№12 декабрь 2025

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

ПРОТИВОЛОДОЧНАЯ ОБОРОНА

А. СОРОКИН, ВИЦЕ-АДМИРАЛ, В. КРАСНОВ, КАПИТАН I РАНГА

Бело-голубой флаг противолодочного крейсера "Москва" развевался на многих параллелях и меридианах. И всегда этот корабль вызывал восхищение друзей, и затаенную ненависть врагов социализма.
Корабль - охотник за подводными лодками (истребитель), вооруженный гидролокатором и глубинными бомбами, стал главным врагом подводных лодок в период второй мировой войны, заставляя их отступать, и спасаться, хитрить и увертываться там, где они раньше благ
Малый противолодочный корабль - быстроходное судно, имеющее средства обнаружения, и уничтожения подводных лодок. Этот корабль надежно защищает от удара с глубины транспортные суда, порты, береговые объекты.
Большой противолодочный корабль - гроза атомных подводных лодок. В просторах океанов, на любых глубинах подводная лодка не укроется от него. На корабле имеется вертолет, снабженный аппаратурой обнаружения подводных лодок.
Отечественный самолет противолодочной авиации, взлетающий с воды и суши, может в короткое время обследовать обширные морские пространства, разыскать, и уничтожить подводного врага.
Отечественный самолет противолодочной авиации, взлетающий с воды и суши, может в короткое время обследовать обширные морские пространства, разыскать, и уничтожить подводного врага.

В нашем журнале (№ 5 за 1970 год) был опубликован очерк Героя Советского Союза вице-адмирала А. Сорокина «Подводная атомная». В нем рассказывалось о современных атомных подводных лодках, их исключительно высоких боевых качествах, о взглядах на боевое использование подводных сил. Авторы предлагаемой статьи знакомят читателя с противниками подводных лодок - силами и средствами противолодочной обороны (ПЛО), которые могут быть противопоставлены атомным подводным лодкам, - угрозе с глубины.

     Герой Советского Союза вице-адмирал А. СОРОКИН, капитан I ранга В. KDACHOB.

     НЕМНОГО ИСТОРИИ

     Шла первая мировая война. Три английских броненосных крейсера, «Хог», «Абукир», и «Кресси», 22 сентября 1914 года несли дозорную службу в южной части Северного моря. Имея сильную артиллерию и крепкую броневую защиту, они с успехом могли вступить в бой с любым крупным кораблем противника. Но морской горизонт был чист. Казалось, ничто не угрожает безопасности английской эскадры. И вдруг неожиданно у борта «Абукира» раздался оглушительный взрыв. Судно осело на корму, перевернулось, и затонуло. На поверхности воды плавали уцелевшие люди.

     К месту катастрофы на помощь спешил крейсер «Хог». Командир крейсера приказал остановить машины и спустить шлюпки. В это время с корабля заметили перископ подводной лодки. Только теперь командир понял, какую непоправимую ошибку он совершил, застопорив машины. Но было уже поздно. Раздались два новых взрыва. Корма «Хога» поднялась кверху, корабль разломился пополам, и вслед за «Абукиром» пошел ко дну. Такая же судьба постигла «Кресси»

     Погибло 1 135 английских матросов и офицеров. И все это сделали торпеды подводной лодки водоизмещением 500 тонн с экипажем 28 человек. Весть о гибели английских кораблей, и сенсационном успехе немецкой субмарины «U-9» разнеслась по всему миру. Стало ясно, что на море появился новый класс боевых кораблей, с которым следует считаться.

     В первую мировую войну подводные лодки потопили 6 тысяч торговых судов и 200 боевых кораблей общим водоизмещением более тринадцати миллионов тонн. Но досталось, и подводникам. Количество уничтоженных лодок росло с каждым годом войны в геометрической прогрессии. Если в первые два года среднемесячная «норма» гибели лодок не превышала одной-двух, то в 1918 году уже уничтожалось семь-восемь лодок в месяц. И в этом заслуга появившихся, и получивших бурное развитие сил, и средств противолодочной обороны (ПЛО).

