Портал функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

К. Ф. ФОН МЕКК И ДРУГИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ВОРОТИЛЫ

Крупнейшие предприниматели железнодорожного дела второй половины XIX века. Сверху вниз: Карл Федорович фон Мекк, Павел Григорьевич фон Дервиз, Иван Станиславович Блиох, Самуил Соломонович Поляков.

Одним из тех, кого трудности нового дела не смущали, был инженер путей сообщения Карл Федорович (Карл Оттон Георг) фон Мекк, лютеранин, немец по происхождению. Родился он в 1821 году в старинной дворянской семье. Его отец, военный, позже таможенный чиновник, умер от холеры, не дослужив до пенсии и оставив вдову с малыми детьми без средств. Молодой Мекк, закончив Петербургский институт путей сообщения, стал заниматься (но лишь в качестве чиновника) строительством и инспектированием стратегических дорог на западе России. Семья росла, зарплаты хронически не хватало, и по настоянию жены в 1860 году почти сорокалетний Карл Федорович перешел в недавно образованную частную фирму - Общество Саратовской железной дороги.

Инициатива создания общества принадлежала генерал-адъютанту С. А. Юрьевичу; в число учредителей вошли видные московские коммерсанты, а среди первых акционеров было несколько великих князей (включая цесаревича Николая Александровича). Главным секретарем правления общества, разместившегося в Москве, в Кривом переулке, в доме Мейера, стал Павел Григорьевич фон Дервиз - еще одна фигура, с которой стоит познакомиться поближе.

Обеспечим библиотеки России научными изданиями!

***

Дервизы - рязанские помещики из обрусевшей немецкой семьи со шведскими корнями. Приставка "фон" к фамилии появилась при Петре III, когда служившему в юстиц-коллегии Иоанну Адольфу Визе было пожаловано российское дворянство.

Павел Григорьевич родился в 1826 году в городе Лебедянь Тамбовской губернии. Закончив с золотой медалью привилегированное училище правоведения в Петербурге, служил в Сенате по департаменту герольдии. Участие в Обществе Саратовской железной дороги стало его дебютом на новом поприще. Общество, которому правительство выдало гарантии на капитал и ежегодный доход в 4,5%, обязалось за шесть лет проложить одноколейную дорогу от Москвы до Саратова. Строительство началось 11 июня 1860 года.

Основным подрядчиком правление выбрало известную фирму Дурова, а главным субподрядчиком стал К. Ф. фон Мекк, который на пару с инженером Садовским вел земляные работы, строил полотно и искусственные сооружения. Участок Москва-Коломна протяженностью 117 верст закончили очень быстро, всего за два года. Затем строительство остановилось из-за отсутствия средств. Обанкротившуюся компанию ликвидировали, а на ее месте возникло Общество Московско-Рязанской железной дороги с Дервизом в качестве председателя правления.

Оставив предпринимательство, Дервиз намеревался посвятить себя общественным делам. Этот выходец из обрусевшей немецкой семьи понимал основные проблемы России лучше большинства общественных и государственных деятелей. Дервиз надеялся пересадить на русскую почву протестантскую этику, воодушевив элиту идеей служения делу ради самого дела. С этой целью он хотел создать аналог английской системы воспитания джентльменов - "народные лицеи" со сроком обучения в течение трех лет после окончания гимназии. На учреждение их Дервиз собирался пожертвовать около полумиллиона рублей (свыше 11 миллионов современных долларов), но внезапная смерть разрушила эти планы.

***

Иван Станиславович Блиох, сын польского еврея, наживший на железнодорожных концессиях большие деньги, активно включился в общественную жизнь. Он трудился для комиссии по пересмотру законодательства о евреях, возглавляемой графом Паленом, организовал конференцию по всеобщему разоружению и издал множество трудов по экономике и финансам. Его литературная плодовитость могла бы вызвать изумление, если бы не уверения Сергея Юльевича Витте, что Блиох лишь составлял программы работ, а писали их его порученцы.

***

Другой известный концессионер, Петр Ионович Губонин, по характеристике Витте, "представлял собой толстопуза, простого русского мужика с большим здравым смыслом, но почти без всякого образования". Состояние Губонина оценивалось примерно в 20 миллионов рублей. Он много жертвовал на церковь, на бедных и на Красный Крест. За финансирование политехнической выставки в Москве и "во внимание к стремлению его своими трудами и достоянием содействовать общественной пользе" Губонину были пожалованы дворянство и чин тайного советника (чин 3-го класса по Табели о рангах соответствовал генерал-лейтенанту). Однако он продолжал ходить в картузе и сапогах бутылками, а генеральскую звезду надевал на длиннополый купеческий сюртук.

***

Самыми крупными делами заправляли сыновья оршанского первой гильдии купца Соломона Полякова. Самуил Поляков из мелкого винного откупщика и содержателя почтовых станций превратился в одного из крупнейших железнодорожных тузов. Его расходы на благотворительность составили фантастическую сумму 2-3 миллиона рублей. Так, Иван Бунин учился в Ельце в классической гимназии, построенной и содержавшейся на деньги Самуила Полякова. Брат Самуила, Лазарь, создал в конце XIX века целую финансово-промышленную империю, но из-за неаккуратного ведения дел и давления Министерства финансов потерял почти все активы. Его сыновья судились с правительством вплоть до революции 1917 года.

См. в номере на ту же тему

А. АЛЕКСЕЕВ - В поисках сермяжной правды. Герои "Анны Карениной" и их время.


Случайная статья


Другие статьи из рубрики «Подробности для любознательных»