Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

ВОЗВРАЩЕНИЕ ИЗ НЕБЫТИЯ

Доктор медицинских наук Н. НИКОЛАЕНКО.

Коллекция рисунков молодой петербургской художницы Татьяны Лебель поражает. Это рисунки человека, пережившего смерть и чудом вернувшегося к жизни и творчеству. Последствия происшедшей с Таней трагедии представляют собой с научной точки зрения явление уникальное.

Таня Лебель родилась в августе 1970 года в Ленинграде. В шестилетнем возрасте стала заниматься рисованием в изостудии Государственного Эрмитажа. Уже в тот, "детский", период ее рисунки отличались оригинальностью образов, проработанностью деталей. Затем Таня продолжила образование в Детской художественной школе и в Художественном училище имени В. Серова. Занималась в конно-спортивной школе, серьезно увлекалась фотографией.

В июле 1994 года случилась трагедия: Таню прямо на тротуаре сбил грузовик...

Ей было 23 года... Она перенесла ушиб головного мозга тяжелой степени с кровоизлиянием, повреждением левой лобно-височной области и последующим отеком. Послеоперационный период протекал крайне тяжело, в течение трех месяцев Таня находилась в коме. Когда же девушка наконец открыла глаза, она ничего не понимала, никого не узнавала, даже мать. Подходить к Тане было просто опасно: она кусалась, царапалась, как зверек в клетке. Долгое время она совсем не говорила, у нее была нарушена словесная память.

Но спустя 10 месяцев после травмы Таня взяла в руки карандаш и, еще находясь в помраченном сознании, неловкими движениями рук начала создавать грубые, иногда страшные, но всегда выразительные образы людей и животных. Эти рисунки похожи на самые первые наброски детей, когда они, едва научившись твердо держать в руке карандаш, изображают человека в виде огромной головы с прикрепленными к ней малюсенькими ногами. Однако в отличие от детских рисунков Танины наброски отличает лаконичное контурное изображение человека, часто выполненное одной непрерывной пластичной линией. Поразительно, что при полностью нарушенной речи и памяти на слова рука художницы "помнила" прежние профессиональные навыки.

Изображения людей и животных даются Таней в профиль или в сложных ракурсах, так что ощущаются их объемность и материальность. Поэтому можно предположить, что именно правое полушарие (в условиях посттравматического угнетения словесно-логического левого) отвечает за отображение геометрии окружающего мира, создавая эмоциональную картину пространства. Для работы правого полушария характерен и синтез разных проекций в целостном изображении, что говорит о способности правой части мозга воспринимать предмет с разных точек зрения. Поэтому фигуры людей и животных выполнены анатомически правильно, пластично. Разные части тела сочленены достаточно точно. Даже если конечности вывернуты необычным образом, то они повернуты в суставах. Подобные "невозможные" ракурсы тела встречаются в рисунках Пикассо, Матисса, Леже. Изображение характерных деталей анатомии животных (холки, прогиба спины, выступа таза) придают рисункам Тани весьма реалистический вид.

Вместе с тем в изображениях человека присутствует одна особенность: размеры стоп и кистей преувеличены. То же самое в рисунках животных: голова, копыта и хвосты лошадей подчас больше размеров их тел, отчего они делаются похожими на резвящихся жеребят.

Подобные особенности изображения человека и животных встречаются, как правило, в рисунках детей 5-6-летнего возраста. Заметим, что и на заре человеческой культуры - в каменном веке - в изображениях животных выделялись отдельные необычно большие части тела, что придавало образу убедительность. И позже - в неолите - часто возникают изображения таких гомункулусов с несоразмерно большими кистями и стопами. Это как раз те части тела человека, которые во внутренней "карте" мозга занимают значительно больший удельный вес, чем, скажем, вся рука или тело человека в целом. Есть основания полагать, что создание такой внутренней карты телесного пространства связано с деятельностью (а в данном случае - с более ранним восстановлением деятельности) правого полушария.

