Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

АЭРОГРАФИКА В ИСКУССТВЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ РАСТЕНИЙ

Кандидат биологических наук А. КУКЛИНА.

Изначально аэрограф использовали в полиграфии в несложных работах, в которых требовалось быстро и качественно залить поверхность ровным слоем краски. Ботаническая иллюстрация, выполненная в аэрографической технике художником-графиком Ольгой Макрушенко, уникальна и представлена единичными работами.

Аэрограф - прибор для тонкого распыления краски сжатым воздухом при нанесении ее на бумагу, ткань. Принцип работы прибора был предложен еще Леонардо да Винчи. Но лишь в ХХ веке аэрограф нашел применение в полиграфии и рекламе.

Рисунки Ольги Макрушенко выполнены графической техникой с использованием цветной туши и аэрографа. В основе - эскизы, сделанные с натуры, чаще всего карандашом. Последовательно, шаг за шагом, бумага с эскизом многократно маскируется (покрывается) резиновым клеем и калькой либо специальной пленкой, предназначенной для работ с аэрографом. Это позволяет сохранить отдельные элементы рисунка до того времени, когда наступит черед распыления нужного цвета туши. Именно тушь легко дает требуемые цветовые сочетания. Желтая становится ярче при добавлении желтой акварели. Красную можно сразу наносить на бумагу. Черная разбавляется водой, и в нее добавляют немного бирюзовой. Чтобы получить бирюзовый цвет, смешивают равные части зеленой и синей. Тушь ложится ровным слоем на бумагу, если она распыляется аэрографом при помощи компрессора. На последнем этапе, после ретуширования, возникает не просто "образ" цветка, а детальный портрет конкретного растения.

Обеспечим библиотеки России научными изданиями!

Волшебный мир цветов Ольги Макрушенко получил признание ценителей ботанического рисунка России, Англии, Франции, Германии, Японии, США. Ее оригинальные работы хранятся в Лондоне в Музее естественной истории (Natural History Museum), в Библиотеке Британского королевского общества садоводов (Lindley Library of RHS), в Питтсбурге (США) в коллекции института Ханта ботанической документации (Hunt Institute of Botanical Documentation Melon University) , в Москве в фонде редкой книги и графики Государственного биологического музея им. К. А. Тимирязева, а также во многих частных коллекциях. Весной 2004 года прошла выставка ее работ в Глостере (Англия) в музее "Природа и искусство", а осенью 2004 года художница приняла участие в Международной выставке ботанического рисунка в Питтсбурге.

Стремительное развитие цифровой фотографии, современных компьютерных программ и высокий уровень увеличительной техники позволяют с точностью до микрона передать внешний вид и строение любых частей растений. Но вряд ли все-таки электронные технологии заменят пристальный взгляд и талантливую руку художника, открывающего нашему взору чудесный мир природы.

АЭРОГРАФ В РУКАХ ХУДОЖНИКА

Познакомимся с работой аэрографа поближе.

Начнем с того момента, когда уже решено, что нарисовать. С помощью карандашной копировальной бумаги уже готовый рисунок аккуратно переносят на лист отбеленной матовой фотобумаги или плотный мелованный хромэрзацкартон. Затем чистым бензином разводят до жидкого состояния резиновый клей и приклеивают кальку. Острым лезвием резачка почти без нажима на инструмент кальку прорезают так, чтобы вырезанный участок можно было легко удалить, при этом не повредив и не продавив даже самого верхнего слоя бумаги. Называется эта операция "маскирование". Прорезать кальку начинают с наиболее темных элементов рисунка. По "технологии" положено повторять эту операцию для каждого цвета отдельно.

С первых вырезанных участков кальку осторожно снимают и с помощью поролоновой губки, а затем мягкого ластика удаляют остатки клея; там, где они остались, тушь впоследствии осыпется, и на бумаге появятся пятна.

Очищенную поверхность "задувают" аэрографом. Эту операцию повторяют для каждого элемента рисунка. Готовый рисунок снова маскируют (резиновым клеем и калькой), и выполняют прозрачным серым тоном тень либо фон. После этого кальку снимают, удаляют клей и начинают ретушировать отдельные погрешности: непрокрашенные стыки соседних цветов, белые пятнышки от незамеченного клея, прикосновения пальцев.

Неокрашенные места ретушируют сухой кистью. Ореолы от капель воды подчищают скребком, а затем ретушируют, как обычное белое пятнышко.


Случайная статья


Другие статьи из рубрики «Мир увлечений»