Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

ЗАМЕТКИ О НАШЕМ ПОВЕДЕНИИ. ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ

Доктор биологических наук Л. СЕРОВА.

Многим сила кажется самой реальной вещью на свете, но человеческая история доказала, что это самое преходящее из человеческих достижений...
Эрих Фромм. Искусство любить

О чем и как ни думай - большего не создать, чем три слова: любите друг друга, только до конца и без исключения, и тогда все оправдано и вся жизнь освящена...
Мать Мария (Е. Ю. Скобцева)

Обеспечим библиотеки России научными изданиями!

Этой статьей я завершаю серию "Заметки о нашем поведении", начатую более двух лет назад. Мы вспоминали замечательных физиологов И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, Л. А. Орбели... Говорили о некоторых физиологических механизмах поведения, о "пользе торможения", об агрессивном и "стадном" поведении, о добре и зле. Мы обращались к литературе и истории, вспоминали замечательных людей, остававшихся Людьми и на вершине славы, и в сибирском захолустье... Я пыталась убедить вас, что быть самим собой, делать добро и нести в мир любовь не только должно, но и физиологически полезно для самого человека, несущего добро и любовь.((См. "Наука и жизнь" №№ 9, 11, 1999 г.; №№ 2, 4, 7, 12, 2000 г. и № 4, 2001 г.) Казалось бы, все так просто, а силы зла в мире растут, терроризм принимает ужасающие формы, сцены ужасов из фантастических кино- и телебоевиков входят с экранов в реальную жизнь, вмиг унося тысячи жертв... А человечество снова решает вопрос, как "дать сдачи", как в ответ на разрушения и убийства организовать разрушения и убийства в еще большем масштабе. И это вместо того, чтобы понять причины произошедших страшных явлений - не только политические и социальные, но и чисто физиологические, изменить что-то в своем поведении, чтобы избежать грядущих, еще более фантастических катастроф.

"Равновесие страха в современном мире отражает несоответствие между достигшей угрожающего развития техникой и несовершенным человеческим разумом", - пишет известный физиолог Хосе Дельгадо в книге "Мозг и сознание", вышедшей в русском переводе еще 30 лет назад. Если человечество хочет выжить, оно должно понять законы своей природы, научиться поддерживать ростки добра и ограничивать зло. Собственно человеческие принципы на все времена едины: что добавишь к Нагорной проповеди?! Но надо, чтобы в обществе, в мире культивировались условия для реализации этих принципов.

В воспоминаниях русского мыслителя А. М. Ремизова есть удивительное определение разных сторон человеческих отношений: "...Я спросил себя: "Что есть человек человеку?" И ответил: "Человек человеку бревно... Нет, человек человеку подлец". И еще спросил себя, вдруг вспомнив все до последних дней моей жизни и оглянув жизнь в эти наши жгучие, бедовые годы, и ответил: "Человек человеку - дух-утешитель"... Удивительно, что такой поворот в оценке человеческих отношений произошел у Ремизова в голодные и кровавые годы гражданской междоусобицы в России. Может быть, и сегодняшние страшные события хоть немного повернут человечество лицом к добру, пока не поздно, остановят его на пути к новой мировой войне? Достаточно упасть одному камню - и кто остановит лавину?..

Самый любимый праздник в нашем доме - день тридцатого сентября, именины Веры, Надежды, Любови и их матери Софьи (мудрости). И, наверное, не только потому, что эти имена в разных сочетаниях повторялись в семье из поколения в поколение, но и потому, что день этот воспринимается как праздник великих начал, на которых держится мир, без которых невозможно счастье.

Известный психолог и психотерапевт М. Пек считает, что любовь - одно из важнейших (если не самое важное) психотерапевтических средств, а любые контакты между любящими людьми - взаимная психотерапия. И в то же время известно, что дефицит любви, особенно в детском возрасте, часто ведет к нарушению поведенческих стереотипов и даже к психическим заболеваниям. Подобно тому, как физическая тренировка повышает выносливость и работоспособность, а закаливание - устойчивость к простудным заболеваниям, нравственная тренировка повышает "психологическую резистентность", позволяет увереннее переносить неизбежные жизненные трудности. Конечно, идеально, когда этому способствует любящее окружение. Но житейский опыт подсказывает, что можно попытаться найти "сочувствие и поддержку" в хороших книгах, увидеть добро, разлитое в природе, самому помочь кому-то, кому еще хуже... Как удивительно сказал А. М. Ремизов: "Забота не о себе и веселость духа и еще есть, чем жив человек на Земле: очарование. Без очарования - только труд и печаль".

