Путешественник, приехавший сегодня во Владивосток, невольно обращает внимание, что южнее самого города, за проливом Босфор Восточный, возвышается темная громадина какого-то острова, занимающая почти весь горизонт. Это остров Русский, часть крепости, бывшая секретная военно-морская база, режимная территория. Но с 1998 года все пропуска отменены, и въезд на остров совершенно свободный.
Для географа или биолога территория острова просто клад, ибо здесь в течение тысячелетий сформировались редкие флора и фауна - остров-то изолирован. И туристы каждое лето спешат сюда, чтобы искупаться и позагорать на пока еще экологически чистейших пляжах. Например, в бухте Воевода морская вода прозрачна на глубине более четырех метров, и можно различить на дне морских звезд и ежей. В изобилии водятся трепанги и мидии.
На острове сохранились шесть фортов еще царской постройки - морские батареи советского времени, расположенные на высоких сопках и скалах из приморского гранита. До 1993 года все островные укрепления назывались южной частью ВЛУРа (Владивостокского укрепрайона). Теперь это просто достопримечательность города, которую охотно посещают туристы, особенно батарею № 981 (Ворошиловскую) и форт Русских.
Форт Русских (форт Царя Иоанна Грозного) - самый старый форт острова, спроектированный в 1899 году авторитетным военным инженером, профессором и полковником К. И. Величко. К Русско-японской войне постройка была в основном закончена, хотя последний камень положен в 1908 году. Расположен форт на самой высокой точке острова - горе Русских. Часть его площади уже почти полвека занимает военная часть ДРЛО (дальнее радиолокационное обнаружение); ее зеленые антенны круглосуточно крутятся и хорошо заметны даже с материка (с полуострова Муравьева-Амурского, где расположен Владивосток).
Туристу добраться в форт сравнительно легко: в центре города, на улице Петра Великого, садишься на паром или катер, покупаешь билет, выходишь с пирса на Подножье и через территорию военного городка поднимаешься прямо на сопку по горно-лесной дороге, под углом 35 градусов. Дорога наверх занимает не более часа. Остерегаться стоит энцефалитных клещей, их здесь много с апреля по июль.
В такой поход, решив посетить места, где прошло наше детство, мы с братом Сергеем и отправились. Подъехали на трамвайчике к причалу, рейс в 11.20 выполнял красивый белоснежный катер Портофлота. Капитан повел судно прямо через туман по фарватеру Золотого Рога, и через 40 минут мы сошли на пирсе.
Я не был здесь ровно 20 лет. Кажется, за это время прошла целая жизнь, а остров остался таким, каким и был: природа вечна. Но как странно видеть сегодняшние изменения: пропуска никто не проверяет; стоят такси - японские микроавтобусы; рядом с нашей старой пятиэтажкой построено несколько новых современных домов; "учебку" наполовину расформировали, даже госпиталь почти пуст.
По пути к нам присоединились еще два туриста - гости из Якутского госуниверситета Костя и Миша. Хотя наша "тургруппа" и выросла до четырех человек, дорогу на вершину знал только я, пришлось выступать в роли проводника-экскурсовода. Еще с давних времен в памяти отложилось, что идти надо через дыру в заборе на территорию школы механиков военной части, затем вверх мимо водокачки и по гребню сопки-трехгорбовки. Дыра в заборе оказалась на том же месте, что и 20 лет назад (!), никто из военных на нас и внимания не обратил - видно, заняты своими проблемами.
По дороге наша четверка вела неторопливую научную дискуссию, а Костя собирал образцы для гербария, особенно его заинтересовали эндемики: гигантские папоротники, калужницы, цветы дикого абрикоса и сакура. Всю дорогу нас сопровождало пение жаворонков и трясогузки. Миша без устали снимал цифровой японской фотокамерой, похожая камера была и у Кости.
За разговорами незаметно прошло около часа, почти взобрались на сопку. Дорога свернула влево, прошла мимо бетонной казармы форта, где в 1950-е годы был командный пункт ТОФа "Таллин", и уперлась в помещения секретного объекта, о чем гласила предупреждающая надпись на шлагбауме. Все - тупик. Левую (восточную) часть форта до сих пор занимают военные, возле крутящихся радиолокаторов ходил часовой с карабином. Мы не пошли туда, чтобы не раздражать охрану.
И царский полковник, и военспецы Советской армии выбрали стратегически правильное место для обороны - сопку высотой 210 метров. Отсюда выкатные орудия могли обстреливать почти все бухты острова и, конечно, Золотой Рог. А радиолокаторы с такой высоты легко засекают цели даже на китайской и северокорейской границе.
Другие форты острова, более поздней постройки (1910-1916), скрыты от наблюдателя, ибо сооружались уже с учетом опыта Русско-японской войны. Рельеф сопок почти не нарушался.
Сохранился крепостной ров в форме трапеции; в некоторых местах взобраться наверх без альпинистского снаряжения и сейчас невозможно.
С северной стороны находится бетонная казарма (часть ее внутренних помещений военные и сейчас используют в бытовых целях). Вестибюль украшают круглые каменные колонны, входы во внутренние подземелья хоть и открыты, но без фонаря там легко заблудиться. Сверху сооружена многометровая каменно-земляная подушка (тюфяк), выдерживающая попадание даже 420-миллиметровых снарядов осадной артиллерии врага.
На верхушке форта, в восточной части, находились пороховой погреб и укрытие дежурного взвода артбатареи.
Мы прошагали метров 200 через весь ров; легко открыв окованные толстые железные двери, вошли в залы полукапонира. Удивительно, но железные детали укреплений не сняты и в помещениях нет следов от костров.
Больше часа мы путешествовали по сооружениям форта, а затем любовались незабываемым видом сверху, с горы.
Внизу и вокруг только широколиственный лес - клен, дуб, липа. Распадки зеленых сопок тянутся далеко, почти до горизонта. Большие и малые голубые бухты, которым еще в XIX веке военные гидрографы Российского флота дали красивые названия: Воевода, Рында, Патрокл, Аякс, Новый джигит и др. Перед нами не просто горно-лесистая местность, а кусочек приморской тайги.
Спустившись вниз, отдохнули в тени деревьев на смотровой площадке Подножья, последний раз полюбовались панорамой бухты Новик, островом Елены, каналом. Капитаны Портофлота уверяют, что канал был прорыт одним деловым купцом еще до 1900 года, а искусственному острову он дал имя своей молодой жены - Елена.
Путешествие почти закончилось, и почему-то стало грустно. Но пора на пирс - нас уже ждут. Идем на материк последним рейсом парома-работяги.