№08 август 2025

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Не всякая поганка — гриб

Олег Першин, натуралист, путешественник, фотограф. Фото автора

Зной хорошего, сухого лета заставляет нас держаться ближе к воде. В жаркие дни берега всех доступных городских и загородных водоёмов полны отдыхающих — здесь шумно, суетно и не смолкают детские голоса. Однако, выйдя на бережок совсем рано, перед рассветом, увидишь другие картинки, услышишь иные звуки… Если благоустроители не полностью укрыли берега акватории асфальтом и бетоном и в её пределах остались небольшие участки, заросшие осоками или рогозом, там точно кто-нибудь обитает, из животного мира. Ну, а если урбанизация не добралась ещё до какого-то озера или пруда, то наслаждаться картинками и звуками можно и после рассвета.

Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации

…Только подходишь к озеру, а тебя уже встречают десятки голосов амфибий. Большие коричневые жабы и зеленомордые лягушки объединили свои вокальные партии в синхронное исполнение. Какофония?! Нет, таково лишь первое впечатление. При внимательном прослушивании можно выявить и солистов, и сопровождение, отметить некоторую ритмику исполняемого «произведения» и работу неведомого дирижёра, управляющего озёрным оркестром. То и дело к характерным звукам пускающих пузыри лягушек добавляются голоса гнездящихся здесь околоводных птиц. Самый узнаваемый голос — размеренное, низкочастотное буханье большой выпи, а речные сверчки, бормотушки и тростниковые камышовки вокализируют неистово, наперебой, будто торопятся куда-то.

Но вот и берег. Зелёная стена из высоких болотных трав в эти ранние часы обычно не шелохнётся. Стоит тихо, будто давая возможность своим обитателям отпеть «концерты» до подъёма светила.

В нос бьёт специфический запах стоячей воды. Стараясь не шуметь, осторожно захожу в буроватую жижу, подёрнутую сплошным покрывалом из ярко-зелёных микроскопических листочков ряски. Ближайшая ко мне «птицва» замолкает, как только начинаю прокладывать себе путь сквозь заросли двухметровых ленточных листьев рогоза. Впереди угадывается открытая вода, — и вот я медленно раздвигаю крайнее полотно шелестящего «занавеса»…

Продолжение статьи читайте в номере журнала

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее