Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

ПО СТОГНАМ РИМА НЕ УГОДНО ЛЬ ВАМ БРОДИТЬ?

А. ВОЛКОВ



Еще никогда археология не обладала такой притягательной силой для всех поклонников этой науки. На экране компьютера словно по волшебству возникают давно исчезнувшие города. И в этот виртуальный мир может проникнуть каждый.

ИМПЕРАТОР ПО ПОВЕЛЕНИЮ МЫШИ

Все еще не веря в происходящее, вы шагнете вперед и — войдете в крупнейший в мире амфитеатр. Но вас окружают не привычные глазу руины, перед вами Колизей во всем своем великолепии, такой, каким он был в 80-м году нашей эры, когда император Тит торжественно освятил его, объявив ликующим гражданам Рима — а собралось их в тот день 50000 человек, — что игры гладиаторов будут длиться сто дней подряд.

Никто не торопит вас. Медленной поступью — сродни императорской — вы обходите свои новые владения. Вы вольны прогуляться по любым коридорам и галереям, рассмотреть роскошные колонны и громадные статуи, часами разглядывая любую деталь памятника. Зрители? Их нет. Их крики, их восторг и сами они могут быть лишь творением вашей фантазии. Единственная реальность — эта громада, Colosseum династии Флавиев. Единственный зритель — вы. Можно подняться и занять места, отведенные для сенаторов, разлечься на мраморной скамье. Можно перешагнуть черту, разделяющую граждан Рима и жалких рабов, — выйти на арену, где будут убивать гладиаторов. Можно, готовясь к смертельной схватке, пройти в каморки, расположенные под ареной, — там гладиаторы ожидали начало боя...

В этом Колизее вы вправе выбрать себе любую жизнь, ведь любая жизнь — это в том числе и набор предметов, окружающих человека, например предметов архитектуры. Щелкните кнопкой мыши — и «из грязи в князи», из гладиаторов — в императоры.

За удовольствие побродить по знаменитому амфитеатру нам надо благодарить поборников новой научной дисциплины — виртуальной археологии. На протяжении многих десятилетий адепты обычной («полевой») археологии разыскивали давно «ушедшие в землю» города, разрушенные храмы и разоренные дворцы. Прошлое восставало перед ними чаще всего в образе бесформенной осыпи, обвалившихся стен, унылых, обточенных ветром и водой глыб. Как правило, архитектурные памятники украшают город лишь несколько столетий. Их разрушают войны, пожары, прихоти тиранов, а иногда и геологические катастрофы: землетрясения, извержения вулканов.

Порой эти утраты пытаются возместить, возводя жалкие муляжи старинных построек. Долгое время казалось, что это — единственный способ сражаться с немилосердным временем, превращающим в мусор и хлам любые творения мастеров прошлого. Но с недавних пор образы минувших эпох стали воссоздавать виртуальными средствами. Это занятие равно увлекает ученых, художников, компьютерщиков. В своей работе они используют богатейший материал, накопленный археологами. В трехмерном иллюзорном мире возникают старинные памятники, архитектурные ансамбли, предметы быта разных эпох и даже целые города. Бесплодная, казалось бы, мечта о машине времени начала сбываться. Все больше новых CD-ROM предлагают увидеть наяву «дела давно минувших дней».



СТАДО СПЯЩИХ БИЗОНОВ НЕ ДАЕТ НАУКЕ СКУЧАТЬ

Речь идет не только о творениях, уже сокрушенных временем. Ведь то немногое, что избежало «общей судьбы», зачастую недоступно взгляду посторонних. Двери в прошлое (даже если они есть) подчас бывают заперты наглухо. Пример — пещера Ласко в Дордони (Франция), на берегу Везера. Здесь сохранились уникальные наскальные рисунки, созданные 17000 лет назад. Археологи и историки восторженно говорят, что эти шедевры позднего палеолита «знаменуют зарождение искусства». Их обнаружили лишь в 1940 году. Рисунки пережили тысячелетия. Казалось, время не властно над ними. Однако с открытием пещеры благоприятный атмосферный баланс был нарушен. Из-за постоянного наплыва посетителей древняя роспись стала быстро разрушаться. Распространилась плесень. В 1965 году доступ публике в пещеру был воспрещен.

