Нимфы австралийских равнин

В. ТРЕТЬЯКОВ, биолог.

История моей кореллы

Корелла природной серой окраски.
Молодые кореллы легко приручаются, становятся очень доверчивыми и ласковыми.
Самец кореллы серой вариации.
Самка кореллы окраски 'лютино'.
Самец белой кореллы.

Профессор одного педагогического университета решил организовать на кафедре методики преподавания биологии уголок живой природы. По замыслу педагогов, студенты должны были сделать клетки и террариумы, принести мелкую живность, помогать ухаживать за питомцами. Предполагалось, что вдохновленные примером alma mater выпускники, став учителями биологии, создадут в своих школах точно такие же мини-зверинцы. Под зооуголок выделили маленькую комнатку, в которой разместили аквариумы и множество растений. Была здесь и просторная клетка размерами по ширине, длине и высоте 50 x 60 x 90 сантиметров.

- Посадим в нее кореллу, - сказал профессор. - Я попрошу знакомых, которые разводят попугаев, подарить университету молодого самца.

Прошло несколько месяцев, и в зооуголке появился очаровательный новосел - белый попугайчик с интенсивной желтизной почти по всему телу (особенно выраженной на голове, брюхе и хвосте), бледно-оранжевыми "щечками" и забавным хохолком. Он оказался слишком молодым (крылья и хвост отросли еще не полностью), ни на жердочке сидеть, ни зерно шелушить не мог. А потому безучастно расположился на дне клетки. Смена обстановки его явно напугала. Своими опасениями я поделился с новым владельцем кореллы. Но профессор не стал меня выслушивать, объяснив, что на самом деле птица уже научилась есть просо - так сказал ему знакомый, подаривший попугая... Между тем птенец копался в содержимом кормушки, большинство зерен выскальзывало у него из клювика, а те, что удавалось проглотить, попадали в желудок прямо в оболочке и потому выводились из кишечника непереваренными. Вынужденная голодовка продолжалась больше двух дней. Птенчик сильно ослаб, и мне пришлось на свой страх и риск взять беднягу домой, заменив ему родителей до тех пор, пока он не станет полностью самостоятельным.

Поначалу птенец боялся людей и отчаянно трепыхался при отлове. Кормить его приходилось насильно. Я осторожно прижимал птицу к столу ладонью левой руки, удерживая голову большим и указательным пальцами, и, слегка сдавливая клювик с боков, подносил кусочек хлеба, тщательно смоченный слюной и разжеванный. Птенцу поневоле приходилось пробовать это кушанье. Попугайчик глотал только хлеб, белый или с отрубями, игнорируя вареное яйцо и пшенную кашу. Через семь часов птенец перестал бояться рук. Будучи голодным, понимал: его берут из клетки для того, чтобы накормить. Вскоре отпала необходимость стимулировать у птицы глотательный рефлекс. Прижав хохолок к голове, попугай с аппетитом откусывал зажатый между моими пальцами влажный хлеб. Окончательно освоившись, он начал издавать за едой мелодичный щебет - тихое журчащее попискивание...

Через две недели птенец научился есть просо. Пришла пора возвращать воспитанника в живой уголок. Но попугайчик не пожелал расставаться с "приемным отцом": стоило мне запереть за собой дверь зооуголка, как птичка в панике заметалась по клетке, непрерывно крича... Успокоилась она только тогда, когда я вернулся и взял ее в руки. Стало ясно, что одиночество и новая обстановка подорвут птичье здоровье: нервничая, кореллы почти ничего не едят; эти попугаи очень чувствительны к стрессам. Оставалось одно: снова забрать "ребенка" домой, оставить у себя птицу, нуждающуюся в человеческом обществе. В ближайший выходной я поехал на Птичий рынок, где купил для зооуголка совершенно дикую молодую кореллу белой окраски. Попугай был заметно крупнее, со слабо развитым желтым оттенком оперения, с более крупными и яркими оранжевыми ушными пятнами. Но профессор не распознал подмену...

Так у меня дома поселился удивительно ручной и ласковый пернатый друг. Приемыш оказался "девочкой", а тот попугай, что остался в живом уголке, - "мальчиком". "Мальчик" первые дни был пугливым, но через несколько недель начал проявлять интерес к людям и вскоре стал ручным. К сожалению, никто не научил его "разговаривать".

