Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

КТО СОЗДАВАЛ РИСУНКИ НА ПЛАТО НАСКА?

В материалах рубрики использованы статьи и сообщения следующих изданий: "Telepolis" (Англия), "Popular Science", "Scientific American" и "Technology Today" (США), "Зa m'interesse", "Science et Vie" и "Sciences et Avenir" (Франция), а также сообщения агентств и информация из Интернета.

Начиная с середины XVI века, после завоевания империи инков конкистадорами, среди пришельцев из Европы начали распространяться слухи о том, что на юге Перу, на пустынном плоскогорье, можно увидеть огромные рисунки, словно нацарапанные на иссохшей почве каким-то гигантом. Обезьяна со спирально скрученным хвостом, колибри длиной от клюва до хвоста в 400 шагов, огромный паук, прямые линии, геометрические фигуры… Но никто из рассказчиков не видел эти рисунки своими глазами: каждый ссылался на какого-то путешественника, а тот, если его удавалось найти дотошным монахам, составлявшим описание новых земель испанской короны, тоже сам ничего не видел, а ссылался на кого-то.

И только в прошлом веке, в 1939 году, американский археолог Пол Косок, пролетая в легком самолете над плато Наска, в 400 километрах к югу от Лимы, открыл для науки эти рисунки. Кто, когда и зачем сделал их? Что они собой представляют? Беговые дорожки для "олимпийских игр" доколумбовой эпохи, как предполагали одни? Каббалистические знаки шаманов, как говорили другие? Гигантский гороскоп, где обезьяна, паук, колибри, дельфин и другие животные соответствуют знакам европейского зодиака? Ориентиры для космических пришельцев, использовавших Наску в качестве космодрома, как предполагал небезызвестный Дэникен?

Более рациональное объяснение предложила Мария Райхе, немецкий историк, работавшая здесь с 1946 года до самой смерти, последовавшей в 1998 году. Сопоставив направление линий и положение основных точек рисунков с точками восхода и захода Солнца, Луны и других светил, Райхе предположила, что это древняя обсерватория. Отмечая прямыми линиями направление на восход и закат светил, жители этих мест когда-то создали календарь, по которому они могли определять дни праздников и сельскохозяйственных работ.

Правда, эта гипотеза объясняет назначение лишь прямых линий, но не изображений животных. Кроме того, проверка гипотезы на компьютере показала, что лишь 20% прямых линий действительно точно указывают на какие-то астрономически важные точки горизонта, и это вполне могут быть случайные совпадения.

Недавно итальянский археолог Джузеппе Орефичи раскопал в десятке километров от "разрисованной" пустыни гигантский некрополь, названный им по имени местной деревни Кахуачи. На площади в 24 квадратных километра здесь найдено 200-300 тысяч захоронений, а в них - мумифицированные черепа, музыкальные инструменты, а главное - керамика с рисунками, напоминающими рисунки на плоскогорье. Датирование изотопным и термолюминесцентным методами показало возраст найденных останков и изделий, они относятся к эпохе от V века до нашей эры до VI века новой эры. По мнению Орефичи, именно здесь тысячу лет жили авторы загадочных рисунков на плато.

В одной могиле найдена церемониальная риза возрастом более двух тысяч лет, видимо, использовавшаяся в каком-то ритуале. Вместо бахромы она окаймлена пятью с лишним сотнями фигурок (см. фото) участников некой религиозной церемонии. Некоторые вздымают руки к небу, другие играют на музыкальных инструментах или поют. Представители этой цивилизации и создали огромный храм под открытым небом - комплекс рисунков Наска.

По мнению Орефичи, три типа рисунков - спирали, животные и прямые линии или стрелы - относятся к трем разным эпохам развития этой цивилизации. "Около 500 года до н.э. индейцы рисовали спирали и первые фигуры птиц. Потом они перешли к более крупным рисункам, изображающим птиц, пауков, хищников, дельфинов и обезьян, - это пантеон их религии". Эти изображения относятся к золотому веку цивилизации Кахуачи, между III и IV веками н.э. Но в VI веке два природных бедствия - землетрясение и случившееся вслед за ним наводнение - разрушили город, в котором существовали постройки высотой до 20 метров. Восстановить его было невозможно, и население ушло отсюда. К этому периоду относятся последние рисунки - прямые линии. Потеряв веру в своих богов, не сумевших или не захотевших сохранить город, создатели рисунков Наска перестали рисовать священных животных и перешли к простым геометрическим формам, а затем растворились среди других южноамериканских племен.

Остается понять, каким образом делались эти рисунки, настолько огромные, что по-настоящему разглядеть их можно лишь с высоты в несколько сотен метров. Они процарапаны на выветрившемся грунте, под которым открывается нижний слой, более светлый, - это установили еще Косок и Райхе. Но как выдерживались очертания рисунка? По мнению итальянского археолога, рисунки выполнялись сначала в малом масштабе, например, на деревянной дощечке, а затем путем расчетов увеличивались. Он находит на некоторых изображениях следы ошибок, сделанных при таком увеличении.

Не все коллеги согласны с построениями Орефичи. Они подчеркивают, что среди рисунков на керамике, найденной в Кахуачи, нет трапеций и других абстрактных геометрических фигур, обильно представленных на плоскогорье.


Случайная статья


Другие статьи из рубрики «О чем пишут научно- популярные журналы мира»