МОНГОЛЬСКАЯ ПЕСЧАНКА И ЕЕ РОДСТВЕННИКИ

В. ТРЕТЬЯКОВ, биолог

Североафриканская светлая песчанка, или гербиллус (Gerbillus perpallidus).
Пара гербиллусов.
Монгольская песчанка меланист.
Наука и жизнь // Иллюстрации

Многие любители животных держат дома песчанок. Эти бойкие, добродушные и забавные зверьки способны дать своему хозяину максимум приятных эмоций при минимуме забот и волнений.

Семейство песчанок (Gerbillinae) насчитывает до 100 видов некрупных грызунов, обитающих в полупустынях и пустынях Африки, Азии и крайнего юго-востока Европы. На территории бывшего СССР распространено девять видов песчанок. Из них на крайнем юге России можно повстречать в природе тамарисковую, полуденную, монгольскую, большую и краснохвостую песчанок. Внешностью эти зверьки напоминают крыс или мышей, но обладают миловидной, с точки зрения человека, формой мордочек, глаз и ушей. К тому же хвост у песчанок покрыт короткой прилегающей шерстью, а на конце хвоста - кисточка-"метелка" из удлиненных волос. У большинства видов подошвы лапок покрыты мехом.

Природные поселения песчанок зоологи называют городками. Они состоят из целого подземного лабиринта нор, в которых создается особый микроклимат и где находят приют множество самых разных животных: зверьков, рептилий, беспозвоночных. Вокруг нор на перекопанной и удобренной почве поселяются растения, которыми песчанки кормятся.

Наиболее известна и лучше всего изучена большая песчанка (Rhombomys opimus). Она самая крупная: длина тела - 15-20, хвоста - 14-19 сантиметров. Спина серовато-желтовато-песочная, брюшко почти белое. Уши маленькие. В отличие от других азиатских песчанок большая песчанка бодрствует в светлое время суток. Питается в основном сочными частями растений (зеленью, стеблями, побегами, луковицами), семена поедает от случая к случаю и почти не ест насекомых. К зиме собирает в норах запасы высушенных трав и веточек. Приспособившись к потреблению малопитательных, но зато обильных и доступных кормов, она стала самым многочисленным грызуном песчаных пустынь и полупустынь - от Каспийского моря до Центральной Азии включительно. В южной части пустынной зоны Средней Азии и Казахстана она встречается почти повсеместно. В природе зверьки живут большими семейными группами из самца, самки и разновозрастных детенышей. К концу сезона размножения группа может насчитывать 15-20 животных. Подобно суслику, большая песчанка встает столбиком и издает свист, предупреждая сородичей об опасности. Еще она подпрыгивает, стуча по земле лапками: предупреждает зверьков, находящихся в норе.

Большие песчанки - основные переносчики чумы в пустынях Казахстана и Средней Азии. По этой причине их начали содержать и изучать в лабораториях. Размноженных в вивариях песчанок и стали приобретать любители мелких зверьков.

О содержании большой песчанки в домашних условиях подробно рассказывал В. Г. Гусев в книгах "Живой уголок" и "Животные у нас дома". Для одного зверька подойдет клетка с размерами по длине, ширине и высоте 50x40x40 сантиметров, с беличьим беговым колесом и домиком. Ручных больших песчанок нужно выпускать из клетки на прогулку: пусть ненадолго, но почаще. Лучше, конечно, держать их парами. В одиночной клетке в виварии большая песчанка чувствует себя очень плохо: становится нервной, раздражительной до тех пор, пока ей не предоставят партнера. Как домашнее животное этот вид грызунов не получил известности: лабораторная или комнатная популяция не может существовать без привнесения "свежей крови" из природы либо других вивариев; близкородственные партнеры не оставляют потомства.

По-настоящему домашней считается монгольская песчанка (Meriones unguiculatus). В России ее можно встретить в степях Тувы, Южного и Восточного Забайкалья, часто в населенных пунктах. Активна и в сумерки, и днем; зимой выходит из норы только в теплые солнечные дни. Длина тела этого мелкого зверька - 14-16, хвоста - 12-14 сантиметров. Спина глинисто-серая, хвост такого же цвета и с черной кисточкой. Лапы с густым песочно-серым опушением и темными когтями. Низ туловища серовато-белый. В клетках выведены серые, золотистые, белые (альбиносы) и черные (меланисты) особи.

Эти зверьки, подобно большим песчанкам, ведут общественный образ жизни. Их семейные группы могут переселяться с места на место, не теряя целостности. И даже ставшие самостоятельными молодые зверьки зачастую не покидают семью, хотя вокруг достаточно пространства для расселения. В семейную группу входят взрослый самец и от одной до трех взрослых самок с потомством из нескольких выводков. Песчанки метят свою территорию запахом и активно препятствуют попыткам вторжения чужаков своего вида. На границе участков нередки стычки между соседями, носящие бескровный, демонстративный характер. Самец успешно охраняет свою территорию от других самцов, но в то же время он не в силах предотвращать вылазки своих самок, находящихся в состоянии течки, за пределы семейного участка, где они могут спариваться с соседями.

Монгольских песчанок можно безбоязненно брать в руки. Содержат их в клетках либо в аквариумах с сетчатой крышкой (песчанки отлично прыгают). В клетке с размерами по длине, ширине и высоте 50x25x30 сантиметров можно поселить пару либо (если не планируется разведение) двух-трех самок. Песчанкам нужны домик и беговое колесо (не пластмассовые: изделия из пластмассы будут быстро испорчены). Домик делают из многослойной фанеры или дощечек; его размеры по длине, ширине и высоте - 13x20x10 сантиметров. Пол не нужен. Песчанки иногда точат о него зубы. Для стачивания зубов им дают брусок или сучок твердой древесины.