Лишь новейшие компьютерные технологии позволяют обойти запрет. Благодаря работе американского дизайнера Бенджамина Бриттона проникнуть в пещеру теперь может каждый. Почти три десятка специалистов, работавших под началом Бриттона, восстановили облик пещеры Ласко. Виртуальный турист не только осмотрит пещеру и изображения, оставленные древними мастерами, но и испытает ощущения, недоступные в обычной жизни. Разумеется, для этого нужен инфошлем со встроенным экраном. Зато теперь вы можете летать вдоль стен пещеры и даже проникать сквозь них. По вашей команде оживут звери — персонажи древней росписи, и внезапно их стадо заполнит пустынный грот.

Бриттон сознательно смешал строгую науку с масскультовским «фикшн». Как и следовало ожидать, некоторые ученые стали ругать его за балаганные фокусы с персонажами первобытных рисунков, за «полеты» и прочие «голливудские» трюки. Но разве археология обязана быть скучной наукой? Разве нельзя знакомиться с прошлым с улыбкой? «Простите, но вы фальсифицируете науку», — возражают ее сверхсерьезные адепты. «Подчас до истины можно докопаться, лишь повинуясь интуиции. Ограничивая себя рамками документов, истину не обретешь», — парирует Лотар Шпрее, немецкий специалист по компьютерной графике.

В ДРЕВНЕЙШЕМ ГОРОДЕ МИРА

Вот уже несколько лет Лотар Шпрее вместе с коллегами из Германии и Великобритании работает над одним из самых интересных археологических проектов — воссозданием облика Чатал-Хойюка, одного из древнейших городов планеты. Когда-то он возвышался на юге Центральной Турции, на Анатолийском плоскогорье. Английский археолог Джеймс Меллаарт раскопал его в 1950—1960-х годах. Открытие города, построенного девять тысяч лет назад, стало подлинным «археологическим событием века», принципиально изменившим представления об истории первобытного общества (см. «Наука и жизнь» № 3, 1999 г. — «Райские сады на Земле — были!»).



«С тех пор как был обнаружен Чатал-Хой-юк, мы узнали, что одна из первых известных нам городских культур возникла на три тысячи лет раньше, чем мы предполагали, причем возникла не на берегах Евфрата и Тигра (около 4000 года до нашей эры), не в Египте (около 3500 года до нашей эры), а в Анатолии, столь пустынной в наши дни», — пишет немецкий археолог Генрих Клотц в книге «Открытие Чатал-Хойюка». И добавляет: «Как принято говорить, историю надо переписывать заново... Теперь мы видим, что первые развитые культуры сформировались, лишь только человечество перешло к оседлому образу жизни».



Шумер и Египет не были первыми цивилизациями в истории человечества; им предшествовал тысячелетний опыт городской культуры.

Когда знакомишься с Чатал-Хойюком, поражает, что в столь отдаленные времена здесь проживало около десяти тысяч человек. Многочисленные находки свидетельствуют о высоком уровне жизни и уникальной культуре здешних обитателей, их искусстве ваяния, их архитектуре и живописи. И уж совсем изумляет планировка города. Группы прямоугольных домов стояли вплотную друг к другу — стена к стене. Не было и намека на улицы. Передвигаться, очевидно, приходилось по плоским крышам зданий. Да и проникали люди в свои жилища через люки, предусмотренные в крышах. Стены из сырцового кирпича горожане расцвечивали в белый и красный тона, а зачастую еще и украшали фресками. В комнатах встречаются рельефы, лепнина, орнаменты и рисунки...

Все это полностью меняет представления о людях каменного века, хотя еще совсем недавно их образ жизни считался примитивным, дома — убогими.