     На борьбу с немецкими лодками союзники бросили сотни миноносцев и тысячи вспомогательных судов, самолеты, и дирижабли, придумали суда-ловушки. На морских театрах военных действий выставили десятки тысяч противолодочных мин. Для обнаружения лодок были изобретены гидроакустические приборы, а для уничтожения - глубинные бомбы. Торговые суда ощетинились пушками. На английских пароходах было установлено 13 тысяч орудий малого и среднего калибра. 65 тысяч военных моряков было направлено на торговый флот.

     На флоте появился новый тип корабля - охотник за подводными лодками (истребитель), вооруженный артиллерией, и глубинными бомбами. На переходе морем торговые суда стали охраняться боевыми кораблями, следовать в составе конвоев. Принятые меры ПЛО позволили союзникам в период первой мировой войны отправить на дно 185 германских подводных лодок.

     МОРСКИЕ БИТВЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

     Вторая мировая война продолжила смертельную схватку противолодочной обороны с подводной лодкой. Лодки погружались все глубже и глубже. В 1914 году предельная глубина погружения едва достигала 30 метров, к 1918 году она возросла до 80 метров, а во время второй мировой войны подводные лодки плавали уже на глубинах 200 - 250 метров. Изменилась, и их тактика. От свободной охоты и одиночного крейсерства лодки переходят к групповым действиям. Немецкие лодки нападали на торговые суда «волчьими стаями». До десятка, и более лодок одновременно вгрызались в конвой охранения, разрывая его на части.

     Конструкторы-кораблестроители подарили подводникам ряд важных изобретений. Одно из них шнорхель - убирающаяся вертикальная шахта для забора воздуха дизелями и выброса отработанных газов. Пользуясь шнорхелем (в советском флоте это устройство называется РДП - «работа дизеля под водой»), лодка могла двигаться в подводном положении под дизелями, заряжать аккумуляторную батарею. При этом на поверхности воды находилась лишь едва заметная головка шнорхеля.

     Создана акустическая торпеда. Выпущенная с лодки, она неотвратимо мчалась на шум винтов атакуемого корабля. Росло, и общее количество лодок. В 1914 - 1918 годах в подводном флоте Германии было 400 лодок, за период второй мировой войны немцы построили около 1 200 лодок. Потери союзников росли из года в год. В 1940 году они потеряли 587 судов (под британским флагом), ь 1941-м - около 700, а к 1942 году потери превысили 1 160 судов.

     Результаты неограниченной подводной войны приводили западных союзников в ужас. 19 июня 1942 года американский генерал Д. Маршалл пишет адмиралу Кингу «Потери, причиняемые подводными лодками у берегов Атлантики и на Карибском море, угрожают свести на нет все наши военные усилия. Я опасаюсь, что если подобное положение продлится еще месяц или два, наши транспортные средства окажутся не в состоянии доставлять на важнейшие военные театры достаточно людей, и самолетов, чтобы оказать решающее влияние на ход военных действий»

     И все же «битва за Атлантику», как любят называть буржуазные историки сражение подводного флота Германии с противолодочной обороной союзников, была выиграна союзниками. Решающую роль в этом сыграло, конечно, поражение немецко-фашистских войск на советско-германском фронте. Однако, и масштабы противолодочных мероприятий союзников были поистине огромны. Темпы наращивания сил, и средств ПЛО в несколько раз превосходили темпы постройки немецких подводных лодок. И хотя 1942 год оказался для подводного флота Деница самым результативным (было потоплено 1 038 судов водоизмещением пять с половиной миллионов тонн), этот успех сопровождался большими - потерями лодок.

     Против 100 немецких лодок, действовавших одновременно в море, англичане, и американцы сосредоточили в 1943 году 3 тысячи кораблей, и 2 700 самолетов. Почти на всех надводных кораблях установили гидролокаторы, позволявшие обнаруживать погруженные лодки на дистанциях 2 - 4 километра. Кроме глубинных бомб и бомбометов, корабли стали применять многоствольные реактивные минометы.

     Радиолокация окончательно загнала лодку под воду. Ночная тьма уже не могла больше безопасно дарить экипажу свежий морской воздух, давать возможность вентилировать отсеки, заряжать батарею. Самолеты, оснащенные радиолокационными установками, внезапно появлялись над всплывшими лодками, и уничтожали их бомбами.