Как отличить самца от самки

Среди всего многообразия попугаев корелла, или нимфа, - единственный вид, в облике которого сочетаются длинный хвост и подвижный хохолок на лбу. Взрослый самец очень красив. Его голова сверху, спереди и с боков ярко-желтого цвета, в области ушей имеется по большому округлому красновато-оранжевому пятну. Глаза темно-бурые с черным зрачком. Основная окраска туловища и крыльев - темно-серая. На крыле большое продолговатое белое "зеркальце". Маховые и рулевые перья снизу бархатно-черные. Рулевые перья хвоста и перышки, покрывающие их основания, сверху пепельно-серые. Лапы серые или серо-черные. Клюв серовато-черного, свинцового цвета, восковица (участок кожи вокруг ноздрей) хорошо выражена, но не оперена. Хохолок желтый, а кончики его перьев буровато-серые.

Взрослая самка отличается от самца более светлым грязновато-серым оперением и желтовато-серой окраской головы, причем ушные пятна чуть меньше и не такие яркие (оранжевый цвет покрыт желтовато-серым налетом, словно сединой). Кроме того, ее хвост шире. Снизу он желтый, с красивым узором из черных поперечных полосок. Каждое маховое перо имеет на внутреннем опахале по четыре-пять округлых желтых пятнышек (с внутренней стороны крыла видны ряды желтых "горошин"). Серое оперение спины, верхней стороны хвоста и нижней части живота покрыто множеством бледно-желтых поперечных штрихов.

Молодые самцы по своей расцветке почти не отличимы от самок.

Легче всего определить возраст и пол у корелл природной серой окраски. Клювы и конечности у взрослых птиц заметно темнее. У молодых гладкие, нежные чешуйки и кожа на лапах и более слабые когти. Перья на хохолке выпрямленные. У взрослых, напротив, кончик каждого перышка плавно загибается вперед. К тому же молодые более "худощавые", чем взрослые, хотя по размерам такие же.

В возрасте 4-6 месяцев на лбу, щеках и горле самца появляются первые желтые перышки. Начинается смена птенцового оперения на оперение половозрелой птицы. На крыльях, животе и хвосте постепенно исчезают перья с желтым рисунком, заменяясь на однотонные. Окраску взрослых птиц корелла приобретает к 10-12-му месяцу жизни.

Величиной корелла приблизительно с нашего дрозда-рябинника: длина тела 31-33 сантиметра, из них 16,5-17,5 сантиметра приходится на хвост, масса тела 110-120 граммов.

Откуда пошло название "нимфа"

Первое научное описание попугая-нимфы относится к 1788 году. Но подробное сообщение о жизни этих птиц в природе сделал в 1837 году орнитолог Джон Гульд, путешествовавший по Австралии.

Кореллу называют нимфой в честь древнегреческих богинь живительных и плодоносящих сил природы, вечно юных, очаровательных дочерей Зевса.

Австралийские пернатые нимфы избегают сплошных, сомкнутых лесов. Они поселяются на открытых травянистых пространствах среди разреженных эвкалиптовых рощ, высоких кустарников и отдельно стоящих деревьев, причем всегда вблизи от источника воды. Эти попугаи встречаются на большей части территории континента. Иногда залетают в Тасманию.

Кореллы - замечательные летуны. Во время перелетов в поисках воды и пищи они преодолевают большие расстояния и появляются в местностях, где их ранее никогда не видели. Питаются в основном семенами диких и культурных травянистых растений. При кормлении на земле очень осторожны.

Гнездятся нимфы в дуплах деревьев, иногда недалеко от жилья человека. Интересно, что их брачные игры начинаются после выпадения обильных дождей: в годы с затяжной засухой попугаи не размножаются.

В 1840 году корелл привезли в Европу, точнее - в Париж. Первые случаи успешного размножения в вольерах отмечены в 1846 и 1858 годах. В XX веке стараниями любителей корелла превратилась в настоящую домашнюю птицу. В нашей стране продажа корелл в зоомагазинах началась с 1960 года (до этого их можно было увидеть только в зоопарках). Сейчас в России корелла занимает второе место по популярности после волнистых попугайчиков - самых распространенных клеточных птиц.