На раннем этапе восстановления после травмы Таня изображала мифологических персонажей (чертей) и зверей, похожих на грифонов, гиппокампов и сфинксов. Откуда в воображении человека возникают эти фантастические существа, знакомые нам из истории искусства?

По-видимому, деятельность правого полушария головного мозга порождает в сознании мифологические образы. Ведь именно оно "отвечает" за творческое, не скованное никакими догмами мышление. Это мышление дологическое, оно оперирует фантазиями, свободно комбинирует образы и части разных образов в новое целое. Благодаря такому мышлению сознание порождает людей-зверей.

Вероятно, в тот период, когда словесно-логические функции левого полушария у Тани были угнетены, включилось относительно быстрое восстановление зрительно -пространственного восприятия правым полушарием. Такое восприятие - важный вид бессловесного общения, а подчас и эквивалент словесного общения, приносящее успокоение, чувство высказанности. Поэтому неудивительно, что (правда, очень медленно) начал возрождаться человеческий облик Тани: на ее лице появилась улыбка, агрессия по отношению к окружающим постепенно сменилась доброжелательностью. Девушка стала возвращаться в мир эмоций, в человеческую среду.

Первые после травмы рисунки Тани представляют собой изображения разрозненных фигур, обращенных лицами в разные стороны и отчаянно жестикулирующих. Смысловая связь между отдельными фигурами отсутствует. Не организовано и зрительное поле: фигуры "парят" в воздухе одна над другой. Они как будто произносят ни к кому не адресованные экспрессивные монологи. По мере восстановления функций мозга люди на рисунках образуют группы, в которых каждый человек продолжает жестикулировать. Это напоминает сцены из театра абсурда, где позы актеров выразительны сами по себе и в то же время все действующие лица обособлены и независимы друг от друга.

Постепенно, по мере восстановления речи (то есть по мере восстановления функций левого словесно-логического полушария), характер Таниных рисунков меняется. В них возникают и начинают доминировать элементы орнаментальной композиции, характеризующиеся ритмом и симметрией. Так, в изображении ветвей растений листья, принадлежащие одной ветви, нарисованы строго одинаковой формы и точно по обе стороны прутика. В дальнейшем растительные композиции все больше усложняются, образуя самостоятельные декоративные сюжеты. Декоративные композиции и растительный орнамент все больше вытесняют отдельные изображения людей и животных.

Рисуя фломастером, Таня начинает скрупулезно и тщательно покрывать всю поверхность листа мелкими раскрашенными деталями. Возникает что-то похожее на связный сюжет, в рисунках появляются изображения отдельных домов и даже улиц. Намечается построение рисунка-рассказа, правда, иногда избыточно детализированного .

Для данного этапа восстановления мозга характерно стремление к изображению объективной геометрии пространства с применением чертежных приемов. Поэтому дома, расположенные на одной линии, Таня рисует как в ортогональной проекции, так и в виде развертки (когда в одном изображении объекта совмещаются три разные его стороны).

В период восстановления речевых функций левого полушария новым этапом освоения пространства листа и композиционным приемом для художницы стало фризовое (построчное) изображение пространства. Сюжет таких рисунков выстроен по горизонтальным линиям, наподобие строчек в книге. Такой прием встречается в рисунках ребенка. Он же широко представлен в изображениях на древнеегипетских и шумерских памятниках. Фризовые рисунки типичны также для современных архаических обществ (народы Севера, некоторые народы Африки и т. п.), поскольку обычно очень информативны.

Постепенно из рисунков Тани исчез гомункулус. Изображения людей приобрели пропорции, близкие к нормальным. Рисунок теперь окантовывается нарисованной рамкой, ограничивающей поле изображения. По-видимому, художница уже осознанно создает пространство для задуманного сюжета. Появляется так называемая опорная линия - боковая проекция поверхности Земли. По существу, это - ортогональная проекция, условно-чертежный прием изображения объективной геометрии пространства. С появлением опорной линии происходит разделение пространства по вертикали листа - верх-низ.