     В интересах ПЛО работали радиоразведка и агентурная сеть. В качестве контрмеры против акустических торпед применялся фоксер (в переводе с английского лиса, обманщица), буксировавшийся за кормой судна, и привлекавший эти торпеды на себя мощным искусственным шумом. Торговые суда совсем перестали плавать в одиночку. На переходе морем они следовали с сильным охранением, боевые корабли маневрировали противолодочным зигзагом. Для поиска и уничтожения лодок создавались поисково-ударные группы кораблей (ПУГ), которые охотились за лодками, не ограничиваясь лишь сопровождением конвоев. Кривая уничтожения лодок неумолимо шла вверх. В 1939 - 1941 годах немцы ежемесячно теряли две лодки, в 1942-м - семь, в 1943-м - шестнадцать, в 1944-м - двадцать (в этом году немцы построили 292, а потеряли 237 лодок).

     Подводные лодки побеждали там, где была слабой ПЛО. Американские военные историки превозносят боевые успехи на Тихом океане «морских дьяволов», как они называют своих подводников. Действительно, подводные лодки США, выпустив 14 730 торпед, отправили на дно 1 152 японских судна. Но эти историки почему-то забывают сказать о том, что противолодочной обороны у японцев, по сути дела, не было. Их судоходство в войну осуществлялось так же, как в мирное время. Торговые суда из-за нехватки кораблей охранения в большинстве случаев совершали переходы самостоятельно. Зачатки конвойной службы появились у японцев только к концу 1943 года. Американские подводники безнаказанно нападали на японские суда, и боевые корабли, часто атаковали из надводного положения с широким применением радиолокации, зная, что японский флот безнадежно отставал в развитии средств обнаружения подводных лодок.

     Советский Военно-Морской Флот в период войны сумел эффективно защитить свои морские коммуникации. Так, Краснознаменный Северный флот, не имевший в своем составе линейных кораблей и крейсеров, успешно прикрыл морские дороги к нашим северным портам. Из 778 транспортов, следовавших в составе 41 конвоя, не дошло до Мурманска, и Архангельска только 60 судов. Из наших портов на запад перешло 36 конвоев, в которых из 707 транспортов погибло лишь 22 судна.

     Легкие надводные силы Северного флота охраняли караваны судов, разыскивали и уничтожали лодки в районах их вероятных ударов по транспортам. ВМФ СССР внес выдающийся вклад в дело разгрома фашистской Германии. За период Великой Отечественной войны советские моряки вывели из строя около 1 250 боевых кораблей противника, более 1 300 транспортных судов общим водоизмещением 3 миллиона тонн. Флотская противовоздушная оборона, и авиация уничтожили более 6 тысяч самолетов. Среди моряков Героев Советского Союза немало противолодочников. Их корабли нанесли существенный ущерб гитлеровскому подводному флоту.

     АТОМНАЯ ЛОДКА

     В послевоенный период была создана атомная подводная лодка. Это событие открыло новый этап в соревновании лодки, и ПЛО. Благодаря почти неистощимому запасу энергии подводная лодка с атомной силовой установкой превратилась в действительно подводный, а не погружающийся, как раньше, корабль. Скорость хода атомных лодок сравнялась, и превосходит скорости лучших надводных кораблей. Она может находиться под водой в течение нескольких месяцев без пополнения запасов.

     Ныне подводная автономность практически ограничивается лишь выносливостью экипажа. Как сообщалось в иностранной печати, глубина погружения современных лодок превысила 300 метров. Строятся лодки, способные погружаться на 900 метров. Опытные лодки, точнее, подводные снаряды, погружаются на 2 тысячи метров. На вооружение лодок пришли баллистические ракеты, что определило новую область их применения. Из подводного положения лодка может наносить удары по противнику, как на побережье, так, и в глубине его территории.

     «Атомным подводным лодкам-ракетоносцам принадлежит будущее, - пишет итальянский адмирал А. Якино, -, и вследствие своих колоссальных возможностей они становятся все более грозным оружием». Покойный президент Д. Кеннеди называл подводную лодку, вооруженную баллистической ракетой, «абсолютным оружием». Исключительно высокие боевые качества атомных лодок, большая разрушительная сила, и относительная неуязвимость баллистических ракет с ядерными боеголовками ставят по-новому проблему ПЛО. Эта оборона приобретает важное значение. Какими же силами, и средствами будет вестись, по современным взглядам, борьба с атомными подводными лодками?

