Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

СПИЧКИ И ИХ ЭТИКЕТ

В. БАРМАКОВ, вице-президент московского клуба филуменистов "Сувенир".

Почти два века человек пользуется изобретением, которое позволяет ему без особого труда получать открытый огонь. Чиркающая спичка стала необходимым предметом для человечества, и мы давно считаем ее неотъемлемой частью повседневного быта.

Первая спичка появилась в 1826 г. в Англии. Автор изобретения - аптекарь Джон Валкер из города Стоктон. В качестве зажигательного состава он использовал легко воспламеняющийся желтый фосфор, который загорался от трения о любую поверхность.

Мало того что спички и спичечные этикетки за годы шествия по странам и континентам сформировали в промышленности особую отрасль. Из предмета быта они постепенно превратились в объекты коллекционирования, в результате чего возник новый вид собирательства - филумения. В нашей стране картинки-наклейки на спичечных коробках вначале именовались спичечными этикетами. И лишь в 1932 г. отраслевым стандартом № 4646 было установлено современное название - этикетка спичечная).

Обеспечим библиотеки России научными изданиями!

В России филумения зародилась в 1920-1930 годы, а с конца пятидесятых годов стала массовой, почти не уступая по распространенности коллекционированию почтовых марок.

Российская история спички начинается с конца тридцатых годов XIX столетия, когда в России стали возникать спичечные производства. Первое такое производство было организовано в 1833 г. в городе Якобштадт Курляндской губернии. В Центральной России первые спички начали делать в 1838 г. на фабрике купчихи Лапшиной в Медыни Калужской губернии. Количество таких производств росло, и в 1845 г. вышло предписание министра внутренних дел губернаторам, в котором говорилось: "По случаю замеченной тайной продажи и покупки фосфора на приготовление зажигательных спичек вводятся сл. меры: заведения для приготовления зажигательных спичек всякого рода как фабрики, дозволять содержать только купцам".

К 1848 г. в России было уже 30 фабрик по производству спичек. Но вскоре выяснилось, что и пожаров стало намного больше. Только с 1842 по 1846 г. в стране сгорело имущества на сумму, превышающую 127 млн руб. Это послужило основанием для более внимательного отношения властей к спичечному производству. В 1848 г. обнародовано Высочайшее повеление № 22875 "О правилах производства и продажи зажигательных спичек". В нем, в частности, говорилось:

"1. Чтобы заведения для выделки зажигательных спичек допускаемы были в одних столицах.

2. Чтобы отпускаемые из фабрик для продажи спички были заделываемы по тысяче штук в жестяные коробки с приклеенными к сим последним бандеролями, которые должны быть выдаваемы от городских дум, со взысканием за всякий бандероль по рублю серебром в пользу городских доходов".

Эти меры открыли широкую дорогу импорту спичек иностранных государств, устранив им любую конкуренцию внутри страны. За год спичечное производство в России почти исчезло. К 1849 г. осталась только одна фабрика по производству зажигательных спичек А. М. Гезена в Москве. К сожалению, сохранившихся жестяных спичечных упаковок того времени не обнаружено, и сейчас трудно судить о качестве их художественного оформления.

Лишь 7 декабря 1859 г. постановлением Департамента неокладных сборов было разрешено "…повсеместно, как в империи, так и в царстве Польском, производить выделку фосфорных спичек и продажу их без особых ограничений на основании общих постановлений об учреждении фабрик и торговли фабричными продуктами". (ЦГИАЛ, Департамент неокладных сборов, фонд 574, опись 4, дело 321, лист 46.) Одновременно была отменена обязательность упаковки спичек в жестяные коробки.

Таким образом, этот день можно считать днем рождения отечественного бумажного спичечного этикета.

Спичечное производство быстро восстановилось. К 1862 г. в России действовало более сорока спичечных фабрик, а в 1887 г. их было уже 360. В Москве мощное спичечное производство организовал упоминавшийся выше А. М. Гезен, сын отставного прусского поручика. Его фабрика успешно работала около полувека. Эта фабрика первой поместила на спичечный этикет рисунок с изображением Московского Кремля. В Санкт-Петербургской губернии несколько фабрик построила купчиха Е. В. Шаныгина, в Пермской губернии, в Екатеринбурге спичечной индустрией руководил В. И. Логинов. Большую часть Сибири обеспечивало спичками производство пензенского фабриканта С. П. Камендровского, а в Новгородской губернии спички делал купец первой гильдии В. А. Лапшин. Именно с его именем в первую очередь связано развитие отечественного спичечного производства, оснащение его высокопроизводительным оборудованием, совершенствование технологических процессов, создание крупных производственных структур и целостной системы торгово-промышленных отношений в этой отрасли.