Известно, что египтяне создавали в храмах ту атмосферу, которая наиболее благоприятна для здоровья человека. Страждущий мог поднять свой жизненный тонус, приняв участие в экскурсии по Нилу, в концерте, он мог восстановить душевное равновесие, занимаясь танцами, рисованием... От этих занятий ожидали терапевтического эффекта и получали его, поскольку благополучие организма определяется в первую очередь состоянием его нервной системы. Замечательный врач Джероламо Кардано, живший в Италии в эпоху Возрождения, писал: "Человек - это не что иное, как состояние его ума. Если здесь дело плохо, тогда и все остальное плохо. Но если здесь полный порядок, то об остальном можно не беспокоиться. Совершенно необходимо предохранять себя от уныния, надо верить, что на самом деле ты не так уж плох. Это тот единственный в мире рецепт, который может быть усвоен и использован каждым человеком".

В наши дни у всех "на слуху" экологи с их борьбой против выбросов в атмосферу, воду, почву вредных промышленных отходов. Честь им и хвала. Но кто защитит нас от выбросов в ту же окружающую среду злобы, ненависти, даже просто дурных слов, ставших обыденной составной частью речи? Кто позаботится о нравственной экологии, нравственной "тренировке" общества, не менее (а может быть, и более) важной, чем тренировка физическая? Рядом с добром всегда живет зло, рядом с умом - глупость, но важно, что берет верх: стремимся ли мы, говоря словами замечательного философа Эриха Фромма, "развивать чувство добра, делая хорошее и правое", или наоборот.

Очень важно, кто и чему нас учит, кого общество делает учителями и как к ним относится. Учитель ведь не только источник информации, хороших или плохих отметок, он призван передавать от поколения к поколению высокие человеческие качества, представления о добре и зле - через литературу, историю, через свой жизненный опыт. Сегодня этого у нас практически нет, а ведь еще совсем недавно было... Я поступила в школу в конце войны. Это 610-я школа в центре Москвы на Сретенке. Первой моей учительницей стала Анна Николаевна Ликина. Она преподавала почти с начала века и пережила вместе со страной разные времена, но и нам в голодные и холодные военные дни (мы сидели в пальто, и чернила замерзали) она несла удивительно светлое представление о мире, она дарила нам надежду. И не только нам, в школе был организован 11-й класс, где у нее учились девушки, возвращавшиеся с фронта, - будущие учителя младших классов. Много лет спустя в первый класс к одной из ее учениц пришла моя младшая дочь. Школа Анны Николаевны была жива. А сегодня на этом месте какое-то современное учреждение, да и на месте моего дома - чей-то особняк...

Может быть, после страшных событий в Нью-Йорке и Вашингтоне, когда едва ли не все средства массовой информации начали называть телевидение "школой терроризма", теледеятелям стоит потесниться, дать место и учителям - и средней и высшей школы, педагогам-внешкольникам. Среди них много удивительных людей, которым есть что сказать...

50 лет назад в свободное от школы время я пришла заниматься "художественным словом" к Маргарите Рудольфовне Перловой и не расстаюсь с ней до сих пор. В этом году ей исполнилось 90 лет. В свои шестьдесят с хвостиком мы все для нее дети и так приятно услышать в тяжелую минуту ее традиционное "моя девочка". Маргарита Рудольфовна продолжает заниматься с нами! Теперь уже в свободное от работы или заботы о внуках время мы читаем на разных сценах Пушкина и Лермонтова, Гоголя и Толстого, Блока и Бунина и еще многих, многих замечательных писателей и поэтов. И это украшает нашу жизнь и, как мне кажется, жизнь наших слушателей, по крайней мере, они так говорят. Это наша экологическая ниша, в которой с нравственной экологией все в порядке. И мы стараемся расширить эту нишу, как можем.