     СТАРЫЕ ПРОТИВНИКИ

     Зарубежные военные специалисты считают, что традиционными, нестареющими носителями противолодочного оружия остаются надводные корабли, хотя их значение несколько упало. Не по зубам стало надводному кораблю в одиночку бороться с атомной лодкой. В минувшую войну на долю надводных кораблей, которым, правда, помогала авиация, приходится четыре пятых всех уничтоженных лодок. Высказывается мнение, что современному надводному кораблю все труднее состязаться с атомной лодкой в скорости хода, и дальности плавания, в независимости от метеоусловий, и работоспособности гидроакустической техники. А уж о скрытности, и говорить не приходится надводный корабль в море, как на ладони, тогда, как лодка укрыта стометровыми толщами воды.

     И все же военно-морские специалисты считают, что надводный корабль еще пригодится противолодочной обороне. После войны его характеристики существенно улучшились. Увеличены скорость хода, и дельность плавания, развиты энергетика, средства обнаружения, оружие. Скорость хода надводных кораблей могла бы быть еще более повышена, но из-за кавитационных шумов, присущих большим скоростям, гидроакустические приборы становятся малоэффективными. Тем не менее считается, что быстроходные корабли на подводных крыльях, и воздушной подушке могут иметь перспективу в ПЛО. Скорость кораблей на подводных крыльях достигает 100 километров в час.

     Корабли ПЛО сводятся в поисково-ударные группы, которые за короткое время «ощупывают» большой район моря. Эффективность поиска возрастает, если корабли взаимодействуют с противолодочной авиацией. В этом случае кораблю не обязательно поддерживать непосредственный гидроакустический контакт с лодкой, обнаруженной авиацией. Он применяет свое оружие, пользуясь целеуказанием от самолета или вертолета.

     Ключевая проблема ПЛО - обнаружение, и классификация целей. Надводные корабли оснащены различными средствами обнаружения подводных лодок. Среди них центральное место занимают гидролокационные приборы. Зарубежные низкочастотные звуковые гидролокаторы, установленные на новейших кораблях, позволяют обнаружить подводную лодку - в благоприятных условиях - на расстояниях до 30 - 45 миль. Такая значительная дальность действия гидролокатора достигается за счет многократного отражения акустической энергии от дна моря, и слоя температурного скачка (слой воды, в котором температура резко меняется с глубиной, до нескольких градусов на один метр). Без использования донного отражения радиус действия гидролокатора составляет 8 - 14 миль.

     В зависимости от размещения антенны (вибраторов или гидрофонов) применяются подкильные, опускаемые, и буксируемые гидролокаторы. У подкильных акустическая антенна размещена стационарно в днище корабля. Это наиболее распространенный тип гидролокатора. Чтобы надежно обнаружить лодку под экранирующим слоем температурного скачка, прибегают к нестационарной антенне, которую можно опускать с борта корабля (вертолета) на различную глубину.

     Антенна буксируемого гидролокатора тянется, как шлейф, за кормой корабля в сотне метров. Углубление антенны выбирается оптимальным с точки зрения гидрологических условий. Как правило, ее погружают под слой температурного скачка. На антенну, удаленную от корабля, почти не действуют помехи от винтов, и работающих судовых механизмов.

     По данным зарубежной печати, на некоторых кораблях в дополнение к гидролокаторам устанавливаются шумопеленгаторы. Не излучая энергии, они обнаруживают лодку по шумам ее винтов, определяют направление (пеленг). Однако эффективность шумопеленгатора во многом зависит от уровня собственных шумов корабля. После обнаружения лодки начинается атака.

     На вооружении кораблей (или флотов) некоторых стран имеются противолодочные ракето-торпеды с дальностью стрельбы до 25 километров. В боеголовке этих ракет применяется тротил или ядерная масса с тротиловым эквивалентом 10 - 20 килотонн. Ракето-торпеда выстреливается в направлении подводной лодки, а затем по команде с корабля от нее отделяется торпеда, снабженная парашютом, которая, войдя в воду, самонаводится на лодку. Если боевой частью ракеты является глубинная бомба, снижать скорость ее приводнения не требуется. Бомба погружается, и взрывается на заданной глубине.

     Противолодочные торпеды имеют акустическую головку самонаведения в двух плоскостях по курсу, и по глубине. Разрабатывается торпеда, управляемая по проводам, которая, как утверждает печать, будет не только «более быстроходной, и менее шумной, но, и весьма глубоководной». Предельная глубина погружения торпеды достигнет 1 800 метров. Если дистанция до лодки 2 - 6 километров, то противолодочный корабль может применить реактивные бомбометы. Заряд зарубежных образцов бомб весит 50 - 100 килограммов.

     Корабли ПЛО разных классов, и типов непрерывно совершенствуются. Получили дальнейшее развитие эсминцы, сторожевые корабли, фрегаты, специальные противолодочные корабли. Большое внимание уделяется противолодочным авианосцам. Американцы планируют построить даже атомный авианосец. На авианосце базируются до нескольких десятков самолетов или вертолетов. В Советском флоте находятся в строю противолодочные крейсера-вертолетоносцы. Их основное оружие - вертолеты способны найти, и уничтожить лодку на любой глубине.

     АВИАЦИЯ ПЛО

     В операциях против подводных лодок надводные корабли тесно взаимодействуют с авиацией, в том числе базирующейся на береговых аэродромах. Самолеты могут искать подводные лодки в отдельных районах океана.  Как сообщается в зарубежной печати, для обнаружения лодок вертолеты, и самолеты используют гидроакустическую технику, магнитометрические приборы, радиогидроакустические буи. Магнитометры регистрируют изменения магнитного поля Земли за счет влияния массы лодки. Их дальность действия невелика - около 300 метров. Высота полета самолета или вертолета при поиске лодок не превышает 50 метров.

     Опускаемые, и буксируемые вертолетные гидролокаторы позволяют обнаружить лодку на значительном удалении. При поиске лодки опускаемым гидролокатором вертолет «зависает» на высоте нескольких метров. Прослушав горизонт в одной точке, вертолет поднимает антенну (вибратор), перелетает на другую позицию. Такими скачками удается в короткий срок обследовать большой район. Есть одно важное преимущество вертолета перед кораблем - лодка его не услышит своими гидроакустическими средствами.

     Радиогидроакустические буи включают в себя элементы гидролокации, и радиосвязи. Сброшенный на воду с самолета или вертолета буй своими гидролокационными сигналами начинает прощупывать водную толщу. Информацию об обнаруженной подводной лодке по шуму или эхосигналам от нее радиостанция буя автоматически передает на самолет или вертолет.

     Активные буи, излучающие акустическую энергию, передают по радио о направлении, и дистанции до обнаруженной подводной лодки. Например, буй AN/SSQ-2 в активном режиме позволяет обнаружить лодку на удалении 1,5 - -4,5 километра. Продолжительность его работы - 15 часов, после чего буй тонет. Пассивный буй обладает тем достоинством, что его работа не обнаруживается лодкой. Радиогидроакустические буи можно применять на маршрутах следования конвоев, у входов в гавани, в проливах, и других узкостях.

     Как сообщает иностранная печать, изучается возможность постановки буев в открытом океане, и управления ими с помощью искусственных спутников Земли. Из авиационных средств поражения подводных лодок наиболее мощными являются атомные глубинные бомбы. Зарубежные образцы противолодочных авиабомб имеют заряд, равный в среднем десяти килотоннам тротила. Однако военные специалисты считают бомбы дорогостоящим оружием по сравнению с другими средствами, и думают применять их, когда место лодки определено с высокой точностью. На противолодочных рубежах, и вероятных путях следования лодок ставятся авиационные мины. Весьма распространенным оружием противолодочных самолетов, и вертолетов являются торпеды. Чтобы снизить скорость приводнения торпед, сбрасываемых с самолетов, используются тормозные парашюты. Высокая мобильность авиационных средств поиска, и уничтожения лодок делает их важным звеном в системе ПЛО.

