Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

ЧЕРНЫЙ КВАДРАТ

Н. ПЛАКСИН, международный арбитр по шахматной композиции.

Илл. 1.
Илл. 1.
Илл. 2.
Илл. 2.
Илл. 3.
Илл. 3.
Илл. 4.
Илл. 4.
Илл. 5.
Илл. 5.
Илл. 6.
Илл. 6.
Илл. 7.
Илл. 7.
Илл.8.
Илл.8.
Илл. 9.
Илл. 9.
Илл. 10.
Илл. 10.
Илл. 11.
Илл. 11.
Илл. 12.
Илл. 12.

В середине позапрошлого века один из сильнейших российских мастеров К. Яниш - автор капитального трактата-трехтомника "О приложении математического анализа к шахматной игре" и ученый секретарь Петербургского общества любителей шахматной игры - составил необычную задачу-многохо довку с символико-историческим подтекстом:

№ 1. К. ЯНИШ, 1849

(Иллюстрация 1)

Спертый мат в 10 ходов

Задание это действительно было отнюдь не традиционным: отыскать-то предлагалось не любой заурядный, а именно спертый мат, при котором все поля около черного короля занимали бы черные же фигуры. И хотя оригинальный замысел и воплощался форсированно - с жертвами под канонаду шахов - 1.f3+ gf 2.ed+ cd 3.Cf5+ ef 4.Ле6+ de 5.Лd4+ cd 6.a8C+ Фd5 7.C:d5+ ed 8.Kf6+ gf 9.Фе5+ fe 10.Kg5x, но в финале на доске возникал орнамент, поэтически окрещенный автором "Железная клетка Тамерлана". Клетка была квадратной.

№ 1а

(Иллюстрация 2)

После 10.Кg5x

Впечатляющая - картинная, как сказали бы ветераны-гроссмейстеры, - позиция... Нет, недаром, видимо, восклицал когда-то Иван Александрович Хлестаков: "Эх, Петербург! Что за жизнь, право!.."

Прошло 64 года, и неожиданно подобный сюжет реализовался в живописи. А было так... Работая над портретом дровосека, Казимир Малевич сообщал: "Дело в том, что один из вариантов "Лесоруба" я замазал - гнусно вышло, и я его превратил просто в черный квадрат. Думал поверх отрисовать одну идею, но этот холст у меня украли. На обороте моя подпись, боюсь, что его хотят использовать против нас..." Доктор искусствоведения И. Грамский, разыскавший автограф этой записки (адресованной Марку Шагалу в 1913 году), предположил, что Казимиру Севериновичу удалось найти украденный холст, "но после всех треволнений он решил ничего на нем пока не писать... и два года спустя показал его на выставке вместе с другими навеянными образом квадрата работами..."

А в это же время (в годовщину столетия Карла Андреевича Яниша) вдалеке от России промелькнул еще и другой квадрат: традиционный шахматный отдел британской "Gazette Times" опубликовал тысячную по счету диаграмму. И вряд ли ускользнул от внимания строгой пуританской аудитории правый верхний фрагмент этого юбилейного опуса:

№ 2. Т. ДОУСОН, 1913

(Иллюстрация 3)

Мат

И тут же, исподволь, читателям предлагалось выяснить, "как был дан этот мат, если черный король никогда не стоял дважды на одном и том же полеx.." Приведем решение этой задачи, записав его в ретронотации, то есть сперва последний ход, потом предыдущий и т. д. 1.Фh1-a8x Kpa8-a7 2.Лb7-b8++ Kpb8-a8 3.Лс7-b7++ Kpb7-b8 4.Лc6-c7++ Kpc7-b7 5.Лd6-c6++ Kpc6-c7 6.Лd5-d6++ Kpd6-c6 7.Ле5-d5++ Kpd5-d6 8.Ле4-e5++ Kpe5-d5 9.Лf4-e4++ Kpe4-e5 10.Лf3-f4++ Kpf4-e4 11.Лg3-f3++ Kpf3-f4 12.Лg2-g3++Kpf2-f3 13.Лg1-g2+ Kpe2-f2 14.Cg2-f1+ Kpd3-e2 15.Kc4-b2+ Kpc2-d3. Мы вернулись к так называемой критической позиции, легальность которой очевидна:

№ 2а

(Иллюстрация 4)

Критическая позиция

Шахи кончились, и черный король, посетив еще и поля d1, e1 и f1, может возвратиться на свое исходное поле, не забредая на уже пройденную зигзаг-тропу...

