В ЦЕНТРЕ ГАЛАКТИКИ

Наука и жизнь // Иллюстрации
Так выглядит центр нашей Галактики в радиодиапазоне.

Центр нашей Галактики в обычный телескоп не увидишь: мешают облака пыли и газа. Но они проницаемы для радиоволн, излучаемых этим образованием. Показанное здесь изображение получено большим комплексом из 27 радиотелескопов, расположенным в штате Нью-Мексико (США), на волне длиной около 90 сантиметров. Компьютер преобразил радиоволны разной интенсивности в оттенки красного и желтого цветов. Все это излучение производится разными формами межзвездного газа и частиц, движущихся с различными скоростями - от сотен километров в секунду до почти скорости света.

Крупное яркое пятно вблизи центра изображения - так называемый комплекс Стрелец-А (Стр-А), сложное образование, детали которого здесь не видны. Но если рассматривать эту зону на более коротких волнах, то, по мнению большинства астрономов, в ней можно обнаружить черную дыру массой в 2,6 миллиона раз больше солнечной. Активность пожирания материи этой дырой такова, что наше Солнце она могла бы проглотить очень быстро - всего за пять тысяч лет.

Немного левее и выше - области образования новорожденных звезд (на схеме обозначены Стр-В1, Стр-В2 и Стр-D HII). Эти звезды разогревают облака газа вокруг себя, заставляя газ испускать радиоволны. Ниже одной из таких областей и в нижней части снимка - остатки сверхновой звезды, взорвавшейся не более ста тысяч лет назад. Они будут светиться в радиодиапазоне еще несколько миллионов лет. Природа линейных структур, названных астрономами Дуга, Нити и Змея, остается неясной.

Поперечник всей области, захваченной рамками снимка, - около полутора тысяч световых лет, а все это великолепие находится от нас примерно в 28 тысячах световых лет.

Схема снизу поясняет детали снимка.

1- Остатки сверхновой