Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

ПРИДЕТ ВЕСНА - ВЕРНУТСЯ КОНИ

Н. ЕФРЕМОВА, заместитель директора Государственного музея городской скульптуры (г. Санкт-Петербург).

Без них город опустел. Остались сиротливые постаменты на Аничковом мосту, на которых — пока лишь реклама “БАЛТОНЭКСИМБАНКА”, взявшего на себя финансирование реставрации бронзовых скульптурных групп - знаменитых “коней Клодта”.

Первая пара коней покинула постаменты в ночь с 29 на 30 июня 2000 года. Государственный музей городской скульптуры, “опекающий” все значительные монументы города, организовал торжественные проводы. Звучала музыка, рассыпался фейерверк, сотни горожан, несмотря на позднее время, с напряженным вниманием следили за каждым этапом уникального процесса.

Для скульптурных групп объединение “Стальконструкция” изготовило специальные контейнеры. Поддоны были подведены под плинты (основания) статуй, на них установили стойки, закрепленные болтами, и бронзовые юноши, укрощающие коней, оказались в своеобразной клетке. К стойкам привязали стальные тросы, мощный кран легко приподнял первую скульптуру. Как-то внезапно на фоне сумрачного летнего неба, над проводами и фонарными столбами воспарил бронзовый конь, гордо выгнувший шею, подняв вверх встревоженную голову. Четкий, графичный силуэт, выразительность лепки, виртуозное мастерство скульптора - все это воспринималось особенно остро, и в то же время не оставляли опасения: все ли пройдет, как задумано, сохраним ли мы общепризнан ный шедевр, спасем ли его для будущих поколений?

Оказалось, что скульптуры, весом около четырех тонн каждая, держались на гранитных постаментах силой собственной тяжести, без дополнительных креплений. Кони со своими укротителями были погружены один за другим на трейлеры, двинувшиеся по пустынному в эту пору Невскому проспекту в направлении завода “Монументскульптура”, где им предстояло провести около года. Столько времени должны занять реставрационные работы. Через пять месяцев, 30 ноября, на завод доставили вторую пару скульптур. Хотя реставрация конных групп, снятых в июне, практически завершена, решено все статуи вернуть на место одновременно, ко дню рождения города, 27 мая 2001 года.

Скульптуры Клодта — один из символов Петербурга. Их судьба неразрывно связана с городом. Деревянный мост через Фонтанку был впервые построен в 1715 году под руководством полковника М. О. Аничкова, имя которого навсегда закрепилось за неоднократно перестраивавшимся сооружением. Когда в 1839—1841 годах появился ныне существующий мост, его решили украсить скульптурами, созданными Петром Карловичем Клодтом. Этот выдающийся мастер анималистической скульптуры еще в 1833 году представил на выставке в Академии художеств гипсовые модели двух групп, получивших широкое одобрение. Одна изображала юношу в стремительном движении навстречу вздыбившемуся коню, другая запечатлела водничего, гордо шагающего рядом с укрощенным животным, держа его под уздцы. То, что скульптурных групп всего две, связано с первоначальным намерением Клодта — украсить ими пристань на Неве, однако этот замысел не был осуществлен. Отлитые в бронзе самим скульптором композиции в ноябре 1841 года заняли место на западных устоях Аничкова моста (ближе к Адмиралтейству), а на восточных устоях появились их гипсовые копии. Популярность скульптур оказалась столь велика, что их отливки в бронзе вскоре украсили петергофский дворец Бельведер, Орловский парк в Стрельне, подмосковную усадьбу Кузьминки. Бронзовые скульптуры, предназначенные для восточной стороны Аничкова моста, не успели занять постаментов, как были отправлены в Берлин в качестве подарка императора Николая I своему родственнику, прусскому королю. Еще одна пара бронзовых коней, установленная в 1843 году, была через три года снята с постаментов и отправлена в Неаполь, где украшает сад перед королевским дворцом. За это время Клодт решил развить свой замысел, создав для другой стороны моста совершенно новые скульптурные группы. Они отлиты в бронзе и заняли свои места лишь в 1850 году.

С тех пор кони Клодта не покидали постаментов до осени 1941 года. С целью спасения уникальных изваяний от возможных разрушений при бомбежках и артобстрелах осажденного Ленинграда некоторые памятники в городе защищали специальными ограждениями. Группы с Аничкова моста решили укрыть в земле. Для этого их спустили, осторожно подталкивая, с постаментов на специальные деревянные салазки и отправили в соседний Аничковский сад. В связи с быстрым наступлением осенних холодов в замерзшем грунте удалось вырыть лишь один котлован, где была укрыта первая группа, а остальные три смогли зарыть в землю только весной следующего года. Весна 1945 года в Ленинграде ознаменовалась возвращением коней Клодта на мост. Сохраняющиеся до нашего времени на гранитных постаментах следы выбоин, оставшихся от артиллерийских снарядов, напоминают, от какой угрозы были спасены скульптуры в годы войны.

