Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

В КОСМОС НА ПРОГУЛКУ

А. ШАРОВ.

Калифорнийский мультимиллионер Деннис Тито, заплативший Росавиакосмосу двадцать миллионов долларов за то, чтобы его покатали по орбите на борту Международной космической станции, вернулся на Землю, проведя в космосе восемь суток и, по его собственным словам, "побывав в раю".

Тито войдет в историю как первый космический турист, но так ли это? Действительно ли никто до него не летал в космос исключительно ради собственного удовольствия?

Оказывается, летали! Как пишет американская газета "Цинциннати пост", на самом деле почетное право именоваться первым космическим туристом принадлежит вовсе не Тито, а тоже американцу сенатору-республиканцу от штата Юта Джейку Гарну, которому в 1985 году захотелось полетать на космическом челноке. А поскольку Гарн был председателем сенатской комиссии, которая определяла бюджет НАСА, космическое агентство США с готовностью пошло навстречу пожеланию чиновника. И, разумеется, совершенно для него бесплатно.

В следующем, 1986 году демократ Билл Нельсон, конгрессмен от штата Флорида и председатель подкомиссии палаты представителей по бюджету НАСА, тоже возжелал податься в астронавты, и агентство охотно прокатило его высоко над Землей.

Наконец, в 1998 году после трех лет отчаянного лоббирования в космос вернулся сенатор от Огайо астронавт Джон Гленн. Он тоже совершил увеселительный полет на борту космического челнока. Секрет прост: мнение Гленна тогда считалось едва ли не главенствующим при определении бюджета НАСА, поэтому агентство, проявив недюжинную изворотливость, объяснило налогоплательщикам, что Гленн летит в космос, поскольку необходимо узнать, как условия полета влияют на организм пожилого человека. Во время второго космического путешествия Гленну было 77 лет, а свой первый полет и первый для США полет в космос он совершил в 1962 году.

Понятно, что законодателю не так-то просто найти себе занятие по специальности на борту космического корабля или орбитальной станции, поэтому единственным основанием для полетов Гарна, Нельсона и Гленна могло стать их жгучее желание побывать на орбите. Чем не космические туристы? Единственная разница между ними и Д. Тито заключается в том, что последний заплатил за удовольствие из собственного кармана, а не из карманов налогопла тельщиков.

Другие статьи из рубрики «Коллекция сведений не слишком известных»