Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

ВЕСЕЛЫЕ ЛОСКУТКИ

Кандидат искусствоведения Ю. ИВАНОВА

В конце 1999 года в городе Иваново прошел второй Всероссийский фестиваль "Лоскутная мозаика России". В экспозиции было представлено более 500 лоскутных изделий 256 авторов из самых разных уголков страны. Два главных приза жюри присудило художникам И. С. Коротковой (г. Иваново) и Л. А. Совцовой (г. Москва). Многие работы были отмечены поощрительными дипломами, ценными подарками. Тридцать участников получили звание лауреатов. Обладательницей специального приза журнала "Наука и жизнь" стала москвичка В. И. Щербакова.

Художник по текстилю Вера Щербакова делает из лоскутков шкатулки, панно, головные уборы, игрушки-скульптуры и объемные декоративные композиции. Ее работы полны юмора и фантазии, они и "недомашние" и "немузейные". Художница, словно играя с тканью и пространством, создает свое театральное представление. Откуда такой дар?

Обеспечим библиотеки России научными изданиями!

Представляем лоскутные изделия художника по текстилю Веры Щербаковой. Некоторые из этих произведений демонстрировались на втором Всероссийском фестивале "Лоскутная мозаика России" в городе Иваново.

Оказывается, уже более двадцати лет Вера придумывает костюмы к театральным спектаклям, "одевает" фольклорные коллективы, артистов эстрады. Все эти годы ее влекло к тому, что остается от серьезного производства в стенах театральных мастерских, прежде всего - к кусочкам всевозможных тканей. Толчком для занятия лоскутным шитьем стал заказ на выполнение композиции для интерьера гостиницы "Софитель-Ирис" в 1995 году. Предполагалось некое декоративное оформление интерьера с русским колоритом. За год кропотливого труда художница создала по мотивам сказок А. С. Пушкина пространственную композицию "Чудо-остров" высотой почти два с половиной метра. Это произведение требует специального освещения. И остров и арка-"радуга" над ним вращаются. Все персонажи: царевич Гвидон с царевной, волшебная белка с золотыми орешками, ученый кот, балалаечник с гармонистом - "живут" в окошках, расположенных с четырех сторон композиции. Венчает остров белый храм. Впервые для создания подобной объемной композиции применена техника лоскутного шитья. Свободное сочетание небольших по размеру и разных по фактуре кусочков ткани дает поразительное ощущение праздника, игры, радости. Осколки зеркала, бусы, блестки, пуговицы, тесьма, нашитая на такую пеструю поверхность, усиливают ощущение игры и театральности этого произведения. Длина технических и декоративных швов составляет десятки километров, а количество лоскутов переваливает за несколько тысяч.

"Чудо-остров" позволил Вере Щербаковой открыть новые приемы работы с текстильными материалами. Он стал главным источником, из которого художница до сих пор черпает идеи и развивает их уже в других изделиях. Ее объемные лоскутные соборы, прообразом которых послужил белый храм "Чудо-острова", находятся в частных коллекциях во Франции и Италии.

"Русалочка", "Котик" - игрушки, которые не оставят равнодушными ни детей, ни их родителей. Вера умеет создавать праздник и для очень серьезных взрослых людей. Когда они надевают ее головные уборы "Рыбы" или рогатые шутовские лоскутные короны, их лица расплываются в улыбке. Еще художница придумала, как сделать волшебную шкатулку из простой жестяной коробки: нужно всего лишь "отогреть" ее лоскутами, тесьмой и бусинами. Можно сотворить для себя чудный тряпичный куст и посадить на него сказочных птиц из неведомых стран.

Каждое соединение лоскутков имеет для профессионального художника-дизайнера глубокий смысл. Борьба холодного и теплого, жесткого и мягкого, матового и блестящего - из этого многообразия нюансов рождаются виртуозные авторские произведения. И даже такой традиционный жанр, как панно, выглядит необычно. Вот "Жостовский поднос". Он похож на мягкую подушку, на которой выросли цветы. В центре композиции - всем известные розанчики, составленные из круглых кусков материи, а цветы по краям - аппликации из павлово-посадских и других тканей. Фоном подноса служит поверхность, собранная из лоскутков в технике "мозаика". Соединение разнообразных элементов достаточно гармонично, а использование объемных народных розанчиков, закрученных листьев необыкновенно эффектно.

Напоследок заметим, что художница любит технику свободного кроя, которая в американской терминологии называется "крези", то есть "безумный лоскуток". Но лоскутки Веры Щербаковой очень умные, как и ее искусство.

Третий Всероссийский фестиваль лоскутного шитья Министерство культуры РФ и Государственный Российский Дом народного творчества (101000, Москва, Сверчков переулок, дом 8, строение 3) планируют провести летом 2001 года. Все, кто создает оригинальные авторские изделия из лоскутков и желает участвовать в конкурсе, могут присылать фотографии своих лоскутных шедевров и сведения о себе в оргкомитет фестиваля по указанному выше адресу. Контактный телефон: (095) 928-31-32.


Случайная статья


Другие статьи из рубрики «Народное творчество»