Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

ИСЦЕЛЯЮЩИЙ ТЕАТР

Е. ГОЛЬЦМАН.

Одни говорят, что дело театра развлекать, другие, что он должен учить и воспитывать. Но театр способен еще и исцелять. Причем как актеров, так и публику. Под театром мы понимаем не только тот, для входа в который необходимо иметь билет, но и тот, который выдающийся русский драматург, режиссер и теоретик театра Н. Н. Евреинов (1879-1953) называл "театром для себя". Это - игра, то есть намеренное подчинение каким-либо правилам. И происходит она не на сцене, а в жизни. В ней каждый сам себе режиссер, актер и зритель.

Драма заключена в нас; мы сами - драма, и мы сгораем от нетерпения представить ее так, как нам подсказывают бушующие в нас страсти!
Луиджи Пиранделло


Все остальное, что я не в силах принять за свою драму, я сочту за зрелище чужой драмы, пускай красивое, пускай забавное или смешное, но только за "зрелище", а не за драму.
Николай Евреинов

Обеспечим библиотеки России научными изданиями!

Внушение, игра, ритуал

В американской тюрьме Синг-Синг в штате Нью-Йорк во время казни не сработал электрический стул. Приговоренный преступник, однако, умер в назначенный момент - отказало сердце.

Человек оказался запертым в рефрижераторе, замерз и умер. Между тем холодильный аппарат не был включен.

"Вам нечего беспокоиться из-за вашего сердца, - сказал профессор боязливой пациентке. - Раньше меня вы не умрете. Так что давайте, умрем одновременно". На следующий день врач внезапно скончался. Узнав об этом, больная пришла в смятение и объявила, что теперь должна умереть и она. Пульс у нее участился до 120 ударов в минуту, началась аритмия. Она умерла на следующий день после кончины врача.

Тяжелобольной пациент, уловивший в разговоре медиков слово "moribundus" ("умирающий"), не знал латыни и решил, что это слово означает нечто обнадеживающее. К удивлению врачей, он выздоровел.

У аборигенов Африки и Австралии не раз умирали молодые и здоровые люди, которые считали себя околдованными или нарушили определенные табу.

Множество подобных случаев описано в книгах по психотерапии и гипнозу. Объясняются они внушением.

Заимствованное из латыни слово "плацебо", означающее "я понравлюсь", вошло в медицинскую практику 200 лет назад. В чем же состоит плацебоэффект? Оказывается, человек может выздороветь, просто выпив стакан чистой воды, если будет уверен, что в ней растворено чудодейственное лекарство. Объясняют плацебоэффект опять-таки внушением: воздействуя на психику, можно довести человека до смерти или избавить его от болезни.

Гомеопатия всегда была объектом критики со стороны ученых. Чтобы проверить обоснованность гомеопатического лечения, в 1843 году был проведен научный эксперимент. Больным давали препараты точь-в-точь как те, действие которых хотели проверить: величина, цвет, вкус не отличимы. Но содержали они только физиологически нейтральные вещества, так что пациенту от подобных "лекарств" ни хуже, ни лучше стать не могло. Во всяком случае, не должно было. Результаты эксперимента оказались неожиданными: 30% испытуемых реагировали так, как будто им давали настоящее лекарство, у 40% реакция была непостоянной и только на 30% мнимые препараты не оказывали никакого действия.

В начале XIX века один из пионеров применения внушения в медицине португальский аббат Фария (1756-1819) пришел к выводу, что центральное место во внушении занимает воображение не врача, а больного. Больной не покорился смерти, но ему было необходимо подтверждение своей вере в излечение, которую он нашел в слове "moribundus". Мог бы найти в других словах или жестах. А если бы не услышал и не увидел ничего подходящего, возможно, ему показалось бы, что он слышал слова, звучащие как верный знак скорого выздоровления.

Больной - не беспомощная жертва, сознанием которой можно свободно манипулировать. Он проецирует на врача свои желания и ожидания. Зачем? Только барону Мюнхгаузену под силу вытащить себя из болота, потянув за собственные волосы. Обычному человеку требуются точка опоры и чья-то поддержка, которую часто принимают за внушение. Крупнейший психиатр Эрвин Штраус (1891-1975) видел в гипнозе и внушении передачу содержания одного сознания в другое путем образования "мы".

Два человека становятся участниками одной игры, одну и ту же драму могут назвать "своей". Мать прижимает к себе ребенка, и тот успокаивается, но если его прижмет к себе чужой человек, ребенок заплачет. Для того чтобы чужие люди стали "своими", необходим специальный сигнал. Психотерапевт, актер, политик и гадалка используют разные методы подачи такого сигнала и создания у человека нужной им психологической установки. Человек идет в театр, на митинг, к врачу и при этом оказывается втянутым в выполнение определенного ритуала, неотъемлемой частью которого является воздействие на психику. Часто именно за ним он и идет, не отдавая себе в этом отчет. О последствиях он обычно не думает. Иногда такое вовлечение в "театральное" действие помогает освободиться от психических и физических недугов, иногда приводит к депрессии или язве желудка.


Случайная статья


Другие статьи из рубрики «Природа человека»

Детальное описание иллюстрации

Рене Декарт (1596-1650) разработал первую физиологическую модель возникновения эмоций. Чувствительное нервное окончание воспринимает сигнал (1) и передает его в мозг, который 'механически' (то есть без участия сознания) перерабатывает информацию (2) и отправляет по эфферентным (двигательным) нервам (3) к мускулам и внутренним органам сигнал, вызывающий ответ, адекватный внешнему стимулу. Мозг получает сигнал об этом по афферентным (чувствительным) нервам (4). Эта информация передается (5) в шишковидноетело (p). Когда последнее вступает в контакт с душой (6), возникает эмоция.
Антуан Ватто был первым художником, в творчестве которого театр занял одно из центральных мест. На знаменитой картине 'Жиль' (1719) Пьеро пребывает в глубокой меланхолии. У него нет контакта с другими комедиантами. Их забавы, их драма не становятся его драмой.
Швейцарский художник Иоганн Генрих Фюсли в картине 'Пробуждение Титании' (1785-1789) изобразил сцену из комедии В. Шекспира 'Сон в летнюю ночь'. В этой пьесе воплощена идея соединения театра с жизнью - задолго до изобретения в начале ХХ века 'театра в театре' итальянским писателем и драматургом Л. Пиранделло.