Объединив мелкие предприятия, он создал единую производственную структуру, покончив с импортной зависимостью. На Всемирной выставке 1884 г. в Антверпене, используя спичечную соломку, этикеты, деревянные заготовки, упаковочные ящики и другую продукцию спичечного производства, Лапшин создал в русском выставочном павильоне настоящий шедевр оформительского и рекламного искусства. Организаторы выставки наградили русского купца медалью, а посетивший экспозицию король Бельгии Леопольд II вручил генеральным комиссарам российского отдела статскому советнику К. Бэкманну и его заместителю А. Добронизскому, знак рыцарей ордена Леопольда. Вскоре после выставки с Афганистаном, Германией, Китаем и Персией были заключены первые договора о поставках российских спичек.

На это время приходится расцвет оформительского искусства спичечного этикета. В апреле 1888 г. опубликована Инструкция "О фабриках для приготовления зажигательных спичек", установившая, сколько должно быть спичек в коробке в зависимости от его размера. Форма коробков могла быть любой, при обязательном указании на нем фамилии фабриканта или фирмы, ее местонахождения и сорта спичек. На этикетах стали появляться характеристики фабрик: "паровая", "лучшая", "первая паровая" (Витебская губерния, фабрика Ш. Я. Закса), "величайшая в России" (Ярославская губерния, фабрика И. Н. Дунаева), "первая машинно-автоматическая в Европейской России" (Пермская губерния, фабрика А. Г. Миронова). Сведения о сортах, видах и уровнях качества производимых спичек также нашли свое место на спичечном этикете, и на рынок стали выходить спички с новыми названиями: "безопасные", "самые безопасные", "безопасные зажигательные спички первого сорта" (Лифляндская губерния, фабрика С. Шапиро), "бенгальские" (Витебская губерния, фабрика Б. Рубаненка), "повсюду зажигающиеся" (Курляндская губерния, фабрика Л. А. Гиршмана), "шведские", "бесфосфорные", "нетлеющие", (Вятская губерния, фабрика Н. П. Рылова и Ф. П. Лесникова), "кавалерские" (Петроковская губерния, Польша, фабрика И. С. Закса и М. Пиша), "салонные" (Новгородская губерния, фабрика В. А. Лапшина), "кабинетные" (Минская губерния, фабрика братьев Шишкиных) и др.

Этикеты продолжали совершенствоваться и видоизменяться, их разделяли по размерам на рядовые, пачечные и пакетные. Спичечные коробки стали различаться размерами, превращаясь в миниатюрные произведения искусства для настольных, кабинетных и каретных интерьеров. Одним из элементов привлечения покупателей стала идея выпуска спичек с оригинальными этикетами специально для коллекционеров. Так, фабрика А. К. Гессе (Московская губерния) в 1876 г. поместила на этикетах рисунки по известным басням И. А. Крылова и, впервые по тем временам, портретные миниатюры знаменитых личностей; фабрика Ф.О. Захарова (Московская губерния ) в 1880 г. использовала этикеты для размещения пикантных рисунков художника М. М. Чемоданова из журнала "Свет и тени" - популярного издания того времени; фабрика во Владивостоке поместила на этикет портрет генералиссимуса А. В. Суворова; в 1899 г. выпущен первый русский "юбилейный" этикет в честь 100-летия со дня рождения А. С. Пушкина.

Именно в это время поле этикета стали использовать и сугубо в рекламных целях, рекламируя совершенно иной товар другой фирмы, например кофе или даже патроны. На этикетах появляются фирменные знаки - предшественники современных товарных знаков. Каждая фабрика стремилась разработать и разместить на этикете свой знак. Кроме этого, обязательным атрибутом этикета стали рисунки наградных медалей, завоеванных на всевозможных выставках и ярмарках. На этикетах появляются рисунки индустриального жанра - изображения спичечных фабрик, станков, автомобилей, пароходов, паровозов.

