Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

БЮРО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ. НОЯБРЬ 2001 №11

КОСМИЧЕСКОЕ ГРУЗОВОЕ ТАКСИ

Новая российская ракета под названием "Рокот" взмыла в космос в мае нынешнего года с нашего северного космодрома "Плесецк" с макетом спутника связи на борту. Новизна "Рокота", правда, несколько относительна: он представляет собой конверсионную модификацию нашей знаменитой стратегической ракеты РС-18 (СС-19). Толчком к созданию такой модификации послужил "Договор о сокращении и ограничении стратегических и наступательных вооружений", по которому множество этих ракет пришлось бы уничтожить, похоронив тем самым труд тысяч высококвалифицированных специалистов. Снятые с РС-18 (СС-19) ядерные боеголовки, разумеется, все равно были уничтожены, но самим ракетам удалось дать мирную профессию.

Специалисты Государственного космического научно-производственного центра имени М. В. Хруничева переоборудовали межконтинентальную баллистическую ракету РС-18 (СС-19) в ракету космического назначения, для чего применили ряд новых технологий. Были созданы, в частности, новый головной обтекатель, а также новый разгонный блок, способный вывести на околоземную орбиту грузы массой до двух тонн.

Немалые сложности пришлось преодолеть и инженерам Конструкторского бюро транспортного машиностроения (КБТМ, Москва) занимавшимся стартовым и техническим комплексами для запуска новой ракеты с космодрома "Плесецк". Ведь РС-18 (СС-19) - как боевую ракету - запускали из шахты, а орбитальную надо было запускать с наземного стартового комплекса. Впервые в мире две эти системы запуска требовалось совместить.

Решение было остроумным и относительно дешевым. Ракету запускают прямо из транспортно-пускового контейнера, в котором она находится с момента изготовления и который на последнем этапе выполняет роль шахты. Для этого его устанавливают на пусковой стол и крепят к имеющейся на стартовом комплексе стационарной колонне, через которую к нему подводят все необходимые коммуникации.

Ракета "Рокот" способна выводить на низкие и средние околоземные орбиты (в том числе полярные и солнечно-синхронные) самые разнообразные космические аппараты. В частности - спутники связи, которых требуется сегодня все больше и больше, потому что без них не может обойтись ни Интернет, ни сотовая телефония, ни современная навигация, ни многоканальное телевидение. Возможности созданного в Плесецке стартового комплекса позволяют запускать с него до 12 ракет "Рокот" в год. Такую производительность можно использовать не только в национальных интересах России, но и для коммерческих программ, направляя полученные средства на дальнейшее развитие отрасли.

ВСЕВИДЯЩЕЕ ОКО

Портативный термограф для диагностики состояния организмов, а также оборудования и построек создан в Научно-исследовательском центре "Элдис" Института радиотехники и электроники РАН.

Этот прибор, именуемый ИРТИС (IRTIS - InfraRed Thermal Imaging Sistem), представляет собой сканирующее устройство для измерения теплового (инфракрасного) поля и выведения результатов измерения на экран компьютера. Высокая чувствительность прибора (0,05оС) позволяет с большой точностью локализовать в контролируемом объекте многие серьезные дефекты.

С его помощью можно, например, обнаружить в организме человека или животного заболевания на весьма ранних стадиях - сердечно-сосудистые, бронхо-легочные, онкологические. Можно также находить в стенах или фундаменте здания области конденсации влаги и утечки тепла из его швов. Можно выявлять течи в трубопроводах, места плохого контакта в электрическом оборудовании или перегрева в механическом и предотвратить тем самым весьма серьезные катастрофы.

Понятно, какую пользу мог бы принести ИРТИС, если бы им были оборудованы наши поликлиники. Тогда многие заболевания диагностировались бы на тех стадиях, на которых они еще относительно легко излечимы. Не менее важно было бы оснастить им, например, вертолет, контролирующий состояние кабельной системы телебашни, или поезд-лабораторию метрополитена. Но пока почему-то ИРТИС применяют только в энергетике и космонавтике, а ни Минздрав, ни другие наши министерства и муниципалитеты не спешат использовать столь, казалось бы, необходимый прибор (кстати говоря, сравнительно недорогой).Зато он постоянно выставляется на разного рода международных выставках, где его отмечают все новыми и новыми медалями и где возле него толпятся представители множества иностранных фирм.

МОЙДОДЫР ДЛЯ КОРАБЛЯ

Кавитационный способ очистки днищ кораблей от нарастающего на них слоя водорослей и моллюсков разработан специалистами ООО "Аква-сервис и Ко".

Среди обитателей морей, океанов и рек немало таких, которые успешно поселяются на поверхностях подводных частей кораблей и гидротехнических сооружений. Притом настолько активно, что слой их, образующийся за время навигации, может достигать нескольких дециметров. В результате этого значительно снижается скорость корабля - не только из-за ухудшения геометрии киля, но и за счет резкого увеличения веса. Ведь масса слоя на каждом квадратном метре ниже ватерлинии может составлять десять и даже более килограммов.

Суда по этой причине приходится достаточно часто чистить - обычно при помощи щеток (скребков) или пескоструйных аппаратов, что, однако, требует немалого времени и к тому же разрушает лакокрасочное покрытие. Кавитационный способ этих недостатков лишен.

Явление кавитации (от латинского cavitas - пустота) морякам знакомо как чрезвычайно опасное. Оно состоит в образовании в жидкости пузырьков воздуха и их последующего схлопывания, сопровождаемого громким звуком и резким повышением давления (так называемый гидравлический удар).

Стихийная кавитация бывает связана с местными перепадами давления внутри жидкости, возникающими, в частности, в ее турбулентных потоках при движении судна, и может вызывать серьезные повреждения его подводной части, особенно гребного винта.

Ученые давно пытаются использовать высвобождаемую при схлопывании кавитационных пузырьков энергию (например, для удаления пятен с тканей - см. "Наука и жизнь" № 3, 1994 г.), но при разработке оборудования для этих целей большой мощности не требовалось. Иное дело - очистка корабельных днищ от намертво приросших к ним ракушек.

В генератор кавитирующей струи - главный узел разработанной специалистами "Аква-сервиса" аппаратуры - вода поступает под давлением в несколько десятков атмосфер. Проходящая через определенной конструкции насадку струя начиняется тысячами пузырьков воздуха и подводится к очищаемой поверхности, на которой они и схлопываются, создавая при этом уже на порядок большее давление. Что же касается производительности, то она оказывается на целых два порядка выше, чем у традиционных способов.

Аппаратура уже на сегодняшний день имеет несколько модификаций с разной степенью участия человека в процессе очистки поверхности. Одна из модификаций прижимается к днищу при помощи магнитов, а перемещается по нему почти самостоятельно - под управлением либо дистанционным, либо заложенным в программе. Другая, предназначенная для более сложных траекторий, проводит очистку под управлением водолаза, достаточно, впрочем, простым. Третья, напоминающая своим внешним видом пистолет, необходима для очистки труднодоступных для большого аппарата мест - например винтов или кингстонов, и содержит помимо кавитационной насадки фиксатор расстояния.

Понятно, что использовать все это оборудование можно для очистки не только судов, но и любых подводных сооружений.


Случайная статья


Другие статьи из рубрики «БНТИ (Бюро научно - технической информации)»