Цветовые вариации

За последние десятилетия зарубежные любители вывели довольно много цветовых вариаций корелл. Некоторые из них разводятся и в нашей стране.

Белые нимфы бывают не только красноглазыми альбиносами, но и черноглазыми, с хорошо выраженной желтой окраской. Попугай, живущий у меня, имеет окраску "лютино": желтый с белыми "зеркальцами" на крыльях и темно-вишневыми глазами. От скрещивания обычной серой кореллы с белой черноглазой получены светло-серые. У коричных (корицевых) нимф организм не способен вырабатывать черный пигмент, поэтому оперение получается коричневым с желтым. В 1951 году в США была выведена пятнистая (пегая) нимфа обычной серой окраски с белыми пятнами неправильной формы, расположенными на голове и туловище. Красиво, когда пятна симметричны или когда у птицы белые только маховые перья. Встречаются и попугаи с желтой пятнистостью. Интересна вариация "арлекин": серые крылья, желтые голова и хохолок, остальное оперение - белое. В начале семидесятых годов была выведена перловая (жемчужная) корелла, считающаяся самой красивой. Ее оперение покрыто множеством белых округлых пятнышек различной величины, поскольку край каждого пера темный, а середина белая.

В декабре 2000 года я стал свидетелем появления на Птичьем рынке новой вариации: перловые кореллы без оранжевых ушных пятен и желтого пигмента. Продавались две молодые птицы, окрашенные в мышино-серый, светло-пепельный и серовато-белый цвета.

Громкоголосый компаньон

Неприхотливые и миролюбивые, умные и любопытные, кореллы идеально подходят для жизни в квартире. Содержать и кормить кореллу так же просто, как и волнистого попугайчика (см. "Наука и жизнь" № 4, 1999 г.). Позаботьтесь лишь о достаточно просторной клетке. Пожалуй, единственный недостаток этих пернатых - на редкость пронзительный голос. Однообразный звук "квиил", настойчиво повторяющийся буквально через каждую секунду, - признак волнения или испуга. Такой громкий и резкий визгливый свист часто издает дикая корелла, разлученная с собратьями (особенно если за окном пролетают птицы, силуэты которых она принимает за силуэты попугаев). Более тихий и спокойный возглас "крвиу", к сожалению, тоже резкий и монотонный. Моя ручная корелла просто исходит подобными выкриками, когда проголодается, засидится в клетке или соскучится по человеческому обществу.

Самцы и самки, выражая свои эмоции, кричат совершенно одинаково, но кореллам мужского пола свойственно еще и пение. Песенка у попугая довольно громкая и оригинальная, напоминает сложную мелодию автомобильной сигнализации. Молодой самец учится мастерству пения у взрослых. Попугай, изолированный от собратьев с раннего возраста, в домашних условиях вынужден имитировать телефонный звонок, свисток чайника и человеческую речь. Поющий (или "говорящий") самец прижимает хохолок к голове, оттопыривает крылья, кланяется и вышагивает плавной, пританцовывающей походкой. Человеческую речь корелла воспроизводит сильно искаженным голосом, чередуя отдельные слова и фразы с собственным щебетом и бормотанием. Этот "разговор" чем-то похож на детский лепет. Самцы могут подражать трелям комнатных певчих птиц и успешно обучаются насвистыванию простеньких мелодий.

Диких корелл следует содержать парами в больших клетках-садках, а еще лучше - в вольерах.

Каждому любителю попугаев хотелось бы стать владельцем ручной, а главное, способной к обучению птицы. Ручная корелла - само очарование. Она любит, когда ее берут в руки и гладят. Попугай никуда не улетает и не убегает от хозяина, ведет себя, как ласковая кошка: подставляет щечки и шею для почесывания, блаженно закрывает глаза и трется головой о палец. В нынешнем апреле самка отложила шесть неоплодотворенных яиц. Кстати сказать: попугай, воспитанный в изоляции от собратьев, настолько привыкает к человеку, что начинает сторониться птиц своего вида, как чужаков, и уже не может образовывать с ними брачные связи. Моя "девочка" боится не только других корелл, но и собственного отражения в зеркале.

Кореллы живут дольше волнистых попугайчиков. Среди нимф не редкость особи, прожившие двадцать лет и более.

Другие статьи из рубрики «О братьях наших меньших. Зооуголок на дому»