Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

БЮРО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ. ИЮЛЬ 2006 №7

КАК КНОПКУ В ДОСКУ

Забивать сваи для фундаментов механическими молотами или с помощью виброустановок в окружении уже существующих построек не всегда возможно: создается опасность повреждения зданий, расположенных по соседству.

Специалисты из Санкт-Петербурга создали на базе самоходного крана РДК-250 мобильные установки СВУ для вдавливания свай. Машина сама берет сваю из штабеля, подвозит к месту установки и плавно вдавливает на заданную глубину. СВУ также способна при необходимости устанавливать сваи с отклонением от вертикали до 20 градусов и вплотную к существующим стенам.

Обеспечим библиотеки России научными изданиями!

Применение установок при новом строительстве в условиях исторической застройки Москвы показало их высокие функциональные возможности и эффективность.

БЕЗ ШУМА И ПЫЛИ

Каждый стык вентиляционного воздуховода - это место потенциальных утечек воздуха, которые приходится компенсировать за счет увеличения мощности вентиляторов. Кроме того, выходя через щели, воздух создает шум; быстрее засоряются фильтры. Традиционно вентиляционные воздуховоды соединяют фланцами, между которыми ставят прокладки. Эти соединения не всегда герметичны, а при больших диаметрах труб операция сборки очень трудоемка.

Российским специалистам удалось создать уплотнения воздуховодов, с помощью которых достигнута степень герметизации стыков, удовлетворяющая самым строгим европейским стандартам. В заводских условиях на конце отрезка трубы с внешней стороны напрессовывают кольцо из эластичного каучука. Основной трудностью здесь было избежать деформации трубы - из-за тонких стенок трубопроводы имеют малую жесткость. Внутренняя стенка трубы остается "голой". При сборке достаточно вставить один элемент воздуховода в другой. Такая конструкция удешевляет сборку и позволяет обходиться без дополнительных герметиков, работать с которыми, особенно на холоде, трудно.

ПАЛЕЦ ВМЕСТО ПУЛЬТА УПРАВЛЕНИЯ

Охранные системы на основе идентификации отпечатков пальцев используют в кодовых замках, применяют для защиты информации на переносных компьютерах. Таким способом можно защитить и автомобиль. Для этого разработан биометрический иммобилайзер "Вуду".

Главная деталь противоугонного устройства - емкостный сканер (фото 1). Его за считанные минуты можно установить на приборной панели (фото 2). Владелец прикладывает палец к поверхности сканера, и данные записываются в электронную память. Всего в памяти могут храниться отпечатки пальцев четырех человек, которые допущены к управлению автомобилем.

Теперь, сев за руль, достаточно прикоснуться тем же пальцем к сканеру - и можно запускать двигатель. Если сканера коснется "чужой" или не коснется никто, то работа двигателя будет заблокирована и включится сигнализация.

Предусмотрен и режим защиты автомобиля при попытке захватить его силой. Каждый раз после открывания водительской двери иммобилайзер ждет 15 секунд, не останавливая двигатель. Затем система звуковым сигналом оповещает водителя о необходимости повторно коснуться пальцем датчика. Не обнаружив зарегистрированного пользователя, устройство останавливает двигатель и включает сигнализацию.

ЭЛЕКТРОННАЯ СТЕНОГРАФИСТКА

При проведении заседаний и конференций зачастую необходимо как можно более оперативно получить стенограммы выступлений. К сожалению, пока нет надежных средств распознавания речи, но перевести выступление на бумагу можно практически в режиме реального времени, используя компьютеризированные системы документирования устной речи. Одна из них, разработанная в Центре речевых технологий и названная "Нестор", демонстрировалась на выставке "Связьэкспокомм-2006" в Экспоцентре на Красной Пресне.

Фонограмма выступления автоматически "разрезается" компьютером на фрагменты так, что последние фразы на одном фрагменте и первые на следующем совпадают. После этого фрагменты аудиозаписи автоматически направляются нескольким машинисткам, и те их расшифровывают, как обычную магнитофонную запись.

Расшифрованные куски текста поступают на "главный" компьютер, который выстраивает их в том же порядке, что и фрагменты фонограммы, убирает повторы, и уже через считанные минуты после окончания выступления документ готов.

МЕХАНИЧЕСКИЙ ЛЕВША

Весной этого года на выставке высоких технологий в московском Экспоцентре строители авиационных двигателей демонстрировали колесо турбины, изготовленное из целой заготовки. Правда, сделано моноколесо на импортном оборудовании. Однако это оказалось по силам и нашим станкостроителям. Там же, на Красной Пресне, на выставке "Металлообработка-2006" можно было познакомиться со станком с ЧПУ модели 500V/5 (фото 1), который создан на Стерлитамакском станкостроительном заводе. Новый станок в автоматическом режиме способен изготавливать не менее сложные детали, в том числе и колеса турбин (фото 2).

Рабочий стол станка двигается в продольном и поперечном направлениях по горизонтали, вращается вокруг оси и поворачивается относительно горизонта, а в вертикальном направлении перемещается шпиндель с инструментом. Погрешность поступательных перемещений не превышает ±0,01 мм, а при угловых перемещениях она составляет не более ±0,002 градуса.

Систему управления можно запрограммировать с пульта станка или с компьютера через локальную сеть. Станок считывает и программы, записанные на лазерных дисках.


Случайная статья


Другие статьи из рубрики «БНТИ (Бюро научно - технической информации)»