Прошло еще 55 лет... И знакомые мотивы прозвучали на просторах Скандинавии - между Англией и Россией: журнал "Stella Polaris" (издание проблемистов Шахматного союза северных стран) провел конкурс составления композиций на тему "Черный квадрат". Продемонстрируем успехи лауреатов этого заочного творческого состязания. Первый приз:

№ 3. К. ЛИНД, 1968

(Иллюстрация 5)

Кооперативный мат в 3 хода

В кооперативных задачах черные помогают белым заматовать черного короля. При ходе белых это достигалось бы так: 1.Ка3 с3 2.Кс4 с2 и 3.Кb6x. Но по канонам кооперативного жанра начинать-то обязаны черные, и поэтому декорации на шахматных подмостках перестраиваются иначе: 1.е3! Ка3 2.е4! Кb5 3.e5 Kc7x. Элегантные правильные эхо-маты в иллюзорной игре и решении навевают воспоминания о старинной скахографике Яниша...

№ 4. К. ВИДЛЕРТ, 1968

(Иллюстрация 6)

Кооперативный мат в 2 хода

А в этой задаче, отмеченной на том же конкурсе вторым призом, автор предусмотрел квартет решений, сопряженных единой тактической цепочкой: 1.dc c8Ф! 2.Крd6 Ф:с5x, 1.С:b5 c8Л! 2.Крd7 Лс7x, 1.Cc8 cdC+! 2.Kpd7 c6x и 1.С:b5 g5 2.Kd7 c8Kx! Гармоничный аккорд пешечных превращений в ферзя, ладью, слона и коня.

И еще один штрих. В начале 1997 года в Москве проходила выставка "Малевич - точка зрения - пространство", на которой художник Александр Панкин, давно работавший в стилистике авангарда и занимавшийся математическим изучением картин Казимира Малевича, обнародовал результаты своих исследований: "Оказывается, все супрематические композиции Малевича имеют абсолютно четкие пропорции, в основе которых лежит квадратный корень из золотого сечения. Ему кратны и площади фигур, и положение рисунка на холсте, и группировка элементов... Именно эта гармония воздействует на чуткого зрителя магическим образом..."

Присмотримся теперь пристальнее к иллюстрациям из творчества современных мастеров-проблемистов на ниве шахматной композиции.

№ 5. И. СОРОКА, 1999

(Иллюстрация 7)

Мат в 3 хода

В этом проекте решающим оказывается тихое вступление - 1.Се3, приводящее черных к досадному цугцвангу. Если 1...с3, то 2.Фb3+ c4 и 3.Ф:с4x. Если же 1...d3, то 2.Сg2! c3 и 3.Ф:d3x. Ну а на шах 2...d2+ последует несколько иная короткая реплика - 3.Ф:d2x - мат... По-иному разворачивается интрига в следующей задаче. Там комплекс решений завершается ударом ферзя в дальний от черного короля угол. Взгляните:

№ 6. А. СТЕПОЧКИН, 2000

(Иллюстрация 8)

Коопмат в 3 хода

1.Л:е7 Л:h3 2.Cf7 Л:h2+ 3.Kp:h2 Ф:h8x. Но это еще не все, поскольку у кооператива № 6 имеется позиция-близнец. Заменим ладью на поле h5 белым слоном, и теперь внимание на большую белопольную диагональ: 1.Сg8 C:f3 2.Лf7 C:g2+ 3.Kp:g2 Ф:а8x. Эффектная стратегия с жертвами белых фигур на фоне взаимного перекрытия черных и расчистки линий для матования короля.

Под сенью черных квадратов создавались шедевры и в практических партиях. В 1834-1835 годах в Лондоне разворачивалась борьба титанов: серия из шести матчей, в которых, по существу, решался вопрос о сильнейшем шахматисте мира того времени. И там в одной из 85 партий между кумиром британских шахматистов и легендарным французским маэстро возникла следующая позиция:

№ 7. А. МАК-ДОННЕЛЛ - Л. ЛАБУРДОННЕ

(Иллюстрация 9)

После хода 35...е4-е3

Черными скомпановано два квадрата: один статический - на королевском фланге, а вершины другого совмещены с центрами полей е1, d2, e3, f2... Игра продолжалась недолго: 36.Фс5-с3 Фе1:d1! 37.Лf1:d1 е3-е2! Динамический черный квадрат схлопнулся в триумфально нокаутирующий пешечный отрезок, и белые сдались.

