ПРЕДУСМОТРЕТЬ ДАЛЬНЕЙШЕЕ ОСВОЕНИЕ МОРСКИХ НЕФТЕНОСНЫХ ПЛОЩАДЕЙ.
Из Директив XXIII съезда КПСС.
- Как вы относитесь к прогнозам о том, что Советский Союз к 1980 году будет импортером сырой нефти?
- Полнейший абсурд! Невероятно! Это большая ошибка, и вы глубоко заблуждаетесь. Не то, что ввозить, мы будет торговать нефтью!
Так ответил американскому журналисту министр нефтяной промышленности СССР В. Д. Шашин во время своего краткого интервью, которое состоялось в Гринвиче (штат Коннектикут) в середине августа 1970 года, по окончании поездки возглавляемой им группы советских специалистов по основным нефтедобывающим районам США.
Вопрос американца не случаен. В наш век, когда негативные прогнозы в отношении Советского Союза в такой моде на Западе, кое-кому трудно удержаться от искушения принять желаемое за действительное.
За ответом министра - реальные плоды вдохновенного труда советских геологов, и буровиков, открывших такие резервы нефти и газа, откуда их можно черпать столько, сколько потребуется, и для своих нужд, и на экспорт.
За последние пять лет добыча нефти в нашей стране возрастала ежегодно в среднем на 22 миллиона тонн. Это означает, что достигнут самый высокий в мире абсолютный прирост добычи этого ценнейшего сырья, и топлива.
В завершающем году восьмой пятилетки извлечено из недр более 350 миллионов тонн нефти. В ближайшие пять лет добыча нефти будет неуклонно возрастать и благодаря этому народное хозяйство нашей страны получит не одну сотню миллионов тонн черного золота. В 1975 году 100 - 120 миллионов тонн нефти будет добыто в результате эксплуатации гигантских месторождений Западной Сибири.
Возможности дальнейшего повышения добычи нефти не ограничиваются теми ресурсами, которые открыты, и еще будут найдены в недрах материковой части территории Советского Союза. По мнению геологов, наша страна располагает большими запасами нефти и газа в районах континентального шельфа (так называется прибрежная часть Мирового океана с глубинами от нуля до 200 метров, окаймляющая материки, и ограниченная материковым склоном), широкой полосой протянувшегося вдоль морских границ нашей страны.
В перспективных районах Ледовитого океана, Балтийского, Черного, и Охотского морей проводятся геофизические исследования, которые обычно предшествуют разведочному бурению.
Тем временем на Каспийском море накапливается опыт разработки подводных нефтяных, и газовых месторождений. Этот опыт необходим для генерального наступления на большую морскую нефть континентального шельфа.
На Каспии, как на гигантском полигоне, вот уже в течение более 50 лет поэтапно отрабатываются основные методы поиска, и добычи нефти, и газа, хранящихся в глубоких тайниках морских недр. Здесь решительный вызов морской стихии был брошен еще на заре века. Чтобы добраться до первой большой нефти, находящейся под дном моря, засыпали Биби-Эйбатскую бухту. Это был титанический труд многих тысяч людей. У моря отвоевали несколько десятков гектаров площади. 1925 год. В районе Бухты Ильича со свайного основания островного типа пробурили первую морскую скважину. Вслед за этим в акваториях вокруг Апшерона и в районе Бакинского архипелага одно открытие следовало за другим месторождения Остров Артем, Гюргяны-море, Нефтяные Камни, Банка Дарвина, Остров Жилой, Сангачалы-море, Бахар.