Впрочем, вы и сами можете судить об этом. Суммировав весь собранный материал, ученые выстроили виртуальный Чатал-Хойюк — и теперь древний город можно осмотреть, переходя из дома в дом, из комнаты в комнату. Более того, любители археологии могут, щелкая кнопкой мыши, сами «вести» раскопки. Снимая слой почвы за слоем, вы углубляетесь в каменный век. Вам попадаются какие-то предметы — пусть уже и найденные когда-то Меллаартом и другими. Правда, вы не в силах, наверное, оценить их значимость... Что ж, достаточно вновь щелкнуть мышью — и появится подробный отчет о находке.



На CD-ROMe «Чатал-Хойюк» имеется не только виртуальная реконструкция этого города, но и обширная информация о проведенных раскопках — поистине энциклопедия древнего мира.

АНТРОПОЛОГИЯ ПОСЛЕ ГУТТЕНБЕРГА

Возможность, «не отходя от письменного стола», совершить экспедицию в отдаленный очаг древней культуры или осмотреть предмет, хранящийся где-нибудь на другом континенте, не менее важна и для самих ученых. Когда-то в средние века приверженцы науки в поисках нужных им книг совершали путешествия из одного монастыря в другой, из одной страны в другую. Позднее, с началом «эпохи Гуттенберга», постепенно сформировался привычный нам образ кабинетного теоретика, спокойно сидящего в тиши своей комнаты, подле обширных книжных полок, и перелистывающего один фолиант за другим. Несомненно, расцвет науки в XVII—XVIII веках связан еще и с тем, что печатные книги стали доступны всем ищущим мудрости.

С появлением компьютерных технологий произошел новый качественный скачок. Путешествуя по компьютерным сетям, можно в считанные мгновения перенестись из Библиотеки Конгресса в Ленинку или, следуя призыву Северянина, помчаться «из Нью-Йорка — на Марс». (Напомню, что только в первые пять дней интернетовскую страницу, посвященную марсоходу «Пасфайндер», посетили 220 миллионов человек!) Теперь, чтобы исследовать материальное творчество былых цивилизаций, достаточно включить компьютер и вглядеться в трехмерные изображения, запечатленные на компакт-диске. Человечество давно привыкло к домашним библиотекам, теперь пришло время создавать домашние музеи.



До сих пор речь шла только об археологии, но ведь и антропология — наука, исследующая ископаемые останки человека, — вынуждена преодолевать немало трудностей. Серьезные занятия данной наукой, прежде всего, немыслимы без дальних поездок, без экспедиций, длящихся неделями и месяцами, что связано с огромными тратами. Но даже в том случае, когда надо познакомиться с уже найденным экспонатом, ученый зачастую натыкается на закрытые сейфы и витрины. Владельцы редчайших костных останков стерегут их, как чашу святого Грааля. Например, многие ископаемые памятники, найденные на юге Африки и хранящиеся в Национальном музее в Найроби (Кения), спрятаны в громадном помещении-сейфе, который защищен даже на случай атомной войны. Ученые, конечно, могут попасть туда, но вот прикоснуться к предметам, осмотреть их со всех сторон и измерить — о, это уже совсем другой разговор!

Однако научному познанию не присуща благоговейная дистанция. Дело антропологов — брать циркуль в руки и измерять, измерять и измерять. Конечно, можно понять боязнь музейных работников, защищающих кости наших древнейших предков от нашествия исследователей, идущих вереницей. С каждым прикосновением к этим ценнейшим экспонатам утрачиваются частицы их вещества. Накапливаются царапины, поверхность памятника шлифуется, и, наконец, наука лишается его — и все оттого, что сотни ученых проводят одни и те же измерения, проверяя свои выводы и гипотезы.