"Квадрат не подсознательная форма. Это творчество интуитивного разума. Лицо нового искусства!" - декларировал Казимир Малевич в 1919 году. В живописи его работы уже давно классика. А на шахматных вернисажах и на сегодняшний день тема "Черного квадрата" далеко не исчерпана.

№ 8. А. КОРНИЛОВ, 2001

(Иллюстрация 10)

Раскрасить фигуры

Прежде всего обратим внимание, что конь g4 (все равно, белый ли он или же черный) атакует поля е3 и е5, на которых стоят короли. Значит, один из королей находится под шахом. И шах этот был дан либо ходом Кh2-g4+, либо ходом Кh6-g4+, но в любом случае он был не вскрытым и не двойным. И, очевидно, какие-либо иные шахи в этой позиции исключены.

Теперь вспомним, что в начале любой шахматной партии на каждой вертикали располагаются по две пешки: белая и черная. Если в процессе игры на какой-либо вертикали окажутся три пешки, то одна из них пришла с соседней вертикали, сделав минимум одно взятие. В позиции № 8, как видим, вертикаль "d" обогащена пешками (там их три), а вертикаль "с" обеднена: на ней только одна пешка. Поэтому было сделано минимум одно взятие - с:d. Кроме того, вертикаль "f" обогащена пешками дважды (там их четыре), а ближайшая свободная от пешек вертикаль - это "h". Значит, для расположения пешек на королевском фланге понадобилось сделать не менее четырех взятий: белыми - h:g, g:f и черными - h:g, g:f. Итак, общий минимум пешечных взятий равен пяти.

От пешек перейдем к фигурам. Полдюжины ферзей - явление неординарное, но в рамках шахматного кодекса вполне легальное. И поскольку на доске осталось 12 пешек (а в дебюте их было 16), то четыре ферзя (из шести) - превращенные, и другие превращения исключены. А проходили в ферзи две белые и две черные пешки, стоявшие на пустых ныне вертикалях "а" и "b", для чего двум из них необходимо было сделать минимум по одному взятию. И с учетом этого суммарно пешками было взято не менее семи фигур. Впрочем, не пора ли проконтролировать корректность этаких расходовx Проверим обобщенный баланс персонажей: 25 (фигур осталось на доске) + 7 (фигур было взято пешками) = 32. Баланс в ажуре: он не нарушен, хотя и полностью исчерпан - закрыт.

После мини-разминки в шахбухгалтерии попытаемся ликвидировать королевскую обезличку. Предположим, что король е3 - белый. Тогда пешки d4 и f4 тоже были бы белые (иначе лишние шахи). Но при этом черный король на е5 оказался бы под невозможным двойным шахом от этих белых пешек. Попытка оказалась абсурдной, но плодотворной, и маски с королей сорваны: Кре3 - черный, а Кре5 - белый. И сразу же проясняется: ферзи d5, e6, f5, кони с6 и g6, слон d6 и пешка f6 - белые, а конь с2 и пешки d2 и f2 - черные (иначе опять-таки набежал бы избыток шахов). Кроме того, припомнив, что с каждой стороны было только по два ферзевых превращения, закрепим за оставшимися ферзями с3, с5, g5 и за конем на g4 черный колер. И теперь легко выяснить генетику еще девяти пехотинцев. После взятия с:d оставшаяся на вертикали "с" пешка с4 и пешка d3 - белые, а пешка d4 - черная: все иные вариации их раскраски или спровоцируют дисбаланс, или приведут к нереальному расположению пешек по вертикали "d". На вертикали "е" взятий не было, и пешка е4 - черная, а е2 - белая. А вот пешка g2 не может быть белой, поскольку тогда белый белопольный слон, учтенный в балансе, погиб бы на своем исходном поле f1. Пешка g2 - черная! И однозначно обретают окраску оставшиеся пешки: f3 и g3 - белую, f4 - черную, а иначе дисбаланс либо нерасстыковка пешек по вертикали "f". Вот реставрация шах-холста и закончена:

№ 8а

(Иллюстрация 11)

Итог раскраски

А выставка продолжается новой композицией. На шахматном мольберте триптих квадратов. Но все ли они действительно черные?

№ 9

(Иллюстрация 12)

Раскрасить фигуры

Свои решения вы сможете проверить в следующем номере журнала.

(Ответ)


Случайная статья


Другие статьи из рубрики «Шахматы»