В современном обществе люди, предназначенные для того, чтобы вызывать восхищение, являются кем угодно, только не носителями высоких духовных качеств, - писал Эрих Фромм в 1956 году в книге "Искусство любить". - Публичного внимания удостаиваются в основном те, кто дает среднему человеку ощущение замещающего удовлетворения. Кинозвезды, ведущие радиопередач, журналисты, крупные бизнесмены или правительственные деятели - вот образцы для подражания. Их главное достоинство часто состоит лишь в том, что им удалось попасть в газеты".

За прошедшие почти 50 лет ситуация только усугубилась. Ежедневные "свидания" с уверенными в себе, красивыми, благополучными телеведущими естественным образом рождают у подростка скептицизм по отношению к наставлениям куда менее благополучных учителей и родителей. Общение с экраном телевизора все больше заменяет многим из нас общение с друзьями. Нашей нервной системе все труднее справлять ся с растущими потоками информации, мы "проглатываем куски, не переваривая"… А главное, что в потоке сиюминутной "шелухи" теряются те самые истины, которые должны быть переданы от поколения к поколению как основа воспитания, как база для формирования наших поведенческих доминант, наших жизненных ценностей. Все области человеческого опыта подвержены "влиянию доминирующих тенденций, то есть тех доминант, при помощи которых подбираются впечатления, образы, убеждения", - писал автор учения о доминанте замечательный физиолог и кандидат богословия Алексей Алексеевич Ухтомский.

А как эти "впечатления" подбираются сегодня? Для воспитания нужны высокие образцы человеческих судеб, литературы, музыки. И пусть поначалу и даже долго это будет навязыванием, почти дрессировкой - лишь бы, как говорил Ухтомский, дрессура человечества была исполнена благоволением к нему!

Говоря о важности активного, доминантного поведения, Алексей Алексеевич Ухтомский говорил и об опасности замкнуться в собственных доминантах, проецировать их на окружающих, делить мир на своих и чужих, присваивать себе единоличное право судить и миловать, страдая от своей боли, не видеть боли чужой… Одна из самых трудных и "недостижимых в чистом виде доминант, которые нам придется воспитывать в себе, - пишет он, - заключается в том, чтобы уметь подходить к встречным людям по возможности без абстракции… уметь слышать каждого человека, взять его во всей его конкретности независимо от своих теорий, предубеждений и предвзятостей… Я думаю, что настоящее счастье человечества, если говорить вообще о счастье, как о грядущем состоянии, как о чем-то, к чему стоит стремиться коллективно и всеми нашими слагающими… будет возможно только после того, как будущий человек сможет воспитать в себе эту способность переключения в жизнь другого человека, способность понимания ближайшего встречного человека как конкретного, ничем не заменимого в природе самобытного существа…"

***

В масштабе Вселенной наша Земля - только крохотная точка. Что она такое: "корабль дураков", начиненный чудовищным оружием, или "планета Людей"? Решать нам с вами, потому что эти люди - мы.

"Сделай самого себя, - пишет Хосе Дельгадо, посвятивший жизнь изучению механизмов работы мозга, - формируй свое сознание, тренируй мышление и управляй своими страстями; сбрось ярмо наследия, завещанного тебе пресмыкающимися и обезьянами, будь человеком и заправляй свои реакции силой своего разума".

Здоровье общества - не просто отсутствие болезней, а благополучие каждого и общества в целом. Торжество добра над злом, света над тьмой, разума над невежеством, торжество любви во всех ее ипостасях. Но все начинается с человека. Мир может стать лучше только в том случае, если каждый из нас принесет в него свою частицу добра, свою мудрость, Веру, Надежду, Любовь, если каждый начнет с "пробуждения добрых чувств" в себе самом… Именно это, наверное, имел в виду Александр Сергеевич Пушкин, когда писал, что "лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от одного улучшения нравов"…

МАТЬ МАРИЯ

Слова, вынесенные в эпиграф статьи, мать Мария (тогда еще Елизавета Юрьевна Скобцева) записала в тяжелейшие дни своей нелегкой жизни - в первые годы эмиграции, у постели умирающей дочери. Кого-то горе озлобляет, кого-то - толкает на путь облегчения страдания других… Она начинает заниматься миссионерской работой среди русских эмигрантов: ездит по городам Франции, читает лекции, моет полы, помогает, чем может. Приняв монашеский постриг, создает женское общежитие, домашнюю церковь, столовую, потом дом для одиноких мужчин, большой дом для семейных. Все делает сама. И не жалуется. И не ждет благодарности.