А между тем проблем удалось бы избежать, если бы ученые могли получать нужные им «объекты» исследования с помощью клавиатуры компьютера. Точность современных виртуальных моделей очень высока. Пользуясь иллюзорной трехмерной картинкой, ученые смогут измерять, анализировать и реконструировать, словно перед ними лежит подлинный череп какого-нибудь «человека умелого». Со временем — и в этом можно не сомневаться — такой банк данных будет создан, доступ к нему получит любой антрополог, где бы он ни работал — в Нью-Йорке, Найроби или Москве. В этом банке данных будут храниться все африканские, европейские и азиатские ископаемые останки гоминидов — точнее, их изображения, в полной мере заменяющие подлинник. Наука станет виртуальной, что во многом облегчит работу ученых и будет способствовать новым, неожиданным открытиям.

У КАЖДОГО КОМПЬЮТЕРЩИКА ПОЯВИТСЯ СВОЙ АКРОПОЛЬ

Когда ученый интерпретирует найденный во время раскопок объект, он, скорее, руководствуется своим опытом, знаниями и фантазией, нежели тем, что обнаружил. Или, говоря иными словами, археолог находит то, что ожидает найти. Появление виртуальных музеев, надеется профессор Кембриджского университета Ян Ходдер (в Чатал-Хойюке он ведет раскопки с 1993 года), поможет преодолеть кастовость археологии и разрушит застылые научные догмы. Проблема здесь та же, что и в антропологии. Пока что доступ к научным экспонатам имеет лишь узкий круг экспертов, которые невольно оказываются заложниками собственных научных представлений. Их мысль вертится вокруг одних и тех же идей. Теперь, когда каждый увлеченный древностью человек, сидя перед экраном компьютера, может спокойно и внимательно осмотреть любой обнаруженный объект, следует ожидать появления множества новых идей и гипотез. Как бы ни были спорны теории дилетантов, они, по мнению американского археолога, послужат хорошим импульсом для серьезных ученых.

Оживить и сохранить прошлое в виртуальном режиме — главная задача как антропологии, так и археологии. Бег времени неумолим. И, может быть, лишь усердие компьютерщиков спасет для наших потомков многие современные памятники, которые еще будут разрушены стихией, слепой человеческой страстью к войне или даже чрезмерными стараниями ученых.

Приведу недавний и очень наглядный пример. Мы можем охранять памятники прошлого от наплыва туристов, вывешивая повсюду таблички и вводя неумолимые запреты, можем охранять экспонаты от ретивого пыла ученых, помещая те в сейфы. Однако подчас все меняется в один миг. Когда итальянская фирма «Инфобайт» (кстати, она и воссоздала Колизей) приступала к виртуальному воплощению знаменитой базилики Сан-Франческо в Ассизи (XIII век), никто и не подозревал, что простое «развлечение» вскоре станет насущной и в то же время горькой необходимостью. В сентябре 1997 года в умбрийском городе Ассизи произошло сильное землетрясение. Последствия его для прославленной базилики были катастрофическими. Рухнули части ее свода, украшенные фресками. Часть великолепных работ Джотто (1267—1337) и Чимабуэ (1240—1302) полностью уничтожены. Они погибли навсегда. И все-таки — этим мы обязаны виртуальным археологам — можно и впредь заходить в нетронутую стихией базилику и любоваться шедеврами Проторенессанса. Компьютерный мир не содрогается от земных катаклизмов. Искусство принадлежит виртуальности.

Сам Ян Ходдер и его немецкие коллеги лелеют грандиозную мечту. Им хочется воссоздать на экране все, что когда-либо было построено нашими предками. Стонхендж и гробницу египетской царицы Нефертити, Помпеи и афинский Акрополь, храмы майя и японские усыпальницы императоров... Их последователям останется разве что воскрешать в иллюзорном мире людей, когда-то населявших наш бренный мир, и животных, в нем обитавших, благо все их останки будут столь же тщательно сберегаться в другом — опять же виртуальном — банке данных.



