и вправду починить. Митя с энтузиазмом принялся составлять слова:

- Когда СТОНУТ - это сто "н", СТОГ сена - это сто "г", СТОК для воды - это сто "к".

С каждым произнесенным словом мостик, как по мановению волшебной палочки, все больше выправлялся. Нельзя сказать, что он выглядел достаточно надежным, но все же стоило рискнуть по нему пройти.

- СТОЛ находок - это сто "л", - продолжал Митя, и тут его осенило: - Ой, он-то нам и нужен!

- И что мы с ним будем делать? - настороженно спросил Авося.

- Он поможет нам найти две копейки. Мама говорит, там находятся все потерянные вещи. Как ты думаешь, в Орфоигрании есть стол находок? - обратился Митя к бобру.

- Ты еще спрашиваешь! Там есть все - стоит только пожелать.

Услышав это, Митя еще больше захотел перебраться через речку Грамотейку в таинственную Орфоигранию. К этому времени мостик выглядел довольно сносно.

- Нам пора, - сказал Митя.

- Подождите. За то, что вы починили мост, я хочу вам кое-что подарить на дорожку, - сказал Буквоед и нырнул под мост, где у него находилась хатка.

Не прошло и минуты, как он вынырнул и вручил Мите коробочку с двумя отделениями. В одном лежала буква "И", а в другое была насыпана горсть риса.

- Попробуй. Это очень вкусно, - сказал он.

Митя с сомнением посмотрел на угощение и робко произнес:

- Вообще-то мы сырой рис не едим.

- А кто вам предлагает рис? Все надо перемешать и есть вместе. Какой непонятливый, - покачал головой бобер.

По правде говоря, Митя не слишком надеялся, что такая мешанина станет вкуснее, но, чтобы не обижать Буквоеда, вытащил перегородку. Как только И и РИС соединились, они тотчас превратились в замечательный молочный "ирис".

Перебравшись на другой берег, Мите посчастливилось побеседовать с солидным Столом Находок и познакомиться с его помощниками: великим сыщиком Д'Оберманом, профессиональным боксером Рэксом и добродушным силачом Барбосом. Они-то и помогли Мите вернуть потерянное время и подсказали, что волшебные две копейки следует искать по адресу: Третья сосна налево, 40а.

ГЛАВА 13. СОРОКА-БЕЛОБОКА

Снова оказавшись на дороге желаний, друзья поспешили по указанному адресу. Скоро тропа вывела их на поляну Трех сосен. Стройные красавицы в пышном одеянии из зеленого игольчатого меха так высоко вытянулись в небо, словно хотели подцепить макушками облака. Чтобы не мешать друг дружке и позволить путникам любоваться каждой из них в отдельности, сосны росли в разных концах поляны.

- Хорошо, что тут все рядом. Даже если захочешь, не заблудишься. Остается только найти номер 40а, - сказал Митя.

Друзья бодро зашагали от первой сосны налево, возле второй они еще раз свернули налево, а когда повернули налево в третий раз, то снова подошли к первой сосне и обескураженно остановились.

- Никакого 40а тут нет, - сказал Мефодий.

- Может, мы не так сосчитали? - засомневался Авося.

Они обошли сосны еще раз, считая очень-очень внимательно, но опять вернулись туда, откуда пришли.

- По-моему, некоторые вечно все путают, а еще берутся других вести, - сказал Авося и многозначительно посмотрел на Митю.

- Это называется заблудиться в трех соснах, - заметил Мефодий.

- Если ты такой умный, то сам ищи эти 40а, - рассердился Митя, и тут ему в голову пришла настолько умная мысль, что все обиды тотчас улетучились и он радостно воскликнул: - Все! Я догадался! Нам нужна обыкновенная СОРОКА.

- Почему это обыкновенная? Я очень даже выдающаяся, - раздалось сверху.

Друзья задрали головы и увидели старую знакомую. Она сидела на ветке возле сорочьего гнезда и безо всякого смущения глазела на путников, будто не имела никакого отношения к украденной монете.

- Про меня каждый с пеленок знает. От горшка два вершка, а уже про Сороку-Белобоку рассказывают. Поэты мне стихи посвящают. А уж сколько про меня книжек написано - пропасть, - бахвалилась Сорока.

- Про тебя не детские книжки надо писать, а детективы с ограблениями, - мрачно заметил Митя. - Мне нужна монета.

- Ха! Монета всем нужна, - усмехнулась Сорока.

- Мне нужна не простая монета, а та, которая перенесет меня домой, - уточнил Митя.

- Я ее в глаза не видела, - нахально соврала мошенница. - Почему ты решил, что она здесь?

- Потому что ты тащишь все, что плохо лежит. И не отпирайся, - прикрикнул на Сороку Авося.

Сорока недовольно взъерошила перья и, возмущенно вертя хвостом, застрекотала:

- Злые языки! Почему в пропажах обязательно меня обвиняют? Я в жизни чужой нитки не взяла!

Она подлетела к гнезду и, взъерошив перья, стала поудобнее устраиваться в нем, чтобы прикрыть накопленные богатства.

- Как говорится: не пойман - не верь, - вставил Мефодий.

В это время между прутьев проскользнула монетка и упала на землю прямо к Митиным ногам.

- Вот же мои две копейки! - радостно крикнул Митя.

- Где? Ничего не вижу, - щурясь приглядывалась Сорока, у которой внезапно сильно ослабло зрение.

- А уверяла, что честная. Теперь я знаю, что ты за птица! - заявил Митя.

Сорока поперхнулась и замолчала, а потом вздохнула и хмуро буркнула:

- Ну, чего вы застыли? Сразу видно, что ПРОХОДИМЦЫ, вот и проходите мимо. Нечего честных сорок от дела отрывать.

- До свидания, - попрощался Митя и, сунув монетку в карман, двинулся дальше в поисках приключений.

(Продолжение следует.)

Читайте в любое время

Другие статьи из рубрики «Прочитайте вместе с ребятами»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее