Портал функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

САДОВОДУ - НА ЗАМЕТКУ. РЕФЕРАТЫ.

КУПИТЬ И НЕ ПОГУБИТЬ

Стоит подойти к прилавку с растениями, как рука невольно тянется к кошельку. Удержаться практически невозможно. Не жалко потратить деньги на хорошую новинку. Но бывает грустно, если затем цветок гибнет буквально у вас на глазах. Обиднее всего становится, когда понимаешь, что виноват ты сам: выбрал не то растение, купил "не в сезон", взял не тот сорт.

Вот несколько советов специалистов.

Клубневые растения, такие как георгины, лучше всего приобретать весной, незадолго до посадки. На клубне обязательно должен быть небольшой кусок стебля с живыми почками. Если растение приобретено задолго до посадки, его необходимо посадить в горшок и поливать, дожидаясь пробуждения почек.

Луковицы лилий рекомендуют покупать осенью и сразу высаживать в грунт. Остановите свой выбор на азиатских гибридах - в средней полосе России в открытом грунте они наверняка перезимуют. При посадке постарайтесь максимально сохранить на луковицах многолетние толстые корни. Аккуратно вырежьте только совсем сухие или загнившие.

При покупке луковиц весной рассадите их по горшкам и держите в комнате до пересадки в открытый грунт.

Деленки пиона должны иметь не менее трех хорошо развитых почек. К сожалению, у большей части импортного посадочного материала обычно имеется всего одна почка. Покупать такие растения имеет смысл только за редкость или новизну сорта, но ждать цветения придется долго, а риск потерять цветы очень высок.

Декоративные "хвойники" можно приобретать как весной, так и осенью и сразу высаживать в открытый грунт. Лучше покупать некрупные растения с закрытой корневой системой: они бывают посажены в горшки или пластиковые пакеты. Предпочтение следует отдавать растениям, выращенным в питомниках, расположенных в вашем регионе или несколько севернее. Импортные или "южные" хвойные в ваших условиях могут не перезимовать.

Крупные растения с открытой корневой системой можно покупать только в том случае, если они выкопаны недавно.

ОВОЩИ НА КОНВЕЙЕРЕ

Даже незначительное количество регулярно потребляемых вами зеленных и пряных культур дает колоссальный эффект. К примеру, систематическое употребление зелени петрушки способствует кроветворению, сохранению зрения, восстановлению сил, а зелени кервеля - снижению головокружения, улучшению работы печени и почек. Но выращивание овощей в несезонное время сложно: недостаток освещения препятствует развитию растений.

Еще в конце 70-х годов в скандинавских странах была разработана технология выращивания зелени круглый год с минимальными затратами. В настоящее время применяется она и на некоторых комбинатах России. Большинство операций механизировано. Наполняют горшочки торфом, сеют и поливают семена роботы. Проращивание происходит в специальной камере, где поддерживаются оптимальные температура и влажность. Подросшие сеянцы передвигаются в рассадный отдел, а спустя некоторое время устанавливаются на конвейере в специальные желоба, по ним подается раствор удобрений. Выросшие растения подвигаются к месту сбора, где их упаковывают вместе с горшочками в пластиковые пакеты и в таком виде отправляют на реализацию.

Особенность новой технологии в том, что для растений не существует ночи и дня, они растут круглые сутки при постоянном досвечивании, что позволяет более чем в два раза сократить период выращивания.

ГЕРАНЬ В САДУ

Герань известна почти каждому цветоводу, но не все знают, что ее можно выращивать не только в комнате, но и на садовом участке: растения декоративны и довольно неприхотливы.

Для посадки в саду рекомендуют следующие виды герани: серебристая - кустики высотой до 40 см с серебристыми листьями и сиреневыми цветками; крупнокорневищная - растение высотой от 40 до 100 см с ярко-зелеными листьями и цветками от пурпурного до кроваво-красного оттенка, есть сорта и с бело-розовыми цветками, растет она лучше в полутени, цветет в июне-июле; миболда - низкие кустики высотой 25-40 см с сине-фиолетовыми цветками с красноватыми жилками, цветут с начала лета и до осени; плосколепестная - куст высотой 70 см с крупными листьями и красно-фиолетовыми поникающими цветками, цветет обильно с июня до августа.

ЖИВОПИСНЫЙ БАРБАРИС

В мире насчитывается свыше 500 видов, разновидностей, гибридов и декоративных форм барбариса. В наших природно-климатических условиях могут расти не менее 20. Среди них растения, различные по высоте, окраске листьев и плодов, пригодные как для альпийской горки, так и для живой изгороди или одиночных посадок.