Кто знает, со временем весь мир, возможно, сузится до размеров одного крохотного носителя информации — не важно, как он будет называться. Все памятники прошлого и настоящего скроются в недрах этой непомерной «компьютерной книги». А человек будущего — будь то ученый или профан, беззастенчиво проникающий в недоступный прежде храм или дворец, — превратится в спокойное и безвольное существо, целыми днями взирающее на экран монитора и блуждающее из одной эпохи в другую, с одного континента на другой.

Во всяком случае мир призрачной реальности станет таким же полноценным, каким для кабинетных ученых XVII или XVIII века был мир их библиотек. В этом застывшем мире, мире вечных и неизменных экспонатов, будут длиться все те же события, те же однообразные «ночь, улица, фонарь, аптека», на которые с одинаковым восторгом первооткрывателей примутся глядеть поколения наших потомков — с тем же восторгом, с каким взирают на них наши современники, уже сейчас любующиеся прошлым по Интернету.

АДРЕС В ИНТЕРНЕТЕ

Прошлое оживает в Интернете. Чтобы отправиться туда, нужно лишь приобрести специальные программы (так называемые Plug-in) для обычного интернетовского браузера. Правда, некоторые массивы данных слишком велики, и они не умещаются в сети. Так, прогуливаясь по Интернету, вы можете заглянуть в Колизей: (http://www.infobyte.it/ pages/vr/colosseum.html), но осмотреть его полностью вам не удастся: в пору «строительства» виртуального Колизея ученым едва хватило мощности лучшего в мире графического компьютера, созданного американской фирмой «Силикон Графике».

То же самое мы вынуждены сказать и об интернетовской версии знаменитой базилики Сан-Франческо в Ассизи: (http://www.infobyte.it/ pages/vr/colosseum.html)

Работу Бенджамина Бриттона пока что демонстрировали лишь на выставках в США, во Франции и в Корее. И все же завсегдатаи сети могут познакомиться хотя бы с фрагментами этой инсталляции:http:// www.daap.uc.edu/soa/bend/newhome.htm

Совсем недавно опыты подобного рода представила Надя Тальман, одна из самых известных специалистов по разработке виртуальных людей. Сотворенные ею человечки умеют жестикулировать, их лица оживляет мимика. В рамках проекта, проводившегося в Женевском университете, Надя Тальман вдохнула жизнь в тела семи тысяч терракотовых солдат, что вот уже более двадцати веков охраняют гробницу китайского императора Цинь Шихуанди. На лицах гвардейцев появились осмысленные выражения. Тальман научила древних воинов двигаться. Некоторое — пусть и крайне малое — представление об этом проекте вы можете получить по следующему интернетовскому адресу:

http://www.miralab.unige.ch/index.html


Случайная статья


Другие статьи из рубрики «Человек и компьютер»

Детальное описание иллюстрации

Прославленная базилика Сан-Франческо в Ассизи серьезно пострадала во время землетрясения. Рухнули части свода, украшенные великолепными фресками (слева). Эти фрески уничтожены навсегда. Однако благодаря виртуальным археологам ими по-прежнему можно любоваться.
С помощью компьютера были реконструированы два здания, изображенные на фресках флорентийского мастера Джотто (1267—1337). Обе эти постройки украсили улицы виртуального города. На фотографиях внизу — одна из них: справа — фреска, слева — реконструкция (здания помечены кружками).
Карнак. Некогда в окрестностях этого селения располагались Фивы, древняя столица Египта. Само же селение выросло на развалинах величественного храма Амона. Так выглядит этот храм, воссозданный археологами в первозданном виде. Стоит нажать кнопкой мыши на глазки, усеявшие изображение храма, и древний памятник откроется во всем своем великолепии — таким его видели фараоны. Шаг за шагом зрители продвигаются по храму — любую деталь архитектурного изображения они могут увеличить и рассмотреть в удобном для них ракурсе.
Ласко, пещера каменного века. Здесь можно не только любоваться наскальной живописью, но буквально пролететь вдоль стен пещеры или проникнуть сквозь них. Можно воскресить животных, изображенных на стенах пещеры. Или присесть за стол и неторопливо изучить древнюю роспись.