Рукотворные дамбы, эстакады, и острова изменили географию Каспия. Почти в самом центре знаменитого Апшеронского порога (так геологи называют подводную гряду, разделяющую море на две части), в открытом море построен единственный в мире город на стальных сваях - Нефтяные Камни. После сооружения земляных дамб, соединяющих острова Артем и Песчаный с материком, они утратили свою изначальную географическую суть. Масштабы сделанного грандиозны. Если выстроить в одну линию эстакады, то они вытянулись бы на несколько сот километров. Площадь всех гидротехнических сооружений, возведенных нефтяниками на море, уже превышает 2 миллиона квадратных метров. Но то, что уже сделано, и делается в настоящее время, всего лишь скромное начало. Основные нефтяные и газовые кладовые каспийских недр еще не вскрыты. Со стальных островов, и эстакад разрабатываются в основном такие месторождения нефти и газа, которые расположены в акваториях с глубинами моря до 30 метров. При больших глубинах моря требования к стационарным гидротехническим сооружениям возрастают. В еще большей степени увеличивается их стоимость.
Наши исследовательские институты, и конструкторские бюро работают над созданием новых технических средств для бурения скважин в глубоководных районах моря. К числу таких средств относятся плавучие и передвижные буровые установки, к изготовлению которых уже приступили. Вместе с тем наши нефтяники стремятся использовать все положительное из опыта бурения морских скважин за рубежом. По заказу советских специалистов голландская фирма («ИХС Холланд») изготовила самоподнимающуюся буровую установку «Хазар» (древнее название Каспийского моря). Сборку, и достройку его произвели на отечественном судостроительном заводе.
«Хазар» используется в водах Каспия вот уже более двух лет. Корпус его представляет собой понтон, тело которого пронизано четырьмя опорными колоннами. Каждая из них размещена в сквозном проеме корпуса и может свободно перемещаться в вертикальном направлении. Во время буксировки понтона опорные колонны приподняты вверх. На стоянке, где должна буриться очередная скважина, колонны опускают вниз, через всю толщу воды, и с огромным усилием задавливают в донные осадки, вплоть до твердого грунта. С этого момента колонны используются, как опоры и направляющие, по которым понтон поднимается на необходимую высоту над уровнем моря. В таком положении он, и остается на все время стоянки в заданном месте. Расстояние между днищем понтона и уровнем моря обычно составляет 10 - 15 метров. При таком «просвете» волны не могут достать до днища даже в сильный шторм.
На палубе, и в трюме понтона размещены сотни разнообразных машин и механизмов. Чего тут только нет! Полный комплект судового оборудования, электрические генераторы, и десятки моторов, гигантские гидравлические механизмы, система пневмотранспорта, бытовые приборы, кондиционеры и, конечно же, машины для бурения подводных скважин.
После завершения всех работ по бурению, испытанию и пуску скважины в эксплуатацию мощные автоматические домкраты бережно опускают понтон вниз, на воду. Как только он вновь перевоплощается в плавсредство, эти же домкраты извлекают из грунта многотонные опорные колонны, и перемещают их вверх, в транспортное положение. Буксиры переводят плавучую буровую установку на новое место, где начинается очередной цикл ее работы.
Технические характеристики оборудования «Хазара» позволяют бурить шестикилометровые скважины в районах с глубиной моря до 50 метров (при высоте волн до 15 метров и скорости ветра до 160 километров в час). Благодаря использованию этой установки площади перспективных акваторий Каспия, доступных для глубокого бурения, увеличились на несколько тысяч квадратных километров. За два года пробурено более десятка тысяч метров скважин с более высокими скоростями проходки, чем на обычных буровых. При прочих равных условиях бурение скважины с борта установки «Хазар» обходится дешевле, в основном за счет того, что отпадает необходимость в строительстве индивидуального стального основания, которое продолжается около года (стоимость такого основания при глубине моря 30 метров составляет несколько сот тысяч рублей). Что касается «Хазара», то его перемещение с места на место занимает менее суток. Все это наряду с хорошими бытовыми условиями, созданными для нефтяников на борту понтона (комфортабельные каюты, система кондиционирования воздуха, общественное питание, медицинское обслуживание), позволило резко повысить производительность труда при проходке разведочных скважин.