К большому сожалению, фамилий рисовальщиков и резчиков, создававших спичечные миниатюры, мы не знаем - они не ставили факсимиле под своими работами.

Заказы на изготовление спичечных этикетов размещались, как правило, в губернских центрах на известных отечественных литографиях И. И. Любимова, Ю. Кирстеня (Москва), А. А. Беме, Бусселя, М. А. Козлова, Э. И. Маркуса (Санкт-Петербург), Новицкого (Киев), Н. Т. Корчак (Минск), А. Р. Вельц (Екатеринбург), И. Русакова, У. Людкова (Чернигов), Шимоновича (город Речица), Пупко (город Новозыбков) и др.

К началу XX столетия крупные спичечные производства сумели организовать при фабриках свои литографические цеха. В 1889 г. министр финансов для борьбы с подделками в спичечной индустрии распорядился в обязательном порядке утверждать рисунки спичечных этикетов в местных органах правительственной администрации. Фабрики, прошедшие процедуру такого утверждения, стали помещать на этикетах надпись: "Этикет утвержден Правительством". В 1893 г. Уставом об акцизных сборах была ограничена самодеятельность всех производителей по оформлению спичечных этикетов и установлены основные требования к их разработке и информационной насыщенности, которые в основном действуют и до настоящего времени. Так, было установлено, что "на каждом отдельном помещении со спичками должны быть отражены - фамилия фабриканта или фирма фабрики, местонахождение последней и сорт спичек".

В 1913 г. в России возник спичечный синдикат РОСТ - "Русское общество спичечных торговцев", который получил права на комиссионную торговлю спичками. Этот синдикат во многом предопределил дальнейшее развитие спичечной промышленности в империи и полностью вывел спички, как повседневно необходимый продукт, из разряда дефицита.

В 1918 г. власти начали организацию спичечной промышленности в новой России. В газете "Известия Исполнительного Комитета Советов" № 100 от 21 мая 1918 г. говорилось, что при "Отделе Химической промышленности в Высшем Совете Народного Хозяйства был учрежден Главный Спичечный Комитет (Главспичка)", в который вошли кроме управленцев и специалистов представители от рабочих групп, избранных на Всероссийском съезде рабочих-спичечников.

К тому времени отрасль почти развалилась, и без коренной реорганизации и материальной поддержки восстановить спичечное производство было невозможно. Об этикетах речи не шло. Спички решили выпускать россыпью или вразнос, или просто в мешках для удовлетворения первейших нужд.

В феврале 1919 г. вышло постановление ВСНХ "О переходе в ведение Российской Республики некоторых предприятий спичечной промышленности". Около сорока наиболее сохранившихся и оснащенных фабрик объявили собственностью республики. На них были назначены "красные директора", установлено плановое ведение производства. Более мелкие предприятия отдали в ведение губернских и городских организаций. Тем не менее с 1917 по 1937 г. общее количество спичечных производств в стране сократилось с 89 до 17.

Цены на спички в условиях их острого дефицита были просто сумасшедшие. В октябре 1922 г. в Петрограде коробок спичек стоил 2500 руб. (доллар США тогда стоил 1700 руб.), в феврале 1923 г. - 165 руб. (курс доллара США - 46 руб.).

С введением новой экономической политики Главспичка была ликвидирована, а крупнейшие спичечные производства объединили по территориальному принципу в тресты. В 1925 г. реорганизация продолжилась и был создан Всесоюзный спичечный синдикат, куда вошли 23 фабрики. Спичечные тресты существовали вплоть до 1930 г. Для всех них разрабатывался единый спичечный этикет, который рассылался на фабрики и там наклеивался на коробки. В результате этикет повсюду отличался только качеством бумаги и наименованием изготовителя, всякая инициатива на местах по изменению сюжетного характера этикета была недопустима. Однако некоторые исключения случались. В мае 1925 г. редакция еженедельной "Крестьянской газеты", чтобы увеличить тираж, обратилась в Правление Спичбюро с просьбой наклеивать на коробки этикеты с рекламой газеты и направлять их только в сельские районы страны.

