НА СОЛНЦЕ РАЗЫГРАЛСЯ ШТОРМ

Л. ШИРШОВ

Наука и жизнь // Иллюстрации

Мы живем в атмосфере Солнца. На снимке солнечного затмения после обработки на компьютере стали видны мощные потоки ионизованного газа, разлетающиеся в пространстве на сотни миллионов километров (расстояние до Земли - 150 миллионов километров). Кружок в центре по размеру равен диаметру Солнца (1,4 миллиона километров, в 109 раз больше поперечника Земли).

В течение последнего года астрономы наблюдают увеличение солнечной активности, соответствующее максимуму в одиннадцатилетнем цикле. Предыдущий пик активности наблюдался в 1989-1991 годах, до начала эры широкого использования сети Интернет, а сегодня можно впервые непосредственно наблюдать на экранах дисплеев возмущения на солнечной поверхности. Третьего марта в ленте "горячих" новостей "ВВС News Online science" (http://www.bbc.co.uk/ hi/english/sci/tech/newsid) появилось сообщение, что две большие группы солнечных пятен перемещаются по поверхности Солнца.

Во время двух интенсивных вспышек сверхгорячий газ был выброшен в космическое пространство за пределы солнечной короны. Скорость выбросов достигает 1000 км/с, и поток частиц высоких энергий порой достает нашу планету своим "языком".

Магнитное поле, окружающее этот поток заряженных частиц, воздействует на магнитосферу нашей планеты, вызывая полярные сияния. Если выброс из короны достаточно велик, это может привести к нарушению радиосвязи и воздействию на искусственные спутники. Выбросы из солнечной короны представляют собой наиболее крупные "взрывы", происходящие в нашей солнечной системе.

Астрономы и климатологи изучают влияние солнечной "атмосферы" на глобальную среднюю температуру нашей планеты. Исследования показывают, что температура атмосферы Земли может сильно зависеть от изменения солнечного магнетизма за предыдущие месяцы или годы. Ученые сопоставили земную температуру с размерами солнечной короны за период двадцатилетних наблюдений с января 1979 года и выяснили, что после достижения максимальной магнитной активности Солнца происходит снижение средней температуры атмосферы нашей планеты.

До сих пор остается невыясненной причина одиннадцатилетней периодичности числа вспышек. Не установлено также, отчего через каждые два цикла активности происходит переполюсовка магнитного поля светила. Предыдущий максимум солнечной активности сопровождался "переворотом" магнитных полюсов Солнца. В области пятна на Солнце происходит концентрация магнитного поля, напряженность которого может в тысячи раз превышать значения на спокойной поверхности. Если группа соседних пятен имеет разную полярность, иногда возникают своего рода мостки, или арки, из перекрученных струй плазмы над солнечной поверхностью. Магнитные силовые линии, вдоль которых движется плазма, поступающая из Солнца, перепутываются и сближаются, образуя причудливые фигуры, напоминающие связку бананов. Достаточно редкое событие из ряда "танца протуберанцев" произошло 9 марта этого года. Из солнечной короны образовалась структура в форме змейки, напоминающая букву S и образно названная "дымящейся пушкой" (http:// science.nasa.gov/newhome/ headlines/ast09mar99). Обыкновенно сгустки солнечной плазмы, содержащей электроны, протоны, ядра гелия и более тяжелых элементов, выбрасываются из темных пятен на Солнце подобно язычкам пламени над костром. Но в данном случае два таких "язычка" встретились и образовали огненную "арку". Возникла своего рода короткозамкнутая цепь, питаемая светилом. Заряженные частицы создают электрический ток гигантской силы, циркулирующий вдоль силовых линий магнитного поля.

Никто не может точно понять, почему появилась такая "змейка" на Солнце. Разрушение скрученной перемычки завершится выбросом свыше 10 млрд. тонн солнечной плазмы. При скорости 1000 км/с заряженные частицы достигнут нашей планеты на четвертые сутки. Расстояние от Земли до Солнца свет преодолевает почти за 8 минут, и при наблюдении необычных явлений на поверхности светила можно заранее подготовиться к приходу частиц высоких энергий, воздействующих на ионосферу нашей планеты.

Чтобы не драматизировать ситуацию, следует добавить, что ничего сверхъестественного на Солнце, проходящем через максимум активности в двадцать третьем наблюдаемом цикле, не происходит. Темные пятна были открыты достаточно давно, и через десятилетие можно будет отметить 400-летний юбилей этого открытия. В 1609 году выдающийся итальянский физик и астроном Галилео Галилей построил первую подзорную трубу и вскоре впервые увидел пятна на Солнце, что было первоначально принято в богословских кругах за ересь.

В 1848 году Рудольф Вольф (Rudolph Wolf) предложил оценивать активность одним числом, которое получено суммированием числа отдельных пятен и десятикратно увеличенного числа групп. И сегодня этот критерий Вольфа широко используется для описания картины солнечной активности. Будучи директором обсерватории в Цюрихе, Р. Вольф обнаружил совпадение солнечной активности с возмущениями магнитного поля Земли и определил точную длительность цикла в 11,6 года.

Текущий максимум солнечной активности оказался слабее, чем прогнозировали астрономы. Он определяется среднемесячным числом Вольфа около 110 (ожидалось не менее 200), которое в годы спокойного Солнца не превышает нескольких единиц.

Большие солнечные пятна по размерам превышают нашу планету, и наблюдались случаи, когда такие пятна существовали до 100 дней, а средняя продолжительность жизни небольших пятен укладывается в месячный срок. Вероятность вспышки на Солнце возрастает, когда группа пятен увеличивается в размерах. Для предсказания хода развития событий необходимо вести постоянные наблюдения. Сегодня для этого используется доплеровский интерферометр Майкельсона и создается картина по измерениям миллиона точек на видимой поверхности Солнца, которая закладывается в компьютерную модель светила. Специалисты обсерватории SOHO (Solar and Heliospheric Observatory), предназначенной для солнечных и гелиосферных наблюдений, определили места, где бушуют штормы на Солнце. Подробности о методе и полученных данных можно найти в статье "SOHO Sees Right Throught the Sun..." (http://science.msfc.nasa.gov/ headlines/y2000/ast09mar). Солнечная погода на текущий момент хорошо отражается на сайте "SpaceWeather.com". Число пятен на Солнце снижается (13 марта их было 188, в то время как 11 марта сообщалось о 231 пятне). В течение года активность Солнца пройдет максимум, и светило начнет успокаиваться. А сейчас полезно знать, что кроме весеннего авитаминоза на нас воздействуют солнечная радиация повышенной интенсивности, в связи с чем не следует увлекаться пребыванием на солнце, и возмущение магнитосферы, неблагоприятно влияющее на сердечно-сосудистую и нервную системы. Ежедневный прогноз "космической погоды" можно найти на сайте www.sec.noaa.gov/today.html.

Л. ШИРШОВ, Институт физики высоких энергий (г. Протвино).