Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

СЕЛЬСКИЙ ПЕЙЗАЖ ДЛЯ ВЫШИВКИ ГЛАДЬЮ

М. СУСЛОВА.

Вышивки лауреата второй и третьей Российских выставок-конкурсов "Вышитая картина" Марии Сусловой не-однократно были представлены на страницах "Науки и жизни" (см. № 8, 1998 г.; №№ 6, 7, 2001 г.; №№ 1, 3, 8, 2005 г.). Сюжеты для новых работ в последнее время мастерица находит на старинных почтовых открытках с пейзажами русских художников. В прошлогодних номерах журнала она рассказывала, как вышивала картины М. Гермашева "Зимняя ночь" и Ю. Клевера "Ростепель". Теперь делится секретами копирования и вышивки одной из картин художника Е. Вржеща (название произведения, к сожалению, на открытке не указано).

Сельский пейзаж художника Е. К. Вржеща на старинной почтовой открытке.
Сельский пейзаж художника Е. К. Вржеща на старинной почтовой открытке.
Художественная вышивка 'Хата' М. И. Сусловой по картине Е. К. Вржеща.
Художественная вышивка 'Хата' М. И. Сусловой по картине Е. К. Вржеща.

В моей коллекции есть почтовая открытка начала XX века, на которой изображен сельский пейзаж Евгения Ксаверьевича Вржеща (1853-1917), члена Товарищества южнорусских художников. Сюжет этой картины, не изобилующей деталями, вышивать несложно. Сначала нужно отсканировать открытку и на компьютере увеличить изображение до нужных размеров. Затем с увеличенного сюжета снять контурный рисунок на кальку, закрепить ткань на подрамнике и через копировальную бумагу перевести рисунок с кальки на ткань.

Хата под соломенной крышей, ночное небо и лес требуют тщательного подбора цветовой гаммы ниток. Вся картина должна быть выполнена в зелено-коричневых приглушенных тонах, чтобы получилась летняя ночь и в то же время детали сюжета были различимы, имели не только форму, но и объем.

Обеспечим библиотеки России научными изданиями!

На мой взгляд, самая замечательная часть картины - соломенная крыша. С нее лучше всего начинать работу. Темный, почти черный, коричневый цвет обрамляет контур кровли, внутри контура солома более светлая; отдельные участки следует вышивать большими пятнами коричневато-зеленого цвета. Для этих пятен важно подобрать зеленые и коричневые нитки равноценной степени насыщенности цвета, чтобы один цвет дополнял другой, но не был темнее.

Вышивать кровлю нужно "по форме", то есть так, чтобы стежки расходились веером от верха крыши к ее краям.

Слева от хаты изгородь. Она хорошо выделяется на фоне леса и стены. Вышивать ее следует теми же темно-коричневыми нитками, что и крышу, добавляя местами зеленый цвет. А вот стены и печную трубу советую подать так, чтобы было впечатление, будто они белые, но при этом белые нитки использовать не надо. Для этого самые светлые места лучше выполнить светло-голубыми и серо-голубыми нитками (сначала простегать светло-голубым, а потом равномерно отдельными штрихами добавить серо-голубой цвет). Там, где на стенах тень, я использовала те же нитки серо-зеленого цвета, что и для неба, лишь местами добавляя штрихи голубого и зеленого цветов.

За хатой виднеется лес. Он светлее крыши, но темнее неба и стен дома. Основной цвет леса - темно-зеленый, к нему добавлены небольшими пятнами и штрихами более светлый зеленый и коричневый цвета.

Как вы заметили, ни одна деталь на картине не вышивается нитками одного цвета. Даже небо, которое кажется однотонным, имеет вкрапления более яркого зеленого. Наибольшее смешение оттенков зеленого и коричневого цветов в изображении травы и земли перед хатой. Справа от хаты трава уже полегла, но еще не вся пожелтела. Темные зеленые пятна на ней придают выразительность и лужайке, и хате. Слева участок с цветущими растениями. Небольшие желтые пятнышки цветов создают гармоничное дополнение к светящемуся окну, в которое так и хочется заглянуть.

Надеюсь, что мои советы пригодятся вам в работе над вышивкой. Желаю успехов!


Случайная статья


Другие статьи из рубрики «Школа практических знаний»