По нашим данным, изображение объективной геометрии пространства относится к сфере функций левого полушария. Применение чертежных приемов (ортогональные проекции, развертки) означает стремление рисующего не столько к выразительному изображению предмета, сколько к передаче информации о предмете. "Левополушарное" сознание накладывает логические схемы на многообразные формы внешнего мира, сводя их к ограниченному числу категорий и понятий. Орнамент, ритм, декоративность, подчеркну тая статичность, стремление к единой фиксированной точке вытесняют хаотичное расположение выразительных фигур. Левое полушарие вводит линейную упорядоченность, логическую связность и последовательность, формируя рисунок-рассказ.

Так, восстановление речи (и соответственно функций левого полушария) сопровождается и тем, что в рисунках Тани все чаще отображаются сюжеты и иллюстрации какой-либо идеи. При этом, как правило, в картину внедряются знаки письменной речи, дополняющие и даже иногда вытесняющие изображение. Позже всего в Таниных рисунках появляются семейные портреты и автопортреты. На портрете с мамой взгляды изображаемых персонажей обращены друг на друга. Это указывает на их внутреннюю связь, создает ощущение диалога.

Уникальность восстановления сознания и творческой деятельности Тани Лебель связана с тем, что после тяжелой травмы мозга (с длительной комой) вначале появилась активность правого полушария. Зрительная память и образное мышление правого полушария дали Тане возможность рисовать. При этом вскрылся целый пласт удивительно фантастических (и в то же время выполненных в сложных ракурсах, с правильными анатомическими сочленениями) фигур человека, животных, человеко-зверей. В обычном здоровом состоянии этот слой подсознания был завуалирован логическим мышлением. Так безмолвно, языком рисунка Таня интуитивно осознавала себя, свое телесное пространство. В рисунке выражались эмоции, происходило эмоциональное реагирование на свое положение в этом еще чужом мире. Творческое мифологическое мышление со временем активировало и речевые функции левого полушария.

С восстановлением речи произошло вытеснение фантастических представлений, мифологических образов, связанных с активностью правого полушария.

Несомненно, напряженная целенаправленная работа над образами в процессе рисования ускорила (и, может быть, определила) восстановление сознания Тани. Не было бы упорной работы мифологического мышления, образной памяти, возможно, и не было бы и возвращения Тани к жизни в человеческом обществе.

Прошло семь лет после травмы. Таня уже неплохо говорит, может прочесть короткий текст, учится владеть ногами, стоять. К сожалению, не все ей понятно в обращенной к ней речи. Она не может долго заниматься любимым рисованием: болят глаза, а правый почти ничего не видит. И все же Таня смеется, радуется. Она вернулась к жизни, она - Человек.

Автор искренне благодарен Майе Николаевне Лебель за помощь и предоставление рисунков дочери. Он также признателен руководителю детской изостудии Государственного Эрмитажа кандидату искусствоведения Борису Кравчунасу за плодотворное обсуждение работ Татьяны Лебель.


Случайная статья


Другие статьи из рубрики «Природа человека»

Детальное описание иллюстрации

В 1994 году художница перенесла тяжелую травму головного мозга, сделавшую ее инвалидом. Но уже через 10 месяцев после трагедии Таня взяла в руки карандаш, чтобы запечатлеть на бумаге страшные и уродливые образы, напоминающие иногда рисунки маленьких детей, иногда человекоподобных существ и людей-зверей, изображенных рукой древнего человека, а иногда картины художников-кубистов. Один из первых рисунков Тани после перенесенной ею травмы. Люди и животные изображены на нем с преувеличенными конечностями, как на рисунках детей или древних художников.
Древние люди и маленькие дети изображают людей и животных с преувеличенными кистями и стопами, поскольку участки мозга, анализирующие ощущения именно от этих частей тела, занимают гораздо большую площадь, чем другие. В неолите древние художники изображали человека в виде гомункулуса - человекоподобного существа с несоразмерно большими кистями и стопами. Выбитые на скалах гомункулусы периода неолита (Карелия).