На Всемирной выставке в Нью-Йорке в 1927 г. спички фабрики "Пролетарское знамя" (город Чудово) были признаны лучшими и получили премию. Страна вышла на мировой рынок спичек, и вопрос оформления этикетки стал превращаться в политический. Главное управление спичечной промышленности Наркомата легкой промышленности СССР выпустило приказ, по которому "…устанавливается, что спичечные коробки должны быть снабжены художественными, политически грамотными этикетками, изготовленными на интенсивно-желтой бумаге, для чего задействовать Всесоюзную ассоциацию художников при ИЗОГИЗе".

Отношение в эти годы к спичкам и этикеточному материалу характеризуется следующим примером. В апреле 1934 г. выходит постановление СНК СССР, требующее улучшить внешний вид коробков и оформление этикетов. По различным причинам ряд спичечных фабрик не смогли своевременно выполнить эти требования. Приказом Глав-спичпрома всем директорам этих фабрик был объявлен выговор с предупреждением, "…что за выпуск спичек со старыми этикетками директора фабрик, главные инженеры и инспекторы Главспичпрома будут предаваться суду".

Сюжеты этикеток того времени рассказывали о происходящих в стране событиях: спасение ледоколом "Красин" итальянской экспедиции Умберто Нобиле, подъем стратостата "СССР" на высоту 22 000 м, выпуск первого трактора на Волгоградском тракторном заводе. На этикетках помещали изображения новых советских самолетов, карт и маршрутов полетов экипажей Чкалова и Громова через Северный полюс в США и даже проект Дворца Советов, так и не построенного на месте снесенного храма Христа Спасителя.

Спичечную этикетку весьма активно использовали в агитационных целях. "Поднимем всех колхозников и колхозниц на борьбу за урожай. Письмо молодых колхозных бригадиров", "Слово 18 бригадиров Калужского района" - так были озаглавлены две главные этикетки набора, плюс по этикетке с изображением каждого бригадира.

Основная часть спичечных фабрик была сосредоточена в западных районах страны, поэтому в первые же месяцы Великой Отечественной войны на временно оккупированной территории оказалось 15 предприятий спичечной промышленности - более 70% всех мощностей. Спичек вновь стало не хватать. В целях восполнения потерь выпуск продукции на оставшихся фабриках резко увеличили. Одновременно начались работы по организации строительства дополнительных спичечных предприятий в глубоком тылу. Уже к 1942 г. продукцию стали выпускать новые спичечные фабрики в городах Бийске, Барнауле, Баку и Мцхете, однако спичек не хватало. 31 марта 1942 г. распоряжением СНК СССР предписано в срочном порядке организовать по стране 170 кустарных спичечных производств на базе предприятий местной промышленности и создать в Москве новую экспериментальную спичечную фабрику. Этикетки превратились в малые плакаты военного времени: "Смерть немецким оккупантам!", "Будь бдителен! Сохраняй военную и государственную тайну!", "Наше дело правое! Враг будет разбит! Победа будет за нами!", "Все силы на борьбу с фашизмом! Ответим на удар врага сокрушительным тройным ударом!", "Не верь провокационным слухам, разоблачай шептунов и болтунов!", "Вперед на врага, богатыри советской страны!", "Все как один на защиту Отечества!", "Женщины колхозницы, изучайте трактор, заменяйте трактористов, ушедших на фронт"…

В это время начали выпускаться коробки-книжечки в виде скрепленных пластинок с обложкой и спичек в бумажных пакетах. Изготовление спичечной продукции было налажено в артелях, мастерских, колхозах, совхозах, институтах. Только в блокадном Ленинграде спички выпускали около двадцати предприятий - от небольших артелей до крупных заводов, в том числе шоколадно-конфетная фабрика № 6, фабрика искусственных зубов и Кировский завод.

Московская экспериментальная фабрика наладила выпуск специальной спичечной продукции для нужд армии - спичек подрывника, малых и больших сигнальных спичек (они горели красным, зеленым или белым пламенем), запалов-розеток для противотанковых мин, запалов для ручных дымовых гранат, запалов для противотанковых бутылок с горючей зажигательной смесью, запалов для поджога прессованного и насыпного термита, ветроустойчивых запалов и сигнальных брикетов для сброса с самолетов и др.

