Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

ОТКУДА И КОГДА ПРИШЛИ В АМЕРИКУ ЛЮДИ?

Е. ОСТРОУМОВА

Первопоселенцы перекочевали в Западное полушарие, видимо, из Азии - сегодня многие согласны с этой точкой зрения. Но вот о том, когда и каким образом они попали на Американский континент, есть по крайней мере два мнения.

Первое: люди из Азии сначала добрались до Аляски. Эту гипотезу подкрепляет то соображение, что 15-18 тысяч лет назад, во времена очередного оледенения, уровень океана был на 90 метров ниже теперешнего и вместо Берингова пролива образовался перешеек, соединивший Азию с Северной Америкой. Сухой путь между двумя материками был открыт - такое происходило не единожды (см. об этом в журнале "Наука и жизнь" № 1, 2000 г.).

Что встречали землепроходцы, преодолев перешеек? Огромные, тянущиеся на юг массы льда. Однако защитники данной гипотезы считают, что начавшееся потепление климата создало в этом гигантском ледяном щите, покрывавшем в период оледенения Северную Америку, коридор на юг. На юг же под натиском льда отступили когда-то и дикие животные. Таким образом, люди находили там для себя обильную пищу. Подтверждение своей гипотезы ее сторонники видят в двух очень важных археологических находках. Это каменные наконечники для копий (фото вверху) и остатки скелетов зверей, убитых охотниками. Радиоуглеродный анализ показал их возраст - 11 и 13 тысяч лет. Найдены они на юге теперешних Соединенных Штатов, а не на Аляске. Исследователи считают, что за эти тысячи лет переселенцами уже был пройден большой путь из Азии.

Другая точка зрения на заселение Американского континента опирается на археологические находки, полученные в Южной Америке. В бразильской местности Педра Фурада обнаружены следы пребывания человека: костер и каменные орудия. Поражает их возраст - 40 тысяч лет! В Чили американский археолог раскопал несколько поселений, старейшее из них существовало 33 тысячи лет назад. Вывод сторонников второй гипотезы таков: переселенцы из Азии достигли Америки на лодках, двигаясь вдоль берегов Тихого океана. С равной вероятностью они могли заселять ее северный и южный материки.

Новый аргумент в этом споре: недавно в США, в западном штате Пенсильвания, археологи нашли каменные орудия, которые были сделаны 19 тысяч лет назад.

По материалам иностранной прессы.

Другие статьи из рубрики «Гипотезы, предположения, факты»