Лишь через пятьдесят пять лет вновь возникла необходимость снятия с постаментов бронзовых коней. Их состояние давно тревожило специалистов Государственного музея городской скульптуры. На бронзовой поверхности накопились значительные загрязнения, пятна, трещины. Отчетливо выявилась деформация оснований. Одна из скульптур заметно наклонялась в сторону воды. Было очевидно, что необходимо полное обследование с последующей реставрацией и консервацией. Реставрационные работы проводились в 1975 году, но тогда статуи не покидали постаментов. Ныне пришли к выводу, что комплексные работы лучше выполнять в условиях реставрационной мастерской.

Разумеется, сложные исследовательские и реставрационные работы требуют значительных затрат, что задерживало их начало. К осуществлению реставрации удалось приступить благодаря финансовой поддержке “БАЛТОНЭКСИМБАНКА”. При содействии этого банка в 1999 году была завершена реставрация Ростральных колонн, скульптура которых буквально вернулась из небытия, и вот теперь настал черед изваяний с Аничкова моста.

В ходе предварительного обследования взяты необходимые пробы с поверхности бронзовых статуй. Известно, что со временем на бронзе образуется патина — тончайшая пленка окисла, защищающая поверхность от загрязнений и разрушений. Оказалось, что бронза густо покрыта смесью соли и песка: именно этим составом посыпают питерские мостовые зимой от наледи, и поток машин, беспрерывно следующих по Невскому, разбрызгивая слякоть, многие годы “бомбардировал” статуи. В сочетании с выхлопными газами, превращающимися под влиянием влаги в кислоты, соль и песок “вычистили” патину, обнажив беззащитную от внешних воздействий поверхность бронзы. Обследовав статуи, реставраторы констатировали, что они на 90 процентов поражены “бронзовой болезнью”, то есть патина полностью утратила защитные свойства, и процессы коррозии, глубинного разрушения металла идут с нарастающей скоростью. Было проведено также обследование полых внутри скульптур с помощью миниатюрной видеокамеры-зонда. Оказалось, что влаги там, к счастью, нет, но сохранились остатки формовочной массы от обжига литейной формы. Интересным открытием стало то, что внутри скульптур нет никакого каркаса и дополнительных опор. Ультразвуковым обследованием установлено, что толщина бронзы колеблется от 2,5 до 6 сантиметров. Трещины и царапины, имеющиеся на поверхности, неглубоки, сквозных отверстий нет, что способствовало сохранности скульптур. Все полученные данные легли в основу разработки новой, специальной методики реставрации.

Во всем мире идет поиск новых материалов и технологий, способных обеспечить надежную защиту скульптур из цветных сплавов, но весь арсенал материалов требует, в свою очередь, дополнительных мер защиты. Например, специальные защитные вещества - ингибиторы разрушаются под действием ультрафиолета, смываются водой с гладких поверхностей, и, таким образом, срок их службы ограничен. Ставшее традиционным нанесение искусственной патины на поверхность бронзы дает положительные результаты также на непродолжи тельное время. Кроме того, применение этих методик требует дополнительной тщательной расчистки поверхности, что в сочетании с воздействием химических средств ведет к утрате авторского слоя.

Разработкой принципиально новой методики занялся реставратор 1-й категории В. Г. Сорин, работающий в реставрационной фирме “Интарсия”. Эта фирма взяла на себя проведение всего комплекса сложных организационных и технологических работ, выиграв соответствующий тендер. Смысл методики: спасти скульптуры от “бронзовой болезни”, сохранив авторскую проработку; создать условия для надежного закрепления ингибиторов, постепенного наращивания естественной патины; решить проблему неповторимого колорита старой бронзы, выявив ее богатую цветовую палитру. В осуществлении работ задействованы специалисты многих учреждений города, занятых в военно-промышленном комплексе, широко используются новейшие приборы и агрегаты.

Результат реставрации первых двух скульптурных групп, законченной 14 декабря 2000 года, внушает надежды. Петербуржцы с нетерпением ждут наступления теплых майских дней, когда любимые кони Клодта дружной четверкой вернутся на Аничков мост.


Случайная статья


Другие статьи из рубрики «Петербургу — 300 лет»