В дни оккупации Парижа немцами в общежитиях, организованных матерью Марией, находят приют русские военнопленные и участники Сопротивления. Она организует выдачу удостоверений о крещении евреям, чтобы спасти их от арестов и лагерей. Но ее саму не минует чаша сия - арест, лагерь под Парижем, потом Компень, Равенсбрук. И номер - 19263. Но даже тут она помогает таким же несчастным, как она, помогает, чем может, из последних сил… Когда-то она написала: "Есть два способа жить. Совершенно законно и почтенно ходить по суше - мерить, взвешивать, предвидеть. Но можно ходить по водам. Тогда нельзя мерить и предвидеть, а надо только все время верить. Мгновение безверия - и начинаешь тонуть". И она верила до последних, самых тяжелых дней. Сохранилось воспоминание: когда одна из заключенных сказала матери Марии, что у нее "притупились все чувства, и сама мысль закоченела и остановилась", та воскликнула: "Нет, нет, только непрестанно думайте… не снижайте мысль, а думайте выше земных рамок и условий".

Она погибла 31 марта 1945 года всего за два дня до того, как сотрудники Красного Креста начали освобождать узников, вывезенных из Франции. Есть предание, что она пошла в газовую камеру, подменив кого-то из молодых заключенных. Ей самой было 53 года…

АГРЕССОРОМ СТАНОВЯТСЯ

Научить можно не только хорошему, а и дурному. Известно, например, что агрессивное поведение, проявленное однажды, "стремится" быть проявленным вновь. В человеческом обществе часто формируются социальные условия, которые способствуют проявлению агрессии. Это - безнаказанный криминал, военные действия, некоторые виды профессионального спорта. При этом развивается то, что называется преднамеренной (обученной) агрессией. Имея инстинктивную основу, она становится следствием социальной активности, включающей в себя процессы обучения. Интересные экспериментальные исследования этого явления проведены в последние годы Н. Н. Кудрявцевой в Новосибирске, в Институте цитологии и генетики Сибирского отделения РАН.

Пары мышей самцов с одинаковой массой тела помещали по одному в клетки, разделенные прозрачной перегородкой с отверстиями - животные могли видеть, слышать и чувствовать запах соседа. Через два дня перегородку убирали на некоторое время, и практически во всех парах начинались драки. Побеждающие самцы атаковали и преследовали соперников. Побеждаемые активно защищались. Иногда в первом "акте" даже трудно было понять, кто побеждает.

Далее при повторениях ситуации поведение победителей и побежденных резко менялось. Уменьшалось время до первой атаки: стоило открыть перегородки, как "агрессоры" сразу бежали к "жертвам" и били их без промедления. Жертвы уже не сопротивлялись, а пытались убежать или падали на спину, сдаваясь на волю победителя . Но и это не останавливало "агрессоров", которые в увлечении боем не обращали внимания даже на руку экспериментатора, пытающегося их остановить…

Исследования показали, что под влиянием повторного опыта агрессии происходят существенные изменения в мозге животных: одни системы активируются, другие угнетаются. При смене "агрессивного" типа поведения на "подчиненный" (при встрече самца, имеющего опыт побед, с еще более сильным и агрессивным партнером) уже после первых двух поражений в мозге наблюдаются изменения, свойственные "жертвам".

Конечно, люди не мыши, но, согласитесь, в жизни мы часто наблюдаем нечто похожее на эти эксперименты. С предрасположенностью к агрессии рождаются, но настоящими агрессорами становятся в ходе вольного или невольного обучения. А учителями оказываются не только реальные события, провоцирующие агрессию, но и ежедневные телепередачи, в которых так мало добрых примеров (скучно, неинтересно), зато с избытком убийств и насилия.


Случайная статья


Другие статьи из рубрики «Человек и общество»

Детальное описание иллюстрации

Христос в пустыне на картине И. Н. Крамского - удивительный образ человека, думающего о сути бытия. 'Я увидел фигуру, сидящую в глубоком раздумье, - писал художник, - Я очень осторожно начал всматриваться… я только старался скопировать. И, когда кончил, - дал дерзкое название. Христос ли это? - Не знаю'.