После окончания Великой Отечественной войны производство нужно было восстанавливать и развивать. В 1946 г. в Министерстве лесной промышленности СССР приняли решение о создании при техническом Совете министерства специальной секции спичечной промышленности. Уже на втором заседании секция приступила к рассмотрению конструкции термосварочной спички - запала для воспламенения пиропатронов, предназначенных для термитной сварки телефонно-телеграфных проводов. Впоследствии рассматривался вопрос о использовании термосварочных спичек для сварки трамвайных рельсов. Кроме того, на заседаниях обсуждались тематика спичечных этикеток, их оформление, юбилейные выпуски спичек, новые виды упаковок и многое другое.

С 1947 г. был начат выпуск нового для СССР вида спичечной продукции - сувенирных наборов. Одним из первых стал набор в честь 800-летия Москвы с рисунками известных зданий и памятников города. Эта серия оказалась настолько удачна по подбору сюжетов, оформлению и исполнению, что до настоящего времени считается шедевром этикеточного искусства. В 1955 г. при Министерстве бумажной и деревообрабатывающей промышленности СССР образовался художественный совет, которому вменялось рассмотрение и рекомендация к производству изделий из бумаги и картона. В состав совета входили ведущие специалисты, директора спичечных производств, главные художники. Именно здесь утверждались все новые спичечно-этикеточные изделия, многие из которых стали украшением филуменических коллекций: "Гербы союзных республик", "Московский Кремль", "Метро", "Всесоюзная сельскохозяйственная выставка", "Высотные здания", "Спартакиада народов СССР", "Русский балет", "Джаз", "Бородино", "Шахматы", "VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве" и многие другие.

За послевоенные годы на спичечных фабриках были выполнены десятки заказов по разработке и выпуску новых видов спичечной продукции. Например, бенгальские и беспламенные спички (пламя при горении почти незаметно), ветроустойчивые (не гаснут при ветре до 29 м/сек), кабинетные (длина спички до 9 см), каминные (длиной до 30 см), медицинские (обладают кровоостанавливающим эффектом), суперспички (для комплекто вания снаряжения спасательных отрядов и отрядов МЧС), спички для подводного горения, фотоспички, охотничьи спички, туристические спички, сесквисульфидные спички (зажигаются при трении о любую поверхность), спички для газовых плит, печей и каминов, спички многократного зажигания, спички "Робинзон" (ветровлагостойкие), спички длительного горения и др.

За долгий исторический путь спичка не только сохранила свой облик и предназначение, но и дала начало новой вспомогательной исторической дисциплине - филумении.

Человечество шагнуло в третье тысячелетие, забывая по пути прогресса многие свои достижения, но спичка до сих пор остается постоянным спутником человека.

ЦИФРЫ И ФАКТЫ

Вначале собиратели спичечных этикеток именовались лэйбелистами (от англ. label - ярлык, этикетка). Автором современного названия следует считать коллекционера М.С. Эванса, который предложил его в 1943 году. "Мне хотелось придумать для всех нас (собирателей этикеток. - Ред.) лучшее название. Я отыскал в словаре латинские слова "lucus" и "lumen" (свет), а также греческое "philos" (любовь). Из их соединения получилось "филуменист" и "филукист"…" Первое сочетание - филуменист, филумения - понравилось коллекционерам больше. Оно и стало привычным.

Первоначально филуменисты Москвы объединялись в секции при Московском городском обществе коллекционеров. В июле 1957 года секция отделилась, образовав московский клуб филуменистов "Сувенир", объединяющий коллекционеров Москвы и Подмосковья. Аналогичные клубы собирателей спичечных этикеток возникли во многих городах страны. Начиная с 2000 года клуб издает ежеквартальный журнал "Московский филуменист", поддерживает связи с филуменистическими организациями более 40 регионов России, Италии, Чехии, Польши, Германии, США и др.

За последние годы клуб издал каталоги выпускавшихся в стране этикеток, книги, рассказывающие об истории спичечной отрасли. Например, издан каталог этикеток времен Великой Отечественной войны, в который особой главой вошли этикетки блокадного Ленинграда. Создан каталог спичечных этикетов царской России, включающий более 1000 этикеток, выпускавшихся в период 1860-1917 гг.

***

В настоящее время выпуском спичек в России занимаются шесть фабрик.


Случайная статья


Другие статьи из рубрики «Коллекционеру - на заметку»