ВЫЖИЛ ТОТ, КТО ДЫШАЛ ЧАЩЕ

А. А. ЗОТИН, Т. АЛЕКСЕЕВА, И. ВЛАДИМИРОВА, А. И. ЗОТИН. Эволюционная биоэнергетическая ловушка и прогрессивная эволюция животных. “Известия АН. Серия биологическая” № 1, 2000, стр. 5—11.

Специалистами установлено, что в процессе прогрессивной эволюции энергетический обмен у животных резко возрастает. Известно также, что размеры тела животных, относящихся к процветающим в эволюционном плане видам, постепенно увеличиваются. Это естественно, поскольку увеличение размеров дает животным преимущества в борьбе за жизнь. Оказывается, однако, что и обратный процесс — уменьшение размеров тела при эволюции — тоже имеет определенные преимущества.

Мелким особям, например, легче найти для себя какую-то нишу и уцелеть: во-первых, расширяется кормовая база, во-вторых, появляется больше шансов спрятаться от опасности и, наконец, что тоже немаловажно, бывшие конкуренты перестают видеть в них соперников. Если такое уменьшение организма помогло, то оно прекращается, если же нет, то продолжается, но не бесконечно.

Дело в том, что с уменьшением размеров тела животного растет интенсивность его дыхания и, как следствие, — усиливается энергетический обмен. Но повышенный обмен требует и повышенного притока пищи, в результате чего некоторые мелкие животные, к примеру землеройки, потребляют в сутки больше, чем весят сами. Практически вся их жизнь состоит в непрерывном поиске, поедании и переваривании пищи, и, чтобы хоть сколько-нибудь от этого избавиться, они впадают время от времени в анабиоз. Понятно, что дальнейшее уменьшение размера тела у таких животных просто нецелесообразно, оно могло бы привести к полному прекращению их активной жизнедеятельности. Таким образом размеры животных, вставших на этот путь эволюции, ограничены достаточно узкими рамками.

Существует, правда, и еще один путь — так называемая неотения, то есть способность организма переходить к активной самостоятельной жизни, включая размножение, на ранней стадии постэмбрионального и даже поздней стадии эмбрионального развития. И поскольку на этих стадиях интенсивность дыхания животных гораздо выше, то это тоже дает виду преимущества в борьбе за жизнь. И в наше время процветают виды, которые хоть и не перешли полностью на путь неотении, но способны размножаться, не переходя во взрослое состояние. К таким, например, относятся некоторые хвостатые амфибии, и в своей борьбе за существование они вполне могут победить собственных “родственников”, которые не сумели повысить свой энергетический обмен.