Ценится барбарис за превосходные декоративные качества и редкую живописность, особенно во время цветения и в осеннюю пору. Цветет он в конце мая - начале июня желтыми или бледно-оранжевыми цветками, собранными в пучки или кисти длиной до 10 см, а в первой половине сентябре - начале октября на кустах созревают ярко-красные или черные с сизым налетом плоды. Они съедобны (за исключением барбариса Тунберга) и имеют приятный сладковатый вкус. Одновременно с созреванием плодов окрашиваются в ярко-красный цвет и листья барбариса.

Литература по садоводству, изданная за рубежом, рекомендует высаживать вечнозеленые формы барбариса. В условиях средней полосы эти растения никогда не будут достигать больших размеров и выглядеть так же эффектно, как на книжных иллюстрациях. Объясняется это не только холодной зимой, но и слишком коротким летом. В нашей зоне перспективны лишь листопадные барбарисы, большинство из них достигает высоты 2,5 м, некоторые 1-2 м.

Оригинальной темно-красной листвой отличаются высокорослый барбарис оттавский пурпурный и барбарис обыкновенный "Атропурпуреа", а также более низкорослые барбарисы Тунберга "Атропурпуреа" и "РедЧиф".

Компактную округлую форму с золотисто-алой осенней листвой имеет барбарис Тунберга "Антропурпуреа нана", яркую блестящую листву от лимонно-желтого до золотисто-желтого оттенка - барбарис "Ауреа", а пеструю, с белыми пятнами и прожилками - барбарис "Сильвер Бьюти".

НОВОЕ - НЕТ, ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ

Сколько еще полезных культур, о которых россияне даже и не подозревают. Среди них выращиваемая прежде в России, а ныне забытая валерианелла, или салатный бульдырьян. В странах Западной Европы ее с успехом возделывают и по сей день.

Из свежих листьев салатного бульдырьяна готовят нежный салат.

Растение можно выращивать как однолетнее или двулетнее. Семена высевают ранней весной, как только оттает почва. Можно сеять и позже, вплоть до конца августа.

Бульдырьян не требует плодородных почв. Семена высевают на расстоянии 2 см друг от друга. Через 7-10 дней появляются всходы с кругловатыми семядолями, их прореживают, оставляя между сеянцами 15 см. Высота взрослого растения 60 см.

ЗДОРОВ ЛИ САД? СПРОСИ У МУРАВЬЯ

Семейство муравьев довольно многочисленно - свыше шести тысяч видов. Некоторые виды, например муравей малый лесной и рыжий лесной, - хищники, истребляющие в лесу вредных насекомых. Есть муравьи - полезные почвообразователи, а есть и такие, которые питаются семенами растений и наносят вред зерновым и кормовым культурам.

Другие муравьишки считаются разрушителями древесины, но, как правило, они строят гнезда в гнилом дереве или в толстой коре старых деревьев.

Интересная особенность муравьев: они обожают сладкие выделения тлей и кокцид. Муравьи "ухаживают" за этими вредителями, защищают их от врагов и собирают с них сладкую дань.

Так что в случае, если на плодовых деревьях много муравьев, бороться надо в первую очередь с тлями. Снующие вверх и вниз на растениях черные садовые муравьи - признаки заселения участка вредными насекомыми.

Сторонники народных способов борьбы с вредителями могут применять настои горчицы, бархатцев, репчатого лука, чеснока, одуванчика, красного острого стручкового перца, сосновой хвои, табака, тысячелистника, чистотела. Только не забывайте добавлять в настои немного хозяйственного мыла.

ДАВНО ПОДМЕЧЕНО

Если в июле на закате за солнцем идут облака - это к сильному ветру, а если на севере окажется белое облако - к длительному ненастью.

Светлая и чистая луна во время полнолуния - к хорошей погоде, а темная и бледная - к дождю.

Полевой вьюнок раскрывает цветки перед хорошей погодой и закрывает перед дождем.

Цветки горицвета перестают пахнуть - к ветреной погоде.

Кувшинка белая прикрывает цветки - через день-два пойдет дождь.

Если дождевые черви выползают из земли - ясная солнечная погода сменится дождем с грозой.

На листьях клена появляются капельки влаги - через два-три дня наступит дождливая погода.

По страницам изданий "Ваши 6 соток", "В мире растений", "Моя теплица", "Субботний курьер".

Другие статьи из рубрики «Садоводу - на заметку. Рефераты»