     ЛОДКА ПРОТИВ ЛОДКИ

     Несмотря на достоинства надводных кораблей, и авиации, как носителей противолодочного оружия, военно-морские специалисты все более склоняются к тому, чтобы назвать самым грозным противником атомной подводной лодки атомную подводную лодку, специальную противолодочную, или, как американцы ее называют, атакующую лодку. Кстати, погибшая лодка «Трешер» была именно такой лодкой. Что же привлекает специалистов в атомной подводной лодке, как силе ПЛО?

     Лодка действует скрытно вплоть до момента атаки. Она способна плавать в любом районе океана, в том числе под арктическим льдом. Из всех сил ПЛО только лодка находится с лодкой противника в одной среде, и одинаковых условиях. Ее скорость хода, и автономность позволяют в течение длительного времени преследовать цель или оставаться на позиции. Много преимуществ имеет лодка, как противник себе подобной.

     Атомные атакующие подводные лодки США (их водоизмещение превышает 4 тысячи тонн) вооружены торпедами. Имея тридцатипятиузловую скорость хода, атакующие лодки легко догоняют обычно менее подвижную лодку-ракетоносец. Дальности плавания огромны; без пополнения запасов, не всплывая, противолодочная лодка способна дважды обогнуть земной шар. Лодки весьма малошумны. Это благоприятно сказывается на работе гидроакустических приборов.

     Гидроакустический комплекс, которым оснащены современные лодки ПЛО, позволяет им обнаруживать другие лодки на значительных расстояниях. Дальность действия одного из зарубежных комплексов в благоприятных гидрологических условиях доходит до 55 километров. В этом комплексе предусмотрено устройство для объективной классификации целей. Следует сказать, что вопрос классификации давно занимает умы конструкторов гидролокационной аппаратуры. Слишком много ложных целей, и сигналов может быть принято оператором-гидроакустиком за подводную лодку.

     Чтобы сохранить скрытность, противолодочные лодки больше используют пассивный режим - шумопеленгование. Однако в этом случае в распоряжении командира будет только пеленг на цель. Дистанция может быть оценена весьма приближенно, по ожидаемой дальности действия гидроакустического комплекса, и некоторыми другими способами. В составе комплекса имеется вычислительно-индикаторный блок, который рассчитывает курс, и скорость обнаруженной лодки. Эти данные поступают в систему управления оружием.

     В последние годы для подводных лодок создано весьма эффективное противолодочное оружие - ракето-торпеды. Американцами широко рекламируется одна из таких лодочных ракето-торпед, «Саброк». На лодке имеется до шести аппаратов для стрельбы ракето-торпедами. Из этих же аппаратов можно выпускать обычные торпеды, так, как их размеры те же, что «Саброка». Дальность стрельбы ракетами составляет 50 - 80 километров, и превышает дальности действия других видов оружия ПЛО. При использовании ракето-торпед широко применяется гидролокация, и электронно-вычислительная техника. Не только ракетами будет стрелять лодка по лодке. Обычные торпеды с самонаведением в двух плоскостях вполне еще пригодятся. Дальность хода зарубежных образцов торпед достигает 20 километров.

     ЛОДКУ ПОДСТЕРЕГАЮТ ОПАСНОСТИ ВСЮДУ

     Надводные корабли, авиация, и подводные лодки являются подвижными маневренными силами ПЛО. В борьбе с лодками немаловажная роль -иностранными специалистами отводится стационарным или позиционным противолодочным средствам. Их назначение - обнаружить подводную лодку на дальних подступах к побережьям. Стационарная гидроакустическая система состоит из сети шумопеленгаторных станций, низкочастотные гидрофоны которых установлены в пределах континентального шельфа ниже возмущенных верхних слоев воды. Гидрофоны соединены кабелями с электронной аппаратурой береговых постов. На берегу с помощью ЭВМ обрабатывается вся поступающая информация, и определяется местонахождение обнаруженного объекта.

     Такие системы позволяют обнаруживать лодки за сотни километров от берега. В мае 1968 года с помощью американской системы «Цезарь» был определен примерный район гибели атомной подводной лодки «Скорпион» (в 830 километрах к юго-западу от Азорских островов). В стационарных комплексах могут использоваться, и активные гидролокационные станции.