Дно клетки заполняют крупными древесными опилками или мелкой стружкой слоем 2-5 сантиметров. Хорошо подходит для подстилки и песок, тщательно промытый и просушенный, правда, он быстро загрязняется и чаще, чем опилки, требует замены.

Кормят песчанок в основном зерносмесью, к которой добавляют небольшие кусочки подсушенного хлеба (белого или с отрубями). Зерно (овес, подсолнечник и просо) должно быть сухое, без плесени. Источником влаги в рационе служат сочные корма: листья одуванчика, клевера, мокрицы, молодые листья малины, морковь, свекла и репа. Хорошо едят песчанки листья капусты, ломтики яблока, груши, помидора, арбуза, дыни, кусочки винограда. Капусту дают в малых количествах, так как она может вызвать расстройство пищеварения. Сочные корма очень быстро портятся, поэтому несъеденное нужно вовремя убирать из клетки. Апельсины и другие цитрусовые, а также вареные и размороженные овощи давать нельзя. В природе корм песчанок содержит порой всего 10% воды, но им хватает этого количества влаги, и они могут обходиться без водопоев. Зимой полезно включать в меню как витаминную добавку слабо проращённый овес и подсолнечник, а время от времени - свежие веточки липы, рябины, яблони с набухшими почками. Сочные корма иногда можно заменить размоченными сухофруктами (изюмом, курагой). Фрукты и овощи обязательно моют, очищают от гнили и дают в крупнонарезанном виде для лучшего сохранения влаги. В качестве источника кальция можно давать зверькам кусочек мела. Кормят песчанок один раз в день - вечером. На взрослую "монголку" достаточно одной столовой ложки зерносмеси. Если съели все - можно добавить, если не доели - убавить. Перекармливать, особенно семенами подсолнечника, нельзя. Потребность в кормах животного происхождения (сваренное вкрутую куриное яйцо, свежий некислый творог, насекомые) у песчанок мала. Полезно, но не обязательно предлагать этим зверькам сверчков, которых разводят любители террариумной живности. Желательно постоянно разнообразить рацион песчанок кусочками вареного яичного белка (вместе со скорлупой).

Монгольские песчанки способны впервые принести потомство в 12-недельном возрасте. В выводке чаще всего бывает 4-6 детенышей. Самца от самки отсаживать не следует: вреда малышам он не принесет. В клетке песчанок с выводком должен быть достаток сочного корма - травы или корнеплодов. Трехнедельные песчанки уже переходят на пищу взрослых зверьков. В возрасте шести-восьми недель молодых песчанок можно начать рассаживать парами в отдельные клетки. Самка, начав размножаться, способна приносить выводок за выводком, и со временем численность группы зверьков в просторном помещении может превысить десяток. В крупных группах из 15-17 зверьков половозрелые песчанки старших выводков доминируют над младшими, возможны вспышки агрессии, итогом которых может стать гибель самых младших от покусов и стресса. Самка - основательница группы поедает детенышей других самок сразу после рождения. В больших сообществах песчанок снижается продолжительность жизни. Так реагируют животные на ненормальное для них скученное содержание на ограниченной площади. Если детенышей старшего выводка отсаживать из группы, то такая семья живет мирно. Молодые (и тем более неполовозрелые) песчанки из разных семей в дальнейшем образуют пары без особых трудностей. Сложнее знакомить взрослых зверьков: драка возникает почти сразу. Песчанок сажают в незнакомую (или просто чистую) клетку с домиком и чистой подстилкой и наблюдают за ними. Иногда приходится делать не одну попытку. Драка может вспыхнуть и через несколько дней. Безопаснее всего знакомить грызунов в клетке с решетчатой перегородкой.

В природе большая часть этих зверьков гибнет на втором году жизни. Под присмотром и опекой человека песчанки могут прожить гораздо дольше, радуя своего хозяина милым обликом и приятными повадками. Отдельные особи монгольских песчанок в клетках доживают до четырех и чуть более лет.

Приобретая песчанку для живого уголка, возьмите ее в руки и внимательно рассмотрите. Даже не привыкшие к рукам зверьки не кусаются. Песчанка будет мирно сидеть на ладони, исследуя ее вибриссами и предпринимая осторожные попытки путешествовать дальше по руке. Неторопливыми движениями погладьте зверька по спине. Если песчанка занервничала, придержите ее за хвост ближе к основанию (но ни в коем случае не за окончание). У здоровых зверьков чистая шерсть, туловище крепкое и гладкое, ясные, широко открытые глаза. У истощенных при поглаживании ощущаются впалые бока и позвонки, выступающие вдоль спины. Признак кишечного расстройства - мокрая, испачканная пометом шерсть у основания хвоста. Больное животное выглядит вялым, щурится, мех у него взъерошен. Иногда грызун покачивается от слабости, отмечаются воспаление глаз, выделения из носа и тяжелое дыхание.

При обращении с песчанками лучше не делать резких движений. Беря зверька из клетки, можно приподнимать его за хвост, тут же подставляя ладонь другой руки в качестве опоры.

Как поступить, если песчанка сбежала из клетки? Ни в коем случае нельзя пытаться быстро схватить ее: это перепугает зверька, и процесс отлова осложнится. Нужно просто положить на пол имитацию норы - коробку, а в коробку - немного корма. Песчанка, подталкиваемая голодом и врожденным любопытством, сама спокойно забежит в эту "норку"...

Редакция журнала "Наука и жизнь" благодарит зоомагазин на Киевской (Москва, ул. Киевская, дом 2; тел. 240-52-54) за помощь в организации фотосъемки монгольской песчанки.

Другие статьи из рубрики «О братьях наших меньших. Зооуголок на дому»