     Принцип действия комплекса состоит в следующем. Вибратор излучает низкочастотные акустические сигналы, которые отражаются от подводных объектов, и в виде эхосигналов принимаются гидрофонами. Последние преобразуют акустические сигналы в электрические, которые затем передаются по подводному кабелю в центр обработки. Там сигналы вводятся в ЭВМ, которая, и определяет координаты обнаруженной подводной цели. Чувствительность приемной системы одного из комплексов такого типа оказалась достаточной для того, чтобы воспринять взрыв 136-килограммовой глубинной бомбы на удалении 12 тысяч миль (бомба была взорвана у побережья Австралии).

     На противолодочных рубежах размещают автономные гидроакустические станции, работающие, как радиогидроакустические буи. Данные обнаружения они передают на береговой пост, самолет или корабль по радиоканалу. Сигналы буев могут приниматься искусственными спутниками Земли. Несмотря на достаточно высокую надежность обнаружения лодок береговыми гидроакустическими станциями, за рубежом считают, что малошумные ракетные лодки могут запускать ракеты с позиций, лежащих вне радиуса действия систем обнаружения. Поэтому изыскиваются новые пути дальнего обнаружения лодок (например, установка автономной гидроакустической станции на глубине нескольких тысяч метров вдали от побережья).

     Военные стратеги США считают, что в 70-х годах военно-морские силы будут главным видом вооруженных сил. На 1972 год самая большая доля военных ассигнований выделяется флоту. Важное место при этом отводится атомным ракетным лодкам, как основной ударной силе. В составе флота США насчитывается более 40 подводных ракетоносцев, вооруженных баллистическими ракетами «Поларис», и «Посейдон». Это заставляет нас всегда быть начеку, держать сухим наш «противолодочный порох» ПЛО Советского Военно-Морского Флота непрерывно совершенствуется. Силы, и средства ПЛО находятся в постоянной боевой готовности, чтобы в любую минуту отразить удар с глубины.

      ПЕРВЫЕ ШАГИ ПЛО

     Можно вполне определенно сказать, что большая часть судов, затонувших во время первой мировой войны, погибла от подводных ЛОДОК. Подводная лодка обладает особым качеством - невидимостью, и потому может наносить удар внезапно. В России первая действительно боеспособная подводная лодка появилась с 1902 - 1905 годов, во Франции - около 1901 года, в Англии - около 1902 года, в Германии - в 1905 - 1907 годах.

     С самого начала первой мировой войны, как только германские подводные лодки начали свою деятельность, ученые из стран-союзниц приступили к изысканию способов заранее узнавать о приближении лодки. Под водой помещались различные микрофоны, улавливающие шум винтов лодок, но эффект был ничтожным. Подобный же шум создавался моторной лодкой, миноносцем, крейсером, линкором, и коммерческим пароходом. Движение морской воды также создавало много шумов. И, казалось, невозможно выделить из бесчисленных шумов тот, который производила подводная лодка.

     Успех пришел, когда американский инженер Вильям Дубильер, известный своими усовершенствованиями в телеграфе, и беспроволочном телефоне, вместе с французским академиком Тиссо принялся за разрешение этой задачи. Дубильеру и Тиссо удалось открыть, что подводные лодки создают. звуковые волны большей частоты, чем другие источники шумов. Теперь оставалось только исключить все посторонние звуки, кроме тех, которые издает лодка, и определять направление и расстояние до нее. Через несколько месяцев настойчивых поисков такое устройство было создано.

     Во время опытов местоположение лодки определялось на расстоянии до 80 километров. Однако из-за большой чувствительности устанавливать это устройство на судах было невозможно. На побережье Англии, и Франции спешно установили большое количество станций, снабженных подобным устройством. Каждая станция была оснащена быстроходными катерами и миноносцами. Катера имели очень малую осадку, и никакие мины им не были страшны. Стоило неприятельской лодке появиться в, каком-либо месте, как туда немедленно посылались катера, которые прогоняли или топили неприятеля.

   (По материалам советской, и зарубежной печати].

Читайте в любое время

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее